Спецэффекты. Украинский постпродакшн выходит на мировой рынок

Спецэффекты для голливудского кино сегодня все чаще рисуют в Восточной Европе и Азии. Украинские специалисты имеют все шансы вписаться в этот рынок

Related video

"Потом все дорисуете на компьютере" – фраза, которую часто можно услышать на съемочной площадке фильма, клипа или рекламного ролика и которую очень не любят специалисты по созданию визуальных эффектов. Дорисовать они могут многое, например, зрелищные взрывы с огнем и разлетающимися осколками – на съемочной площадке такие чудеса пиротехники могут быть опасны для актеров. Или старинную улицу – потому что найти натуру сложно, а строить декорации дорого. День можно превратить в ночь, заброшенные развалины – в оживленные городские улицы, а ничем не примечательную лесную поляну – в задымленный постапокалиптический пейзаж. Но вообще-то продумывать спецэффекты лучше на стадии подготовки к съемкам, уверен Владимир Колесник, супервайзер проектов компании Kiev Postproduction.

"Когда мы снимаем летающих людей, нужно сначала поставить специальную проволочную эстакаду, затем проконсультироваться с каскадерами и выбрать ракурс", – описывает он процесс подготовки спецэффекта. И если в единственно возможном ракурсе в кадр вдруг попадает половина эстакады, часть проволоки потом ретушируется на компьютере. Впрочем, учесть все нюансы мало кому удается. "Вот, смотрите, тут нужно убрать лес и нарисовать забор", – показывает картинку на своем мониторе Александр Кучеров, основатель одной из самых крупных киевских постпродакшн студий cg.ua. Без специальных стереоочков картинка двоится. Сейчас cg.ua работает над отечественной 3D-комедией "Наполеон против Ржевского". Задача "нарисовать забор" появилась уже после завершения съемок, и теперь дизайнерам нужно аккуратно вырезать и сам лес, и флажки с пушкой на его фоне, причем с учетом стереоэффекта.

За этот проект студия, уже успевшая поучаствовать в российских картинах "Волкодав" и "Черная молния" и американской "Особо опасен", взялась, чтобы освоить новую технологию. "Аватар" мы своими силами, конечно, не сделаем, но средний боевик – вполне", – уверен Кучеров. За последние два года и cg.ua, и другие отечественные студии успели поработать в десятке зарубежных проектов, среди которых вторая и третья части российской комедии "Самый лучший фильм", голландский ужастик Sint, американская драма "Неопределенность" и мультфильм "Где живут чудовища".

Дорога в Голливуд

"Выход на иностранный рынок мы планировали давно, – рассказывает Александр Кучеров. – Ездили на выставки, посещали студии в Лос-Анджелесе и Лондоне, показывали, что умеем. Работу обещали все, но ни на один проект так и не пригласили". В западном киномире нужен "свой человек", который поручится за новичка, иначе никто сотрудничать не будет. Таким "своим человеком" для отечественных дизайнеров стал Даниель Захариас – украинско-американский продюсер визуальных эффектов. "Мне повезло, у меня связи уже были, – говорит он. – Я много занимался рекламой, был агентом, работал с режиссерами и операторами".

Именно Захариас два года назад предложил украинским дизайнерам спецэффектов первые работы – драму "Неопределенность", где нужно было сделать сложную сцену полета героев над городом, а затем боевик "Морской пехотинец – 2". На нем отечественные художники оттачивали мастерство рисования дыма, а также взрывов. Следующим проектом стал приключенческий триллер "Потерянное племя". "Мы делали сцены крушения яхты, дорабатывали подводные съемки с помощью 3D-графики и очень много работали с персонажами, например, приводили в более реалистичный вид костюмы монстров, которые нападали на людей на необитаемом острове", – рассказывает о работе над фильмом Захариас. Всего украинские дизайнеры обработали в "Потерянном племени" более двух сотен отдельных дублей (шотов).

Производство фильмов вроде "Морской пехотинец – 2" или "Потерянное племя", со скромным бюджетом и неизвестными актерами в главных ролях, в США поставлено на поток. Но и на таком конвейере держится высокая планка по спецэффектам. Опыт участия в подобных проектах для украинских специалистов оказался полезен – они показали, что умеют делать работу качественно и в срок. К тому же значительно дешевле: визуальные эффекты, созданные отечественными специалистами, стоят в 2–3 раза дешевле, чем если бы их делали в США или Западной Европе. Правда, о своих достижениях украинцы зачастую молчат, к этому их обязывают договоры о неразглашении. Кроме того, многие европейские страны предоставляют льготы студиям, которые снимают кино в странах Евросоюза, однако при условии, что и постпродакшн (монтаж, озвучивание и обработка кадров на компьютере) будет производиться там же. Однако часть работ все равно передается студиям, расположенным за пределами ЕС – в том числе и в целях экономии.

По таким схемам украинцы недавно закончили работу над экшенами "Смертельные гонки – 2" и "Голубая волна – 2". В "Гонках" украинские дизайнеры контролировали обработку полутора сотен кадров: дорисовывали несколько десятков 3D-моделей машин и взрывов. А в "Голубой волне" вместе с художниками из России, Венгрии, Китая, Румынии и Сербии всего за месяц обработали триста кадров с водой и подводными съемками.

Равнение на Восток

Увидеть кадры, обработанные украинскими студиями, можно и в некоторых больших картинах, которые идут в кинотеатрах. Их, как правило, не много, 30–40 дублей из 800–1000. "Обычно то, что можно отправить на удаленку, – это технические работы, не требующие ежеминутного творческого контроля, – рассказывает супервайзер визуальных эффектов студии "Синемен" Алексей Приходько. – Например, ротоскоп, ретач и композитинг". На обычном языке это означает вырезание из кадра "масок", затирание лишних элементов и совмещение нескольких элементов изображения.

Однообразие такой работы украинцев не смущает: сначала нужно научиться делать простые вещи. А вдохновляющим примером служит Азия. Дизайнеры из Индии или Малайзии, начав с простого, сегодня перешли к сложной анимации, и крупные студии вроде Rhythm&Hues и Sony Image открывают там собственные представительства со штатом из сотен человек.

Для Украины этот путь вполне реален, хотя пока в отдаленной перспективе, поскольку нет заманчивых для западных компаний налоговых льгот, как в Азии или Восточной Европе, да и специалистов не так много. "Все, кто работает в этой индустрии в Украине, – самоучки. Причем большинство – технари, которые освоили специальные программы, – отмечает Александр Кучеров. – И гораздо меньше людей с художественным образованием, которые освоили технику". А обучиться всем хитростям толком негде – разве что непосредственно во время работы на студии.

Обеспечить работой отечественных специалистов постпродакшна уже в ближайшее время планирует Даниель Захариас. Он называет их не самоучками, а самородками. "Человек, который сам все осваивает, разбирается во всем, знает, как делать 3D-графику и как совмещать картинки – десять таких мастеров могут заменить сотню", – уверен продюсер. Украинские студии он намерен привлечь к проекту "Царь скорпионов: Книга мертвых", в котором также работают специалисты из России, Германии и США. Украинцам предстоит сделать самую сложную часть, говорит Захариас, например, создать песчаные ландшафты, придумать и сделать нескольких мифических персонажей, а также клонировать сотни сказочных воинов. Кроме того, Захариас ведет переговоры о сотрудничестве по двум фильмам для студии Роберта Родригеса Troublemaker Studios.

Юлия Куприна, Фокус