Американский ученый сравнил рисунки обезьян и абстракционистов

Михаил Симкин из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе предложил статистическое обоснование того, что рисунки детей и обезьян лишь немного отличаются от шедевров абстракционистов.

Related video

В марте 2011 года в журнале Psychological Science появиласьстатья американских ученых Анджелины Хаули-Долан и Эллена Уиннера. В ней былиописаны результаты следующего исследования: группе из 32 студентов былипредложены на изучение 30 пар картин. В каждой паре одна картина быланарисована известным художником, а вторая - ребенком, обезьяной или слоном.Участникам исследования нужно было выбрать ту картину, которая им понравитсябольше. Оказалось, что в 67 процентах случаев работы абстракционистов нравилисьлюдям больше рисунков животных и детей, передает Лента.ру.

Из этой работы ученые делали вывод, что "бытующее мнение оневозможности различить абстрактное искусство и детские рисунки неверно".Похожие результаты были получены самим Симкиным в 2007 году при помощисозданного им онлайн-теста "Настоящее искусство или подделка?" (там, правда,все подделки были выполнены самим Симкиным). Средний показатель узнаваниянастоящего искусства для 57 тысяч прошедших тест составил около 66 процентов. Врамках новой заметки автор предлагает оценить данные результаты, сравнив их сстатистикой двух других экспериментов (корректность подобного сравненияСимкиным не обосновывается).

Первым таким экспериментом стала работа Фредерика Урбана1908 года. В ней испытуемым предлагалось сравнить вес двух гирь, одна изкоторых была 100-граммовой, вторая ненамного легче или тяжелее ее. В случае,когда масса второй была 95 граммов, 72 процентов испытуемых замечали, что оналегче. Так как доля узнавания абстрактного искусства ниже, то Симкин заключает,что в процентном соотношении разница между абстрактным шедевром и детскимрисунком меньше, чем между 96-граммовой и 100-граммовой гирями, то есть менее 4процентов.

Второй эксперимент связан с шахматистами, в частности с такназываемым рейтингом Эло. В этом рейтинге каждому шахматисту по результатамматчей присваивается некоторое количество очков. Полученные очки определяютуровень шахматиста - например, звание новичок дается за рейтинг в менее 1200очков, а супергроссмейстером можно стать, набрав более 2700 очков. Известно,что, если разница между рейтингами игроков 200 очков (игроки одного илисоседних уровней), то шахматист с большим рейтингом побеждает в среднем в 77процентах матчей. Так как этот показатель снова лучше показателя узнаваемостиабстрактного искусства, а животных и детей "нельзя отнести к классу, отличномуот новичка", то Симкин заключает, что самые известные абстракционисты незаслуживают рейтинга выше любителя класса D по классификации Эло.