Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Кино

Утиная история. В кинотеатрах Украины премьера нового фильма

Утиная история. В кинотеатрах Украины премьера нового фильма
В прокат выходит триллер «Чёрный лебедь» – нашумевший фильм с Натали Портман, который чётко разделил зрителей на обожателей и проклинателей
000

У «Чёрного лебедя» есть особенность, которую часто выдают за признак большого искусства, – о нём спорят. И хотя это скорее говорит об удачном маркетинге, сложно не заметить очевидного: в отзывах на фильм Даррена Аронофски («Пи», «Реквием по мечте», «Рестлер») нет места равнодушию. Свежая тема для ожесточённых дискуссий – недавнее вручение «Оскара» Натали Портман: одни кричат о торжестве справедливости, другие – о триумфе бездарности.

Школьный уровень


Лебединая перекличка. Хореограф в исполнении Венсана Касселя не церемонится с балеринами, часто применяя на репетициях методы агрессивных психотренингов.

Название ленты цепляет самых продвинутых зрителей параллелями с книгой учёного Нассима Талеба «Чёрный лебедь», где была изложена теория непрогнозируемых событий с крупными последствиями. Но это так, для умных. Понятно, что прежде всего Аронофски апеллировал к тем, кто знает о «Лебедином озере» Чайковского, а эта аудитория явно пошире. Сложно найти в цивилизованном мире человека, который не испытывает хотя бы смутную радость узнавания, заслышав звуки танца маленьких лебедей.

На этом хрестоматийном материале и строится сюжет о нью-йоркской балерине Нине (Натали Портман), которая получает главную роль в новой постановке знаменитого балета. Проблем на пути к триумфу у девушки две. Первая – будучи тонкой целомудренной натурой, она не способна одинаково убедительно справиться с партиями Чёрного и Белого лебедей – Одиллии и Одетты, несмотря на все старания хореографа (Венсан Кассель). Вторая – описанные нюансы повышают шансы её более развязной конкурентки Лили (Мила Кунис) отобрать лакомую роль. Но чернопёрый дух в Нине не дремлет – алкогольные пары, сексуальные грёзы и скрытая стервозность помогают прорезаться крыльям.

Балета пачка

По слухам, на ранней стадии проекта главная позиция в фильме могла достаться Рэйчел Вайз или Дженнифер Коннелли. Эти актрисы смотрелись бы в непростой шизофренической роли явно адекватнее, чем Портман, никогда не блиставшая на драматическом поприще. Возможно, режиссёром двигало желание открыть миру новую грань таланта Натали. Однако, скорее всего, на выбор Аронофски повлияло её прошлое.

Портман в детстве занималась балетом и имела виды на большую сцену, но не сложилось. Зато ей не нужно было объяснять, что такое пуанты и пируэты. Очевидно, Аронофски, мысля об успехе своего предприятия, делал ставку на этот нерастраченный потенциал. Кроме того, получив предложение о съёмках, Натали мигом сбросила с десяток килограммов и принялась за свои деньги брать уроки у хореографа и восстанавливать навыки. В ситуации, когда Аронофски никак не мог выбить необходимый бюджет в $30 млн., это было хорошим подспорьем (в итоге Даррен достал лишь $13 млн.).

Осваивая роль, Портман сражалась не на жизнь, а на смерть – в ходе съёмок она ломала рёбра и в буквальном смысле билась головой о стенку. Когда ей понадобилась медицинская помощь, актриса отказалась от личного трейлера, чтобы на сэкономленные средства нанять квалифицированного врача (опять же, издержки скромного бюджета). Самоотверженность написана на лице Натали в каждом кадре «Чёрного лебедя», где она появляется. И чем отчаяннее она старается, тем более очевидно, что такой актёрский материал повышенной сложности ей не по зубам: пар из ушей валит, а всё равно попахивает самодеятельностью. Пикантность этой ситуации точно описал обозреватель Time, увидевший в игре Портман «отсутствие убедительности на фоне удивительной самоотдачи». Этим умением гореть на работе Натали, похоже, и покорила поклонников и киноакадемиков.

Чёрным по белому


Птичий папа. Режиссёр Даррен Аронофски знает, какими методами сделать из белого пернатого друга чёрного.

Неуклюжесть Натали вовсе не противоречит эстетике фильма Аронофски – она ему созвучна. «Чёрный лебедь» сделан с прямолинейностью художественной самодеятельности. Портман вся в белом, а сомнительные персонажи носят чёрное; в первой же части фильма у героини зудит под лопатками; свирепая мать Нины – ходячий фрейдистский символ; хореограф носит лицо демона-искусителя. Если бы не филигранная, написанная по мотивам Чайковского музыка Клинта Мэнселла, которой под завязку забит фильм, всё это выглядело бы совсем уж картонно.

Топорность приёмов предельно упрощает смыслы, которые читаются в «Чёрном лебеде»: искусство требует жертв, секс – норма жизни, театральное закулисье – такая же банка с пауками, как и офисные курилки. Последний тезис, скорее всего, во многом является залогом успеха, который лента имеет в прокате, – при скромных затратах она уже собрала в мире $230 млн., а для фильма с обилием артхаусных трюков это запредельная рентабельность. Можно строить самые разные гипотезы, что провоцирует такие прибыли, но одна из них лежит на поверхности. Вполне возможно, что большинство зрителей видит в картине Аронофски не психотриллер о мистической природе искусства, а очередную карьерную мелодраму о девице, которая мочит конкурентку в борьбе за место под солнцем и выслуживается перед боссом. Впрочем, вполне вероятно и то, что «Чёрный лебедь» – кино в первую очередь об этом.

Мир тесен

Славянский след в «Чёрном лебеде»

Американская актриса Мила Кунис (27 лет) родилась в Черновцах, откуда её родители эмигрировали в Лос-Анджелес в 1991 году.

Даррен Аронофски признавался прессе, что одним из главных источников вдохновения при создании фильма для него стала повесть «Двойник» Достоевского.

Персонаж, которого играет Венсан Кассель, частично списан с Джорджа Баланчина – хореографа, которого считают основоположником американского балета. До отъезда в Америку в 1933 г. уроженец Санкт-Петербурга служил балетмейстером Русского балета Сергея Дягилева и звался Георгием Баланчивадзе.

Игорь Панасов, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.