Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Кино

Партия зелёного. В украинском прокате новый боевик

Партия зелёного. В украинском прокате новый боевик
На украинские экраны вышел комедийный боевик Мишеля Гондри «Зелёный Шершень». Возможно, впервые в истории бюджет в $120 млн. попал в хорошие руки
000

В 1930-е годы в Америке появился цикл радиопостановок «Зелёный Шершень». В 1960-е он перевоплотился в телесериал с тем же названием, где Брюс Ли отжигал под музыку Римского-Корсакова. Потом были комиксы. Промежуточным финишем на сегодня стала лента Мишеля Гондри – виртуозная комбинация арт-трюков, шуток на грани бреда и вероломного экшена.

Гонки по диагонали


Абсолютное зло. Негодяй Чудновски (Кристоф Вальц) произносит самую эффектную реплику в фильме: «Ты говоришь, что я зануда. У меня в руках двуствольный пистолет, а это весело»

Суть происходящего в «Зелёном Шершне» укладывается в три предложения. Лоботряс сын (Сет Роген) скончавшегося от укуса пчелы медиамагната (Том Уилкинсон), накачавшись виски с азиатом-автомехаником отца (Джей Чоу), решает расправиться с мерзавцами, которые поддерживают стабильно высокий уровень преступности в городе. Сверхмашина по кличке Чёрная Красавица и милая секретарша (Камерон Диаз) должны помочь интернациональному дуэту побороть главного врага – криминального мегабосса по фамилии Чудновски (Кристоф Вальц) с русскими корнями и параноидальными наклонностями. В процессе создания образа борцы за справедливость решают назвать себя бандой Зелёного Шершня.

Фильм Гондри может легко сойти и за обычную приключенческую историю, и за нагромождение абсурда. Всё зависит от того, что считать абсурдом. Сам Шершень в этом плане человек максимально широких взглядов – он с одинаковым рвением разносит в клочья нарколаборатории и переводит старушек через дорогу. Французский режиссёр также не считает нужным блюсти чистоту какого-либо жанра: от полицейской комедии в духе «48 часов» он легко перепрыгивает к фарсу тарантиновского свойства, потом – к геройствам бэтменовского масштаба, дальше – к гоночным фокусам в стиле «Миссия невыполнима» и пр. Склеивать такое в нечто цельное может только большой мастер, и Гондри тут на своём месте – у него вышла буффонада примерно того же гроссмейстерского уровня, что и «Типа крутые легавые» Эдгара Райта.

Попытка №2


Большой ребёнок. 47-летний Мишель Гондри в 2005 г. получил «Оскар» за фильм «Вечное сияние чистого разума»

История создания «Зелёного Шершня» имеет сюжет не менее лихой, чем сценарий ленты. Гондри собирался снимать его в Голливуде ещё в конце 90-х, задолго до своего дебюта в кино. Однако его сценарные идеи тогда не были восприняты – персонажи, которые глотали человеческие сердца, не вдохновили продюсеров. Мишель продолжил снимать клипы для Бьорк и The Chemical Brothers, а мысль экранизировать «Шершня» между тем продолжала носиться в голливудском воздухе. В разные годы на ключевые роли в будущий проект приглашались Джордж Клуни, Джет Ли, Марк Уолберг, Джейк Гилленхалл и Николас Кейдж. Замысел приобрёл внятные очертания, когда на стол кинодеятелей попал сценарий, написанный Сетом Рогеном и Эваном Голдбергом (они же вместе писали «Суперперцев»). Было решено, что идиотские гэги Рогена лучше не изобразит никто, кроме него самого, а потом позвонили Гондри.

За минувшие годы француз не стал менее строптив. По словам Мишеля, продюсер фильма Нил Моритц нередко реагировал на очередную его задумку так: «Я ни черта не понял, иди снимай». О таком контроле со стороны человека, добывшего $120 млн. бюджета, мечтает всякий творчески настроенный режиссёр. Кстати, Моритц вряд ли жалеет о содеянном: за две недели проката «Шершень» уже собрал в мире $100 млн.

Дитя человеческое

Наверно, главный вопрос, который мечется в мозгах киноманов, влюблённых в Гондри за его «Вечное сияние чистого разума» и «Науку сна», звучит так: «Как он мог взяться снимать такой ширпотреб?»

Чтобы ответить на него, стоит вспомнить, что француз начинал карьеру как клипмейкер. Гондри никогда не покидал территории масскульта и не вполне заслуженно считается мастером «интеллектуального кино». Человек, который делает ролики Кайли Миноуг, Шерил Кроу, Полу Маккартни и Rolling Stones, – плоть от плоти поп-индустрии развлечений. Другое дело, что его участие в этом процессе захвата широкой аудитории лишь повышает средний уровень масскульта. Будь в режиссёрском кресле только люди с настолько же неординарным почерком, как у Гондри, мир больших экранов выглядел бы не так удручающе.

Особенность этого почерка – жонглирование образами с самозабвенностью ребёнка. Именно в этом он художник скорее американский, чем европейский: Мишель давно не скрывает своей неприязни к французскому кино, да и живёт в Нью-Йорке. Игра образов у Гондри почти всегда весомее смыслов, стоящих за ними. Ну какой особенный смысл в том, как разбросаны игрушки в детской комнате?

«Зелёный Шершень» – просто продолжение игры. При желании в нём можно увидеть подспудные размышления о противостоянии Востока и Запада, сатиру на медиатехнологии, мотивы из «Фауста» Гёте – на то он и Гондри. Но куда увлекательнее просто любоваться вооружением Чёрной Красавицы и полётами экскаваторов. Мишель Гондри – всё тот же большой ребёнок, только теперь у него игрушки дороже. Впрочем, человек, который в 32 года снимал в клипах стоматолога с лицом Кинг-Конга, летающих негров и Ленни Кравитца в скафандре, уже тогда не имел шансов повзрослеть.

Полюбить Гондри

Пять клипов Мишеля Гондри, которые помогут полюбить «Зелёного Шершня»

Бьорк – Army of Me (1995)
Бьорк на адской машине с зубастой пастью вместо двигателя глохнет посреди улицы. Чтобы исправить ситуацию, она направляется в стоматологический кабинет, где в белом халате ошивается нечто вроде мини-копии Кинг-Конга. Дальше лучше смотреть.
Бек – Deadweight (1997)
Представитель офисного планктона страдает от нечеловеческой работы и мечтает о море, чайках и девушках. Пока он представляет себя на лежаке под солнцем, по офису бродит робот, сконструированный из барабанов. В конце герой идёт в кинотеатр, и то, что он там видит, не может его не радовать.
Daft Punk – Around the World (1997)
Странные танцы людей в скафандрах, декоративных скелетов, перебинтованных мумий, неестественно вытянутых мужчин и гимнастически разодетых женщин. Если иметь в виду название песни, видимо, Гондри так себе представляет мир.
Foo Fighters – Everlong (1997)
Мелодраматический фильм ужасов, в котором отрабатываются некоторые приёмы науки сна, есть гигантский телефон, драки и сеанс кошмара с последующим разоблачением.
Пол Маккартни – Dance Tonight (2007)
Из коробки с бумажками вылезает Натали Портман, чем ничуть не удивляет сэра Пола, играющего на мандолине, которую ему привёз почтальон. Оживают духи предков, дух камина и дух стиральной машины. В конце весело всем, кроме почтальона.

Игорь Панасов, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.