Про это и другое. Интервью с сексологом Игорем Коном

Известный сексолог Игорь Кон рассказал Фокусу о том, грозит ли человечеству новый матриархат, а также о гендерной революции и полигамных семьях

Related video

Игорь Кон из тех, кого называют живыми легендами. Его "Введение в сексологию" зачитывало до дыр несколько поколений. Растиражированная в самиздате, она доказывала, что в СССР есть не только секс, но и сексология. По крайней мере, в лице Кона.

Философ, социолог, антрополог Кон долгое время оставался главным секс-просветителем огромной страны. Кстати, быть просветителем в России – миссия не только благородная, но и опасная. Сторонники пуританского воспитания и презентации книг срывали, и торты в Кона швыряли, и муляжи взрывных устройств под двери подкладывали.

Не так давно 82-летний Игорь Кон закончил работу над исследованием "Мужчина в меняющемся мире", которым занимался последние десять лет.

– В Украине демографический дисбаланс – женщин почти на 3,5 миллиона больше, чем мужчин. Чем это чревато?

– В постсоветских странах это явление не новое, подобное уже было после войны. Конечно, такой перекос дает мужчинам много преимуществ – например, возможность крутить носом и выбирать себе пару. Ведь когда мужчина редкость, женщина принимает его на любых условиях. И все бы так, да только этой вседозволенности мешает другой, более глобальный, чем демография Украины или России, процесс – гендерная революция. И происходит она именно сейчас.

– Какими катаклизмами она грозит?

– Означает ли это, что мир катится к матриархату?

– Нет, ни в коем случае! Ведущие позиции пока еще принадлежат мужчинам, но тенденция есть. Это называется феминизация общества. Несмотря на дефицит мужчин, феминизация ведет к тому, что и женщины на каждого встречного не бросаются, уж поверьте. В подростковом сексе все просто, всем управляет мужчина – проблема "с кем бы переспать" для молодого парня не актуальна, ему даже не нужна проститутка, он все получит от школьных или студенческих подруг совершенно бесплатно. Но когда речь заходит о серьезных отношениях и семье, многое решает именно женщина. Несмотря на диспропорцию, современные женщины очень требовательны к мужчинам. Даже вполне образованные москвички живут с мыслью, что муж – это и кормилец, и любовник, и отец. Он и деньги в дом приносить должен, и с детьми возиться, а еще неплохо, чтобы нежным и ласковым был.

– Не избыток ли женского внимания рождает так называемых альфа-самцов?

– В консервативном обществе существует ограниченное количество моделей поведения настоящего мужчины и женщины. Например, мужчина-воин и женщина-хранительница семейного очага – это все чепуха собачья! Такие представления были Бог знает в какой древности. Но главное – они в корне ошибочны. Вспомните хотя бы Россию XVIII–XIX веков – мужчины были землепашцами, а не воинами. Устаревшие представления о мужчинах и женщинах – обман.

– Можете привести примеры таких устаревших представлений?

– Хотите сказать, границы между сугубо женским и сугубо мужским поведением стерлись? Отчего это происходит?

– Знаете, говорят, будто мальчики стали нежнее, поскольку их воспитывают преимущественно женщины, а девушки – более грубыми, потому что им не хватает мужчин и они примеряют их роли. Ничего из вышесказанного к науке отношения не имеет – это болтовня. В реальности просто ослабились гендерные различия. Конечно, сохранились биологические. Но в мире просто все меньше рамок и границ, каждый волен вести себя как хочет. А вовсе не так, как диктует ему пол. Это и называется настоящей свободой.

– Сказывается ли на мужчинах жизнь с пеленок в женском обществе? В частности, как это отражается на их сексуальности?

– В книге "Мальчик – отец мужчины" я об этом пишу. Даже в самых развитых странах не знают, как вернуть мужчин в детские сады и школы. Помимо низкой зарплаты они обречены на постоянное подозрение в педофилии и насмешки. Хотя знаете... Тот факт, что мужчина всю жизнь в руках женщин – от воспитательницы детсада до жены, не новость, так было всегда. Поэтому мальчикам стало важно бегать стайками во дворах вместе с ровесниками. Для ребят дворовая игра гораздо важнее, чем для девочек. Родители, думающие, что именно они формируют маскулинность у мальчика, преувеличивают свою роль.

– Демографический перекос и гомосексуальность – есть ли между ними зависимость?

– Не подталкивает ли дефицит мужчин к созданию полигамных семей с одним мужчиной и несколькими женщинами?

– Пока это экзотика. Многоженство не развивается хотя бы потому, что моментально столкнется с борьбой за равноправие. Женщины восстанут: почему многоженство разрешено, а многомужество – нет? И потом, полигамные семьи возникают не из-за демографического дисбаланса, а лишь потому, что мир стал более мобилен. Отсюда же и рост числа семей, когда ребенка воспитывает один родитель. Психологи вам дружно скажут, что это неполноценная семья. А я думаю, такие утверждения ошибочны и даже вредны для общества. Семья, в которой есть только один родитель, – это сложно. Хотя бы в материальном плане – меньший доход, тяжелее жить. Но в действительности неполная семья – это та, в которой кто-то несчастлив, в которой недостает родительской любви.

– Влияет ли дефицит мужчин на рождаемость?

– Главная проблема – могут ли женщины вообще рожать. К сожалению, многие не могут зачать и выносить ребенка. Чтобы им помочь, изобрели экстракорпоральное оплодотворение, автор этого метода недавно получил Нобелевскую премию. По данным ВОЗ, в мире живет свыше миллиона детей, зачатых в пробирке, и они ничем не отличаются от обычных детей. А что касается зачатия без мужа, то это не проблема – парочка моих знакомых искали мужчину именно с этой целью.

– Как вы думаете, легче или сложнее сейчас найти себе пару?

– Вспомните песню "жениться по любви не может ни один король". До недавних пор это была главная трудность – люди из разных социальных слоев редко пересекались. Но теперь этой преграды нет, и даже король нынче может жениться по любви, причем на ком угодно. К счастью, современный брак - как правило, брак по любви.

Евгения Даниленко, Фокус