Свадьбы не будет. В прокат вышел новый фильм Ларса фон Триера

В прокат вышла "Меланхолия" Ларса фон Триера – психотерапевтическая драма о том, как с достоинством можно встретить конец света. Главное – не дергаться

Related video

Украина знакомится с новым фильмом датского скандалиста одной из первых. В Штатах и Великобритании, например, картину увидят только глубокой осенью. "В связи с этим у украинцев есть больше времени подготовиться к событиям 2012 года, связанным с окончанием календаря майя", – мог бы, ухмыляясь, сказать Триер, заявись он в Киев на премьеру. Предсказания близкого апокалипсиса и некоторые идеи, извлеченные Ларсом из общения с психотерапевтами, – вот два источника, которые породили "Меланхолию".

Праздник не удался

Еще до первого показа в Каннах-2011 Триер не делал интриги из сюжета: то, что в фильме гибнет Земля, не было секретом. Эта неприятность случается в первые восемь минут, а следующие два часа показано, как к этому событию готовились герои. Ключевая фигура – Жюстин (Кирстен Данст), молодая невеста-ипохондрик, которая не смогла вынести собственной свадьбы и послала всех подальше. Увещевания сестры Клэр (Шарлотта Генсбур) и ее богатого мужа (Кифер Сазерленд), оплатившего роскошное застолье, не действуют на Жюстин. Ей грезится, что ноги опутывает шерстяная пряжа, а отблеск красной звезды в небе отзывается в сердце тревогой. Позже выяснится, что дурные предчувствия – не плод ее больного воображения, к Земле в самом деле приблизилась планета Меланхолия.

Главные козыри Триер выкладывает именно в процессе ожидания "танца смерти", как называют в картине пересечение орбит Меланхолии и Земли. Тут даже зритель со скромным IQ догадается, о чем режиссеру толковали психотерапевты: человек депрессивного склада более мужественно и спокойно принимает ситуацию в духе "пропало все", чем тот, кто привык круглыми сутками настраивать себя на "пазитиф". Жюстин, такая нелепая в обычной жизни, перед лицом катастрофы может дать тысячу очков вперед кому угодно, и Кирстен Данст виртуозно показывает это.

Данст ист фантастиш

Как известно, в Каннах фильм остался без награды из-за скандальных реверансов Триера в адрес Гитлера. Но Данст проигнорировать не смогли и назвали лучшей актрисой фестиваля. Мотивация жюри понятна: датчанин проделал с Кирстен тот же трюк, что в свое время с Бьорк и Николь Кидман, – вытащил на свет божий ее актерский дар. Данст, в детстве блеснувшая не по годам зрелой игрой в "Интервью с вампиром", последние полтора десятилетия в основном возбуждала только тинейджеров, помешанных на конвейере "Человек-паук". В "Меланхолии" она дает форменный мастер-класс: злорадство, нежность, гнев, равнодушие, жалость, страсть, сочувствие даются ей легко и естественно.

Перед съемками датчанин, как он это любит, не репетировал с актерами – играли с листа. Пожалуй, впервые в биографии Триера этот прием полностью оправдывает себя и не выглядит как форма профессионального выпендрежа: и сольные сцены, и массовки наполнены свободной, не закрепощенной игрой, отчего от "Меланхолии" веет невероятной свежестью. Во многом это объясняется высоким уровнем актерского состава – помимо исполнителей главных ролей здесь как бы между прочим имеют свои минуты славы Шарлотта Ремплинг, Джон Херт, Стеллан Скарсгард. С такой плотностью профи высокого калибра на квадратный метр экрана Триер не имел дела никогда.

Кардиограмма таланта

Последние восемь лет Триер стремительно занижал планку, которую сам же себе установил, сняв "Рассекая волны", "Танцующую в темноте" и "Догвилль". "Мандерлей" был вымученным самоповтором, "Самый главный босс" – средней руки фарсом, но апофеозом деградации стал "Антихрист" – претенциозная пустышка. "Меланхолия" отчасти восстанавливает равновесие: режиссер снова пытается копать глубоко, а движения души его волнуют больше, чем дешевый натурализм. Причем к этому новому витку Триер пришел с обновленным арсеналом: он уже не боится заполнять действие закадровой музыкой (фрагмент "Тристана и Изольды" Рихарда Вагнера здесь важен так же, как и Данст), он научился снимать красивые завораживающие кадры, затяжные планы, и колебания камеры у него более содержательны и адекватны. Отмечая эти перемены, хочется забыть все эти бестолковые шуточки режиссера о нацизме. Кроме того, Триер общается с психотерапевтами не только из профессионального любопытства, у него вроде бы и справка есть.

Огорчает лишь одно: вся суть "Меланхолии", не считая тезиса психотерапевтов, укладывается в короткий приговор "Земля – это зло". Этот слоган прямым текстом озвучивает героиня Кирстен Данст, а это уже явный прокол по части вкуса – самое важное, сказанное в лоб, до неприличия мельчает. Однако знание этого не отравит удовольствия от знакомства с новым Триером. К тому же это первая работа датчанина, которой самое место на большом экране. Еще ни один режиссер не показывал момент гибели планеты Земля так, будто это сцена трепетного поцелуя юных влюбленных.

Игорь Панасов, Фокус