Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
День Независимости Украины

Кино и мексиканцы. История мыльных опер в Украине

Кино и мексиканцы. История мыльных опер в Украине
Мыльные оперы 90-х научили украинцев носить бейсболки с вечерними нарядами, любить негодяев и находить стабильность в меняющемся мире
000

В ноябре 1991 года девушка сложной судьбы Марианна Вильереаль вошла в каждый украинский дом. Главной героине мексиканской теленовеллы «Богатые тоже плачут» оказалось под силу невозможное. За 248 серий, транслировавшихся в течение года, Украина пережила культурную революцию. Наследница самой читающей страны превратилась в одну из самых смотрящих сериалы.

Мексиканская лихорадка

«Сериал «Богатые тоже плачут» начался в понедельник в шесть часов вечера, – вспоминает 38-летняя киевлянка Марина Борзова. – В этот день мы с мужем въехали в съёмную квартиру. Из мебели обнаружили телевизор, кровать и пустой холодильник. Наполнять его было нечем». Из всех видов отдыха был доступен только телевизор – электричество в этот день не отключали. Семья коротала вечер, глядя на Веронику Кастро, исполнительницу роли Марианны, и от души хохотала, оценивая её макияж и костюм. Весь следующий год они проводили перед телевизором пять вечеров в неделю.

Не новая мексиканская теленовелла имела фантастический успех не только в семье Борзовых. Мыльной лихорадкой заболели жители всех стран только что развалившегося СССР. Прибалты писали в Останкино письма с просьбой перенести время показа на более удобное для служащих. Россияне осаждали соответствующие инстанции с требованиями возобновить показ – после пробного проката нескольких серий телевизионщики сделали паузу, чтобы оценить эффект. В горячих точках на время трансляций приостанавливались боевые действия. Отечественные Маруси, Марьяны и Марины стали гордо именовать себя Марианнами. Это имя давали едва ли не каждой второй новорождённой девочке. Самые невезучие из мальчиков умудрились получить имя Луис-Альберто – в честь киношного возлюбленного Марианны.

Этот стон у нас песней зовётся


Ближе к телу. Фанаты устраивали охоту за футболками с принтами по мотивам самых популярных телесериалов

«Мыльные оперы смотрели все, независимо от социального статуса и образования, – говорит историк Валентина Конкина. – Кстати, интеллигенция тоже не спаслась от мексиканской лихорадки. Образованные люди увлечения стеснялись, пытаясь найти ему оправдание. Дескать, я такое не смотрю, у меня мама смотрит, а я слушаю из соседней комнаты».

Вслед за «Богатыми» на телеэкраны страны хлынули «бедные»: «Просто Мария», «Дикая Роза», «Моя вторая мама». Сериалы крутили по всем доступным каналам, многие с утренним повтором. В свободное от просмотра время латиноамериканские страсти горячо обсуждали. Не быть в курсе событий означало выпасть из жизни.

С популярностью актрисы Вероники Кастро, после окончания «Богатых» вернувшейся в теленовеллах «Дикая Роза» и «Ад в маленьком городке», могла соперничать только Алла Пугачёва в лучшие годы. Киношные образы зеленоглазой мексиканки тиражировались в плакатах, открытках и календарях. Бейсболка, надетая поверх круто завитых волос, боевая раскраска, тренировочные брюки под высокий каблук – стандартный вид фанатки Вероники.

Психолог Анна Воробей так объясняет это явление: «Феноменальный успех мыльных опер связан с особой социальной ситуацией, сложившейся в стране. 90-е – это жизнь после слома устоев. Адаптироваться к такому сложно. О пугающей реальности можно только на время забыть: в этом и помогали сериалы, ставшие массовой психотерапией, наркозом, «сном золотым». Что касается Вероники Кастро, то, по мнению г-жи Воробей, её героини невольно пропагандировали идеи, близкие украинской ментальности – патриархальные ценности и упрямую надежду на награду свыше за всё, что пришлось пережить.

Красота по-американски


Знай своих. Значки, открытки, одежда, посуда с символикой позволяла фанатам отличать «своих» от «чужих»

«Спрашивают бабку на базаре, не хочет ли она эмигрировать. Можно, отвечает бабка, но только в Санта-Барбару – я там всех знаю», – рассказывает анекдот 20-летней давности Сергей Отроченко, фанат сериала «Санта-Барбара» «Спрашивают бабку на базаре, не хочет ли она эмигрировать. Можно, отвечает бабка, но только в Санта-Барбару – я там всех знаю», – рассказывает анекдот 20-летней давности Сергей Отроченко, фанат сериала «Санта-Барбара» . Украинцы увидели первую серию истории о жизни американских миллионеров 2 января 1992 года.

Сага растянулась на 10 лет. За эти годы Украина пережила обвал экономики, обмен денег, гиперинфляцию, смену президента, рождение и обесценивание многих идей. Единственным островом стабильности в изменчивом мире был ежевечерний показ «Санта-Барбары». Счастье внезапно оборвалось 17 апреля 2002 года на 2040-й серии.

Сергей Отроченко по сей день обижается на прокатчиков, «укравших» у зрителей 97 эпизодов. «Я начал смотреть фильм, когда мне было 7 лет. Вырос на «Санта-Барбаре», и для меня она всегда будет ассоциироваться с детством и родным домом. Очень хотел узнать, чем всё закончится, но так и не показали». В качестве компенсации морального ущерба, нанесённого телевидением, Сергей организовал фанклуб мыльной оперы. Устроили квартирный музей, состоящий в основном из плакатов с изображениями Иден и Круза – флагманов сериала. Ещё через пару лет фан-клуб распался, а плакатами г-н Отроченко оклеил стены дачного домика. Потом делали ремонт, и этот «культурный» слой сошёл на нет.

Жизнь украинцев «Санта-Барбара» обогатила новым типажом женской красоты – роковой калифорнийской блондинки. К блондинкам прилагались тягучий сюжет с неоднозначными героями, то и дело впадавшими в запой или в кому, частая смена актёров и периодическое воскрешение погибших. Впрочем, даже скептики не могли не отметить фирменный юмор героев сериала и качество актёрской игры, намного превышавшие латиноамериканские образцы аналогичного жанра.

Что поделать – молодёжь


Дело прошлое. В то время, когда «скачивать» фильмы ещё было неоткуда, любимые сериалы охотно покупали на видеокассетах

«Десятилетний просмотр мыльной оперы в нашей стране превратился в репетицию новой виртуальной формы жизни, – считает Анна Воробей. – Поколение, выросшее на «Санта-Барбаре», затем легко увлеклось компьютерными играми и реалити-шоу».

Ближе к середине 90-х подготовку к виртуальному будущему закрепили сериалы, рассчитанные на тинейджеров: американские «Беверли Хиллс», «Сансет Бич», «Мелроуз Плейс», французские «Эллен и ребята», «Первые поцелуи», канадская «Подростки с улицы Деграсси». В отличие от «Санта-Барбары», герои которой жили в 80-х, молодёжное «мыло» снималось в реальном времени. Персонажи жили теми же интересами, что и отечественные подростки, вплоть до обсуждения свежих футбольных матчей и концертов музыкальных групп.

До отечественного продукта на заданную тему страна дозрела в 2004 году. Первый в истории украиноязычный комедийный сериал «Леся плюс Рома» оставался на плаву четыре года. Правда, фильм не является оригинальным на сто процентов – это очередная экранизация международного проекта Love Bug (любовные штучки).

В 2010 году стартовала 100-серийная украинская мелодрама «Только любовь», у которой есть шанс восполнить дефицит национального «мыла». Актёры отработали сезон, остановившись на самом интересном месте. Сейчас идут съёмки второго сезона мелодрамы. 


Кино и мексиканцы


Антон Эрак

Бывший актёр Крымского драматического театра 46-летний Антон Эрак вспоминает о времени повального увлечения сериалами

О сериалах
Думаю, что в нашей стране не было человека, который не видел хотя бы одну серию мексиканского «мыла». Я тоже смотрел пять серий «Рабыни Изауры». Пытался понять, как такое возможно. Не понял, как именно, но понял, что возможно.

О поклонниках «мыла»
Сериалы любит Умберто Эко. Иоанн Павел II пригласил на личную аудиенцию Веронику Кастро. После встречи сказал, что она самая красивая и добрая женщина в мире.

О качестве
Об уровне латиноамериканских мыльных опер говорить как-то неприлично, всё слишком очевидно. Что касается актёров, то понять не могу одного – неужели там нет молодых актрис, способных играть подростков? Вероника Кастро со всеми её лишними кило и тоннами косметики на лице, изображающая юную барышню, – это верх неприличия.

О жизни
Причины популярности латиноамериканского «мыла» в Украине в том, что хороших отечественных фильмов и передач не снимают. Особенно это касалось 90-х. Кроме сериалов, смотреть было нечего, разве что новости.

Любовь зла

Сериалы, которые начиная с 1991 года были наиболее популярными в Украине

«Богатые тоже плачут», Мексика, 1979, 248 серий.
В ролях: Вероника Кастро, Рохелио Герра
Годы показа в Украине: 1991–1992

Рекордное количество слёз Марианны Вильереаль пролито из-за любви к прожигателю жизни Луису-Альберто. В конце концов девушка узнаёт, что она наследница огромного состояния, и выходит замуж за поумневшего возлюбленного.
«Дикая Роза», Мексика, 1987, 199 серий.
В главных ролях: Вероника Кастро и Гильермо Капетильо
Годы показа в Украине: 1992–1993

Нищая и необразованная, но добрая и честная Роза Гарсия становится женой богатого Рикардо Линареса. Злые сёстры Рикардо пытаются выжить дикарку из дому, но она с честью проходит все испытания.
«Санта-Барбара», США, 1984–1993, 2137 серий.
В ролях: Лейн Дэвис, Робин Мэттсон, Робин Райт
Годы показа в Украине: 1992–2002

Сага о жизни богатых калифорнийских кланов Кепвеллов и Локриджей обернулась проблемами для её создателей. Автор идеи и сценарист Джером Добсон безнадёжно запил, ощутив творческое бессилие после окончания мыльной оперы.
«Просто Мария», Мексика, 1989, 143 серии.
В ролях: Виктория Руффо, Мануэль Саваль
Год показа в Украине: 1993
Юная крестьянка Мария Лопес приезжает в Мехико и встречает Хуана Карлоса дель Вильяр. Счастью пары мешает семья Хуана Карлоса. Желая доказать богатым Вильярам свою состоятельность, девушка становится знаменитым модельером.

Лариса Даниленко, Фокус

0
Делятся
Google+
Теги:
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.