Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Юбилей дядюшки Оскара

Юбилей дядюшки Оскара
Юбилейный, 80-й раз в лос-анджелесском театре «Кодак» раздавали призы Американской киноакадемии. Абсолютным триумфатором стал режиссёрский тандем Джоэла и Итана Коэнов – их лента «Старикам тут не место» получила четыре «Оскара» из восьми возможных
000


С тех пор как огласили оскаровский шорт-лист, братья-режиссёры считались главными фаворитами. Уверенность подпитывал щедрый дождь наград от профильных гильдий: Коэнов признали лучшими американские режиссёры и актёры (три победы и ещё шесть номинаций премии BAFTA Awards). Учитывая тот факт, что эти же люди составляют Киноакадемию США и раздают золотые статуэтки, шансов на победу у какой-нибудь тёмной лошадки почти не оставалось.

Триумф двуглавого режиссёра. Братья Коэны и их верный продюсер Скотт Рудин (в центре) с оскаровским урожаем
Триумф двуглавого режиссёра. Братья Коэны и их верный продюсер Скотт Рудин (в центре) с оскаровским урожаем


В результате картина «Старикам тут не место» (No country for old men) была названа фильмом года. Итан и Джоэл Коэны получили «Оскары» за лучшую режиссуру и лучший адаптированный сценарий (братья переложили на киноязык одноимённый роман современного американского писателя Кормака Маккарти). Трижды поднимаясь на сцену, братья выдали пару шуток вроде: «Секрет нашего успеха кроется в нашей избирательности. Мы адаптировали для кино только великих – Гомера и Кормака Маккарти». Впрочем, их спокойствие неудивительно, ведь Коэнам уже приходилось выходить за статуэткой. В 1991 году они получили «Оскар» за оригинальный сценарий к ленте «Фарго».

Ещё одну статуэтку – за лучшую мужскую роль второго плана – в копилку Коэнов положил испанец Хавьер Бардем. «Оскар» стал для него неплохой компенсацией за насмешки над причёской его персонажа – жестокого киллера по имени Антон Чигур. По поводу стрижки колоритного злодея не пошутил только ленивый, но на самом деле она была разработана стилистом Полом Лебланом: «Мы хотели, чтобы Чигур выглядел странным и пугающим. Такие причёски могли носить как в XVII веке, так и в 70-е годы». Коэны задыхались от смеха, когда представляли Бардема с такими волосами. Когда разозлившийся актёр уже был готов отказаться от роли, Джоэл, оценив реакцию испанца, сказал брату: «Похоже, у нас появился персонаж».

Великолепная четвёрка.Обладатели «Оскара» за лучшие роли – иностранцы: (слева направо) британцы Дэниел Дэй-Льюис и Хильда Суинтон, француженка Марион Котийяр, испанец Хавьер Бардем
Великолепная четвёрка. Обладатели «Оскара» за лучшие роли – иностранцы: (слева направо) британцы Дэниел Дэй-Льюис и Хильда Суинтон, француженка Марион Котийяр, испанец Хавьер Бардем



Иностранные актёры лучше
Ещё одним фаворитом предоскаровской гонки считался Дэниел Дэй-Льюис, сыгравший роль нефтедобытчика-мизантропа в исторической драме Пола Томаса Андерсона «Нефть» (There will be blood). Перед «Оскаром» мастерство актёра успели отметить и Гильдия киноактёров США, и иностранные кинокритики, присудившие Дэй-Льюису «Золотой глобус». 

Но в последние годы эта премия не сулит ничего хорошего оскаровским номинантам. Как доказательство – провал на нынешнем «Оскаре» картины «Искупление» британца Джо Райта. Иностранные кинокритики назвали фильм лучшей драмой прошлого года. А киноакадемики отдали «Искуплению» лишь одну статуэтку, да и то за саундтрек, а ведь лента выдвигалась в семи номинациях.

В категории «Лучшая актриса» киноакадемики (а среди пяти с половиной тысяч академиков более трети – актёры) отметили Марион Котийяр за роль Эдит Пиаф в байопике «Жизнь в розовом цвете» (La vie en Rose). Француженка явно не ожидала, что придётся выходить на сцену, и вместо размеренной благодарственной речи смогла лишь сказать: «Спасибо, жизнь, спасибо, любовь! В этом городе и правда живут ангелы!» Её волнение вполне объяснимо: в последний раз соотечественница Котийяр получала «Оскара» в далёком 1960 году. Тогда киноакадемики отдали награду Симоне Синьоре за роль в американском фильме «Комната наверху».

Приз иностранке Котийяр – скорее правило, чем исключение на нынешнем «Оскаре», поскольку среди победителей в актёрских номинациях нет ни одного американца. Кроме француженки и упомянутого выше испанца Бардема, награды получили двое британцев – уроженцы Лондона Дэниел Дэй-Льюис и Тильда Суинтон. Последней статуэтка досталась за лучшую женскую роль второго плана в детективном триллере «Майкл Клейтон», ещё одном фильме-неудачнике юбилейной церемонии: из 7 номинаций лишь один «Оскар» Тильды Суинтон.

Декларация независимости
Настоящим прорывом, а заодно и блестящим дебютом этого года стала картина «Джуно» (Juno) – смесь комедии и драмы взросления. История о школьнице, которая случайно забеременела и ищет приёмных родителей для ещё не родившегося ребёнка, номинировалась на четыре «Оскара». Исполнительница главной роли Эллен Пейдж и режиссёр Джейсон Райтман уступили своим более удачливым коллегам, а вот сценаристка Диабло Коди статуэтку всё же получила. 

Сценаристка-стриптизёрша. Диабло Коди получила «Оскар» за первый же свой сценарий
Сценаристка-стриптизёрша. Диабло Коди получила «Оскар» за первый же свой сценарий



29-летняя Коди успела поработать в рекламном агентстве, в службе «Секс по телефону» и в баре стриптизёршей. Сценарий «Джуно» – её первая проба пера. И удачной она оказалась не только для автора, но и для продюсеров ленты. Отснятая всего за $7,5 млн. картина собрала в прокате $130 млн. и по-прежнему входит в десятку самых кассовых фильмов 2007–2008 гг. Подобный прорыв в прошлом году удалось совершить оскароносной трагикомедии «Маленькая мисс Счастье». При весьма скромном бюджете в $8 млн. фильм собрал $60 млн.

Благодаря коммерческому успеху «Джуно» стала единственным, да и то весьма условным блокбастером в списке основных претендентов на «Оскар». Ведь «Старикам тут не место» и «Майклу Клейтону» в прокате удалось двукратно перекрыть бюджет. А «Нефть» и «Суини Тодд» едва вышли в ноль.

Нефть или жизнь. Вопреки ожиданиям, картина Пола Томаса Андерсона «Нефть» (вверху) из 8 номинаций победила только в двух
Нефть или жизнь. Вопреки ожиданиям, картина Пола Томаса Андерсона «Нефть» из 8 номинаций победила только в двух


Дочки-матери. Сенсация прошлого года: независимый фильм «Джуно» собрал в прокате в 17 раз больше собственного бюджета
Дочки-матери. Сенсация прошлого года: независимый фильм «Джуно» собрал в прокате в 17 раз больше собственного бюджета



Подобное внимание кино­академиков к некоммерческому независимому кино стало тенденцией. В прошлом и позапрошлом годах в номинации «Лучший фильм» не было высокобюджетных блокбастеров. Перемена разительная по сравнению с 2004-м, к примеру, когда среди кассовых номинантов исключением стал инди-фильм «Трудности перевода». Эта лента Софии Копполы («Оскар» за лучший сценарий и ещё три номинации в 2004 году) была невероятно успешна в прокате. Но её до сих пор трудно представить в одном ряду с такими монстрами, как «Титаник», «Властелин колец: возвращение короля» и «Гладиатор», которые признавались фильмами года на «Оскаре».

Но не стоит торопиться приравнивать «Оскар» к фестивалям, где независимое кино традиционно любят, а к коммерческому снисходительны. В Канне или Венеции многое, если не всё, зависит от личного вкуса председателя и членов жюри, которых всего-то несколько человек, и каждый год они меняются. А киноакадемики вручают статуэтки не столько за художественную ценность, сколько за профессиональные достижения.

Перемены, происходящие с престижной премией в американской киноиндустрии, связаны с переменами в самой индустрии. Сегодня многие студии-мейджоры обзавелись инди-подразделениями вроде Fox Searchlight у 20th Century Fox, Picturehouse у HBO и New Line Cinema или Warner Independent у Warner Bros. Они-то и занимаются некоммерческим кино, пока мейджоры зарабатывают деньги на блокбастерах. «А это означает средний бюджет, независимо спродюсированные картины, без суперзвёздного состава, но снятые именитыми режиссёрами, взрослые темы и слегка эксцентричный стиль», – описывает типичный продукт инди-подразделений американский кинообозреватель Эндрю О’Хир. Собственно, к таким и относится прорыв этого года «Джуно», к производству которого причастна как раз Warner Independent.

Если тенденция, проиллюстрированная номинантами на «Оскар»-2008, сохранится, то через пару лет тем, кто презрительно относится к Голливуду, придётся поменять своё мнение. На «Фабрике грёз» появится мощный цех по производству независимых фильмов.


«Оскар»-2008: номинанты и победители 




«Старикам здесь не место» – 8 номинаций, 4 «Оскара»

«Нефть» – 8 номинаций, 2 «Оскара»

«Майкл Клейтон» – 7 номинаций, 1 «Оскар»

«Искупление» – 7 номинаций, 1 «Оскар»

«Джуно» – 4 номинации, 1 «Оскар»

«Жизнь в розовом цвете» – 3 номинации, 2 «Оскара»

«Суини Тодд» – 3 номинации, 1 «Оскар»

«Скафандр и бабочка»4 номинации

«Рататуй» – 5 номинаций, 1 «Оскар»

«Ультиматум Борна» – 3 номинации, 3 «Оскара»

 

0
Делятся
Google+
Теги:
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.