Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Кино

Спецэффекты. Украинский постпродакшн выходит на мировой рынок

Спецэффекты. Украинский постпродакшн выходит на мировой рынок
Спецэффекты для голливудского кино сегодня всё чаще рисуют в Восточной Европе и Азии. Украинские специалисты имеют все шансы вписаться в этот рынок
000

«Потом всё дорисуете на компьютере» – фраза, которую часто можно услышать на съёмочной площадке фильма, клипа или рекламного ролика и которую очень не любят специалисты по созданию визуальных эффектов. Дорисовать они могут многое, например, зрелищные взрывы с огнём и разлетающимися осколками – на съёмочной площадке такие чудеса пиротехники могут быть опасны для актёров. Или старинную улицу – потому что найти натуру сложно, а строить декорации дорого. День можно превратить в ночь, заброшенные развалины – в оживлённые городские улицы, а ничем не примечательную лесную поляну – в задымленный постапокалиптический пейзаж. Но вообще-то продумывать спецэффекты лучше на стадии подготовки к съёмкам, уверен Владимир Колесник, супервайзер проектов компании Kiev Postproduction.


Чтобы взрыв выглядел убедительно, художнику по спецэффектам нужно нарисовать на компьютере языки пламени и дым, а также учесть отражения в воде и отбрасываемые тени. Для американского фильма «Морской пехотинец – 2» всё это создавали в том числе и украинские специалисты

«Когда мы снимаем летающих людей, нужно сначала поставить специальную проволочную эстакаду, затем проконсультироваться с каскадёрами и выбрать ракурс», – описывает он процесс подготовки спецэффекта. И если в единственно возможном ракурсе в кадр вдруг попадает половина эстакады, часть проволоки потом ретушируется на компьютере. Впрочем, учесть все нюансы мало кому удаётся. «Вот, смотрите, тут нужно убрать лес и нарисовать забор», – показывает картинку на своём мониторе Александр Кучеров, основатель одной из самых крупных киевских постпродакшн студий cg.ua. Без специальных стереоочков картинка двоится. Сейчас cg.ua работает над отечественной 3D-комедией «Наполеон против Ржевского». Задача «нарисовать забор» появилась уже после завершения съёмок, и теперь дизайнерам нужно аккуратно вырезать и сам лес, и флажки с пушкой на его фоне, причём с учётом стереоэффекта.

За этот проект студия, уже успевшая поучаствовать в российских картинах «Волкодав» и «Чёрная молния» и американской «Особо опасен», взялась, чтобы освоить новую технологию. «Аватар» мы своими силами, конечно, не сделаем, но средний боевик – вполне», – уверен Кучеров. За последние два года и cg.ua, и другие отечественные студии успели поработать в десятке зарубежных проектов, среди которых вторая и третья части российской комедии «Самый лучший фильм», голландский ужастик Sint, американская драма «Неопределённость» и мультфильм «Где живут чудовища».

Дорога в Голливуд

«Выход на иностранный рынок мы планировали давно, – рассказывает Александр Кучеров. – Ездили на выставки, посещали студии в Лос-Анджелесе и Лондоне, показывали, что умеем. Работу обещали все, но ни на один проект так и не пригласили». В западном киномире нужен «свой человек», который поручится за новичка, иначе никто сотрудничать не будет. Таким «своим человеком» для отечественных дизайнеров стал Даниель Захариас – украинско-американский продюсер визуальных эффектов. «Мне повезло, у меня связи уже были, – говорит он. – Я много занимался рекламой, был агентом, работал с режиссёрами и операторами».


Обработка одного дубля мастерами по спецэффектам  может занимать от одного дня до месяца кропотливой работы – в зависимости от сложности задачи

Именно Захариас два года назад предложил украинским дизайнерам спецэффектов первые работы – драму «Неопределённость», где нужно было сделать сложную сцену полёта героев над городом, а затем боевик «Морской пехотинец – 2». На нём отечественные художники оттачивали мастерство рисования дыма, а также взрывов. Следующим проектом стал приключенческий триллер «Потерянное племя». «Мы делали сцены крушения яхты, дорабатывали подводные съемки с помощью 3D-графики и очень много работали с персонажами, например, приводили в более реалистичный вид костюмы монстров, которые нападали на людей на необитаемом острове», – рассказывает о работе над фильмом Захариас. Всего украинские дизайнеры обработали в «Потерянном племени» более двух сотен отдельных дублей (шотов).

Производство фильмов вроде «Морской пехотинец – 2» или «Потерянное племя», со скромным бюджетом и неизвестными актёрами в главных ролях, в США поставлено на поток. Но и на таком конвейере держится высокая планка по спецэффектам. Опыт участия в подобных проектах для украинских специалистов оказался полезен – они показали, что умеют делать работу качественно и в срок. К тому же значительно дешевле: визуальные эффекты, созданные отечественными специалистами, стоят в 2–3 раза дешевле, чем если бы их делали в США или Западной Европе. Правда, о своих достижениях украинцы зачастую молчат, к этому их обязывают договоры о неразглашении. Кроме того, многие европейские страны предоставляют льготы студиям, которые снимают кино в странах Евросоюза, однако при условии, что и постпродакшн (монтаж, озвучивание и обработка кадров на компьютере) будет производиться там же. Однако часть работ всё равно передаётся студиям, расположенным за пределами ЕС – в том числе и в целях экономии.


По таким схемам украинцы недавно закончили работу над экшенами «Смертельные гонки – 2» и «Голубая волна – 2». В «Гонках» украинские дизайнеры контролировали обработку полутора сотен кадров: дорисовывали несколько десятков 3D-моделей машин и взрывов. А в «Голубой волне» вместе с художниками из России, Венгрии, Китая, Румынии и Сербии всего за месяц обработали триста кадров с водой и подводными съёмками.

Равнение на Восток

Увидеть кадры, обработанные украинскими студиями, можно и в некоторых больших картинах, которые идут в кинотеатрах. Их, как правило, не много, 30–40 дублей из 800–1000. «Обычно то, что можно отправить на удалёнку, – это технические работы, не требующие ежеминутного творческого контроля, – рассказывает супервайзер визуальных эффектов студии «Синемен» Алексей Приходько. – Например, ротоскоп, ретач и композитинг». На обычном языке это означает вырезание из кадра «масок», затирание лишних элементов и совмещение нескольких элементов изображения.


Со стороны специалисты по постпродакшн выглядят как офисные работники, главные же события разворачиваются на их мониторах

Однообразие такой работы украинцев не смущает: сначала нужно научиться делать простые вещи. А вдохновляющим примером служит Азия. Дизайнеры из Индии или Малайзии, начав с простого, сегодня перешли к сложной анимации, и крупные студии вроде Rhythm&Hues и Sony Image открывают там собственные представительства со штатом из сотен человек.

Для Украины этот путь вполне реален, хотя пока в отдалённой перспективе, поскольку нет заманчивых для западных компаний налоговых льгот, как в Азии или Восточной Европе, да и специалистов не так много. «Все, кто работает в этой индустрии в Украине, – самоучки. Причём большинство – технари, которые освоили специальные программы, – отмечает Александр Кучеров. – И гораздо меньше людей с художественным образованием, которые освоили технику». А обучиться всем хитростям толком негде – разве что непосредственно во время работы на студии.

Обеспечить работой отечественных специалистов постпродакшна уже в ближайшее время планирует Даниель Захариас. Он называет их не самоучками, а самородками. «Человек, который сам всё осваивает, разбирается во всём, знает, как делать 3D-графику и как совмещать картинки – десять таких мастеров могут заменить сотню», – уверен продюсер. Украинские студии он намерен привлечь к проекту «Царь скорпионов: Книга мёртвых», в котором также работают специалисты из России, Германии и США. Украинцам предстоит сделать самую сложную часть, говорит Захариас, например, создать песчаные ландшафты, придумать и сделать нескольких мифических персонажей, а также клонировать сотни сказочных воинов. Кроме того, Захариас ведёт переговоры о сотрудничестве по двум фильмам для студии Роберта Родригеса Troublemaker Studios.

Юлия Куприна, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.