Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Ярмарки краски. В России закончилась Арт-Москва

Ярмарки краски. В России закончилась Арт-Москва
Cамая большая в Восточной Европе ярмарка современного искусства «Арт-Москва» выходит из финансового, но остаётся в творческом кризисе
000

Стенды 37 галерей из 14 стран заняли один этаж московского Центрального дома художника. Обойти их можно было за пару часов – это если ходить медленно и рассматривать внимательно. Для сравнения: на самой престижной арт-ярмарке в швейцарском Базеле выставляется около трёх сотен галерей, а на осмотр экспозиции требуется, по меньшей мере, несколько дней.

Впрочем, для украинских галерей и художников участие в «Арт-Москве», которая проходила с 22 до 26 сентября, означает выход на международный рынок. На этот раз в российскую столицу съездили киевские MironovaGallery, «Коллекция» и «Цех». Причём у первой был один из самых зрелищных стендов, а у второй – один из самых масштабных, с Александром Ройтбурдом в качестве хедлайнера. Вообще же большинство участников – московские и питерские галереи, среди которых и самые именитые, вроде XL, «М&Ю Гельман», «Триумф», «Айдан». В числе художников – российские звёзды, например, Вячеслав Мизин и Александр Шабуров из группы «Синие носы», группа AES+F, Павел Пепперштейн, Марина Алексеева, а также несколько западных знаменитостей – Терри Роджерс, братья Чепмен и Дэмиен Хёрст – какая же уважающая себя арт-ярмарка может обойтись без черепов Хёрста?

Привлечь и продать


На счастье. MironovaGallery представила инсталляцию Дэвида Датуны «Тарелки судьбы». Битая посуда символизирует духовность, и приобщиться к ней теперь смогут посетители Московского музея современного искусства

Без чего ещё не может обойтись любая ярмарка, так это без аттракционов для зрителей. На «Арт-Москве» первый из них встречал гостей прямо на входе – гигантская инсталляция от дочери опального олигарха Елизаветы Березовской «Царица-колокольчик» светилась ядовито-розовым, голубым и зелёным. Внутрь объекта, вроде бы напоминающего о ядерном оружии, можно было забраться. Работа привлекала в основном детей, а также тех, кто ходит на выставки, чтобы сняться с экспонатами.

«Сделай мне портрет – голова с яйцами», – просит приятеля с фотокамерой бородатый мужчина и позирует на фоне блестящего автомобильного диска, на который вместо шины натянута сфера из пёстрых украинских писанок. Вообще‑то произведение называется «Конституция» и висит на стенде MironovaGallery. Его автор – одесситка Оксана Мась, а главная идея – объединение западных стандартов и национальной уникальности. Всего колёс четыре, разного цвета, цена каждого – $ 20 тыс., и по итогам «Арт-Москвы» они уже нашли покупателей.

В прошлом году «Арт-Москва» пострадала от кризиса, продаж почти не было. Организаторы даже думали отказаться от проведения 14‑й ярмарки, но всё же рискнули. Риск оправдался, если судить по красным кружочкам на табличках с названиями, говорящих о том, что работы проданы. Коллекционеры отметили примерно треть выставленных работ.

Размер имеет значение


Тяжёлое детство. Одной из самых популярных на «Арт-Москве» оказалась скульптурная композиция «Дети» питерца Владимира Грига

Особым спросом пользовались фотографии и декоративные скульптуры. Фото – потому что украшать ими офисы становится всё более модно, а обходятся они дешевле живописи. «Какой там у нас метраж стены? Измерь», – требует по телефону один из посетителей «Арт-Москвы» и одновременно прикидывает габариты висящей на стене работы. В этом случае размер важен – потенциальный покупатель запал на гигантские панорамные снимки немца Ральфа Касперса. Особо приглянулась работа «Один миллион евро» – сфото­графированная стопка из купюр по 500 евро, купить которую можно за 50 тыс. евро. А вот живописное полотно примерно такого же размера от братьев Чепмен, с черепами на тёмном фоне, обойдётся как раз в этот самый миллион евро.

«Интересно, как эту штуку можно у себя дома повесить? Она же будет пылиться», – недоумевает одна из посетительниц, рассматривая стенд испанской галереи Horrach Moya. Единственная представленная здесь работа называется «Мечты под покровом ночи». Это подвешенный к потолку деревянный домик, из крыши которого торчат украшенные птичьими перьями ветки. Таких же занимательных и не вполне практичных предметов искусства на «Арт-Москве» можно было найти не один десяток. Например, картины из скотча, инсталляции из битой посуды, пластиковые колбы с тканью внутри или скульптуры из проволоки. Самой концептуальной стала серия «Выставочный план» от россиянки Анны Жёлудь – десяток висящих на стене пустых рамок.

Интересные параллели

Ещё более концептуальное искусство можно было увидеть в рамках параллельной программы. В полуподвальном зале ЦДХ, где расположился немецкий проект «Виртуальный музей Folkwang», было безлюдно даже в субботу, когда в других залах собиралась толпа. В центре зала установили тачскрин, в зависимости от выбранной кнопки на белые полотна проецировались изображения. Например, полотна Ван Гога, Кандинского и Матисса (проект «Самый прекрасный музей мира») или эффектные фотографии рок-музыкантов («Рождение звезды»).

Больше ценителей искусства собрало другое событие параллельной программы – «Вечер Винзавода». На вернисаже был представлен десяток выставок. В галерее «М&Ю Гельман» показали «Бытовой сюрреализм» от Ильи Чичкана – микс из нескольких его последних проектов. «Ужас какой!» – пугались некоторые прямо на входе, возле чучела черепахи. В её брюхо Чичкан поместил экран с видео, на котором девушка пытается удержать во рту живого попугая. «Черепахи вообще вымирают. Он её не убивал? Но он же купил чучело, значит, поддержал тех, кто убивает. И вообще, попробовала бы она кошку в рот засунуть».

«Так и хочется потрогать. О, твёрдое!» – гораздо позитивнее реагировали посетители на скульптуры из пенопласта и пластмассы от Сергея Шеховцова в галерее XL. Кроме того, на площадках «Винзавода» показали графику Александра Виноградова и Владимира Дубоссарского о жителях района Химки, сюрреалистические фотографии Руда ван Эмпеля, замысловатые металлические скульптуры под названием «Паркур» от молодого питерского художника Ивана Горшкова и масштабную живопись Даниэля Рихтера. Работы последнего представила галерея «Риджина», и они могли бы хорошо продаться на «Арт-Москве», но эта галерея второй год игнорирует основную программу ярмарки.

Впрочем, умеренно ругать основную программу – хороший тон среди российских критиков. Нынешняя «Арт-Москва» и правда скромнее по размаху, чем два года назад, да и по содержанию напоминает скорее бессистемное собрание работ на продажу. Но и в таком виде ярмарка остаётся крупнейшей в Восточной Европе. Были бы продажи – масштаб подтянется.

Русская тройка

Фокус выбрал три самые запоминающиеся работы «Арт-Москвы»-2010

1. «Российский флаг»
Дэвида Датуны,
MironovaGallery (Киев)
Панно в цветах российского флага художник выполнил из газетных и журнальных вырезок, которые разместил под слоем из оптических линз. Произведение стоит $ 100 тыс., галерея ведёт переговоры о его продаже с Романом Абрамовичем.
2. Мультимедийные объекты Марины Алексеевой,
Галерея Марины Гисич
(Санкт-Петербург)

В небольших коробках художница создала миниатюрные интерьеры, а в центре поместила мультипликационные изображения – например, балерины или космонавта. Цена каждого объекта – 5 тыс. евро, к концу ярмарки четыре из пяти были куплены.
3. The Elements
Сергея Мироненко,
галерея «Айдан» (Москва)

Таблица наподобие менделеевской, с названиями и образцами в колбах, содержит элементы вроде Bu (фигня) и Sh (дерьмоген). Экспонат можно было приобрести как целиком, так и фрагментами, по 2,5 тыс. евро за штуку.

Юлия Куприна, Фокус

0
Делятся
Google+
Теги:
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.