Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Кино

Мутная поляна. В украинском прокате фильм «Последнее воскресенье»

Мутная поляна. В украинском прокате фильм «Последнее воскресенье»
«Ю лав ми, Лёвушка? – Оф коз, ай ду», – сквозь русский дубляж пробивается аутентичный диалог графа и графини Толстых в Ясной Поляне. В украинский прокат вышел фильм Майкла Хоффмана «Последнее воскресенье»
000

Не умри в 1910 году Лев Толстой от воспаления лёгких, топтать бы ему сейчас красные фестивальные дорожки и принимать призы за вклад в мировое киноискусство. Вклад, в самом деле, нешуточный. Только «Анну Каренину» экранизировали не менее двадцати раз, а в главной роли отметился весь цвет мирового кинематографа – от Греты Гарбо и Вивьен Ли до Жаклин Биссет и Софи Марсо.

Не менее интересна для киношников и биография классика. Каждый период жизни «матёрого человечища», подробно описанный в дневниках, – готовый сценарий. Причём на любой вкус и в любом жанре: от боевика до роуд-муви и мистики.

Создателей «Последнего воскресенья» заинтересовала мелодрама. Первая скрипка в ней была отдана британской актрисе и внучке русского белогвардейца Хелен Миррен («Повар, вор, его жена и её любовник», «Королева», «РЭД»), сыгравшей графиню Толстую – образованную, неистовую, изощрённую в любви и мести. И при этом ослепительно красивую даже в свои сто с небольшим.

Классик вскладчину


Не по карману. Режиссёру Майклу Хоффману пришлось снимать яснополянские пейзажи в немецкой Саксонии –за съёмки в России запросили слишком дорого

В создании фильма о последнем годе жизни и обстоятельствах смерти Льва Толстого поучаствовали Германия, Россия и Великобритания. Немецкая доля в этой концессии – значительная часть бюджета картины (8 из $ 18 млн.) и места для натурных съёмок. Снимать кино о русском классике в России оказалось накладно, поэтому пришлось довольствоваться пейзажами Саксонии и Тюрингии, тщательно загримированными под российскую среднюю полосу. Британии картина обязана превосходным актёрским составом, а отчасти и режиссёром. Американец Майкл Хоффман («Сон в летнюю ночь», «Один прекрасный день») учился в Оксфорде, и его манера снимать гораздо ближе к добротному британскому кинематографу, чем к голливудской традиции. От России картина получила саундтрек питерского композитора Сергея Евтушенко, консультации потомков Толстого, а также сопродюсера ленты Андрона Кончаловского, который, как выяснилось, не хуже своего брата Никиты Михалкова знает, как правильно продать родину и получить свою долю.

Любопытно, что сняться в фильме по роману Джея Парини «Последняя станция» (1989) в разное время изъявляли желание Энтони Куин, Мэрил Стрип и Энтони Хопкинс, однако им помешали всевозможные обстоятельства. Тем не менее с актёрским составом Хоффман не прогадал. В 2010 году картина получила по две номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»: Хелен Миррен как исполнительница лучшей женской роли, а Кристофер Пламмер, сыгравший Льва Толстого, за лучшую мужскую роль второго плана.

Курочка и петушок

Несмотря на то, что в «Последнем воскресеньи» все сюжетные круги расходятся от Толстого, эту роль выигрышной не назовёшь. Наряжённый в белую бороду и одежду в стиле рашн кантри, Пламмер весь фильм тяжело ступает, смотрит на окружающий мир добрыми усталыми глазами и терпеливо пытается помирить претендентов на собственный копирайт. В такой интерпретации он больше похож на Гэндальфа в Хоббитании, чем на Толстого в Ясной Поляне. Кротким нравом граф не отличался даже перед смертью, о чём свидетельствуют многочисленные источники. Впрочем, строгое следование исторической правде не является гарантией хорошего кино. Беда в другом: такой супруг в подмётки не годится сверх всякой меры харизматичной Софье Андреевне. Из актёрской команды принять вызов Хелен Мирррен оказалось по зубам только Джеймсу Макэвою (фавн Тумнус из первой части «Хроник Нарнии»), сыгравшему Валентина Булгакова – не по годам непорочного секретаря Толстого. Он противопоставил мощной старухе фонтан обаяния и юношеской непосредственности, благодаря чему смог удержаться в кадре и не выглядеть статистом.

Несмотря на все старания Миррен напустить психологизма, фильм вышел кассовым и соответствующим стандартам масскульта. Пасторальная картинка, умеренное количество крупных планов, красивые интерьеры графской усадьбы, элегантные наряды Софьи Андреевны. Из этого же ряда наживок конопатая Маша (Анна-Мари Дафф), молодая и эмансипированная пассия Булгакова. Её появление в фильме – дань основному закону коммерческого кино, вменяющему обязательный секс между героями. Кстати, Хоффман идёт ещё дальше, не останавливаясь даже перед эротической сценой, кощунственной для всякого патриота земли русской. Той, где граф на время забывает о том, что он «зеркало революции» и начинает кукарекать в ответ на зов супруги: «Я всё ещё твоя маленькая курочка. А ты всё ещё мой могучий петушок». По-видимому, таким образом западному зрителю объясняется наличие в семье Толстых 13 детей.

Russian style

«Если вам надо снять кино о жизни индейцев и показать его эскимосам, к чёрту нюансы. Играйте на стереотипах – ваши индейцы обязаны жить в вигваме, ненавидеть бледнолицых и курить трубку мира», – как‑то поделился секретом успеха известный голливудский продюсер Роберт Косберг. Судя по всему, создатели «Последнего воскресенья» восприняли этот совет буквально. Западный зритель, на которого в первую очередь рассчитано это кино, получил полный набор обязательных штампов а-ля рюсс. Берёзки, самовар, нивы бескрайние, чай из подстаканников, не хватает, правда, пьяных мужиков и оргии на конюшне. Впрочем, чего нет, того нет – напротив, от сцен крестьянского быта в Ясной Поляне тянет благостностью. Крестьянки старательно щиплют дебелых выставочных кур, зелёные поля утыканы стройными косарями, явно прошедшими подготовку в фитнес-клубах. Умиляет сцена общения Толстого с крестьянскими детьми. Они дарят графу свежесорванные подсолнухи, а взамен получают его фото. Следующая сцена тоже в десятку. Граф подписывает бумаги о передаче авторских прав в общественную собственность всё в той же берёзовой роще – где же ещё в России можно спокойно оформить завещание.

Без этого, ясный пень, никак. Психологизм в отношениях супругов Толстых и мутные идейные конфликты между толстовцами всех мастей необходимо же было чем‑то уравновешивать – чтобы зритель не разбежался. Хотели как лучше, а получились вариации на тему литературных анекдотов Хармса: «Лев Толстой очень любил детей, и всё ему было мало. Приведёт полную комнату, шагу ступить негде, а он всё кричит: «Ещё! Ещё!».

Михаил Кригель, Фокус


$18 млн. — бюджет фильма «Последнее воскресенье». К началу проката картины в России и странах СНГ кассовые сборы составили около $13 млн.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.