Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Подсудное дело

Подсудное дело
У современных пиратов нет кодекса чести, а вместо клинков и громоздких пушек в их арсенале автоматическое оружие, ракетные установки и гранатомёты
000


Экипажу захваченной 4 апреля французской яхты класса люкс Le Ponant несказанно повезло: в плену у сомалийских пиратовони провели всего неделю. На борту яхты находилось более 30 человек, втом числе одна гражданка Украины. Узнав о похищении, французские власти направили в акваторию Сомали сторожевой корабль, а также спецназ, который в случае необходимости должен был провести операцию по спасению заложников. После нескольких дней переговоров пиратам пообещали выкуп вразмере 2 млн. долларов. Но как только экипаж отпустили, по пиратские души отправился французский спецназ. Бойцы арестовали 6 морских разбойников. Правда, часть денег так и не нашли – по словам преступников, они успели передать их сообщникам. Но и такой исход дела можно считать счастливым: никто из экипажа не пострадал, а пиратам был преподнесён маленький урок, ведь именно у берегов Сомали сегодня разбойники чувствуют себя всемогущимии безнаказанными хозяевами морей. 

Легко отделались.  Экипажу яхты Le Ponant повезло: уже через неделю после захвата его удалось вызволить из плена
Легко отделались.  Экипажу яхты  Le Ponant повезло: уже через неделю после захвата его удалось вызволить из плена



С большой дороги 
Регион возле Сомали, соединяющий Красное море и Индийский океан, давно стал излюбленным местом промысла пиратов, ведь на территории этого государства нет ни береговой охраны, ни военно-морского флота, а централизованную власть в стране сменил политический хаос. Уверенные в своей безнаказанности пираты действуют всё более жестокими методами и всё чаще применяют насилие по отношению к экипажам кораблей (в 2007 г. году экипажи подвергались нападению в четыре раза чаще, чем в 2006-м). Вырученные за заложников деньги, как правило, идут на финансирование определённых политических группировок. В арсенале преступников – новейшее вооружение и большие корабли, на борту которых есть быстроходные катера. Это позволяет им выходить в открытое море и осуществлять нападения вдали от побережья.   

Быстрый бизнес
До начала 1990-х статистики пиратских нападений не существовало. В 1991 г. в малазийской столице Куала-Лумпур был создан Центр по борьбе с пиратством. Эта организация отмечает, что в последнее время пиратские нападения организованы не хуже военных операций. Разрозненные группки пиратов давно взяли под своё крыло криминальные синдикаты, число которых уже перевалило за сотню.

– Пираты – это большая международная преступная организация, – говорит в интервью Фокусу Вячеслав Санташёв, президент Эстонской ассоциации международного морского права. 

Вячеслав Санташёв разделяет морских разбойников на три категории. Первые действуют очень примитивно: на вёсельных лодках подплывают к судну на рейдовой стоянке и хватают то, что плохо лежит, а затем удирают.  Вторые могут также атаковать судно на рейде, но использовать, к примеру, усыпляющий газ и обчистить корабль, не опасаясь сопротивления экипажа. Такие группы хорошо вооружены, но предпочитают обходиться без жертв. Третья категория – самая опасная. Эти нападают на судно в любое время, в любом месте и открывают огонь не задумываясь. Им ничего не стоит расстрелять команду и забрать судно вместе с грузом. 

Именно здесь начинают играть правила большого бизнеса с участием международных организованных групп, которые используют самые современные средства связи. У них есть своя агентурная сеть и свои люди в эшелонах власти разных стран. 

– Тяжело сказать, где именно находятся те, кто пользуется услугами пиратов, – рассказывает Санташёв. – Но, поверьте, они есть даже в Европе. 

Если речь идёт не о простейшем получении денег – выкупе за экипаж, как в случае с французской яхтой, то дальнейшая схема получения прибыли приблизительно выглядит так.  Пираты могут забрать груз (чаще всего это случается с сухогрузами), а судно и команду отпустить. Если бандиты забирают груз и судно, то первое могут сбыть по дешёвке, а второе будет использовано в дальнейшей цепочке. Для этого судно переименовывают, вешают другой флаг, делают липовые документы, собирают свою команду, оформляют под фиктивную судовладельческую компанию, у которой есть свои грузовые и фрахтовые брокеры. 

Домой. Французский спецназ эвакуирует экипаж французской яхты. Жизнь этих людей пираты оценили в $2 млн.
Домой. Французский спецназ эвакуирует экипаж французской яхты. Жизнь этих людей пираты оценили в $2 млн.



Грузовой брокер находит для судна груз. Фрахтовый – фирму, скажем, где-нибудь в Европе, которая хочет купить этот груз. За фрахт судна компания платит полностью.  Далее судно с грузом выходит из порта отправления в порт назначения. И исчезает по дороге вместе с грузом. Судно тайком заходит в нужный порт, где его уже ждут желающие купить, опять же за полцены, украденный груз. После чего флаг, документы и название меняются, и всё начинается сначала по откатанной схеме. Нередко такие суда используют для незаконной перевозки оружия.

– Вот вам пример самого настоящего корабля-призрака, – объясняет Санташёв. Бывает, заказ на то или иное судно пиратам поступает от какого-нибудь законно работающего на рынке судовладельца, – ведь у преступников товар стоит на порядок дешевле. А если ценность украденного судна невелика, его могут попытаться продать на металлолом, но сделать это уже сложнее, поскольку заводы требуют определённый перечень документов для подтверждения права собственности на корабль. Но и тут пираты особо не переживают – судно всегда можно отогнать на мелководье и разрезать на куски.

Пираты-демократы

На заре мореплавания морскими набегами занимались едва ли не все прибрежные племена. Долгое время разбой и грабежи оставались основным родом занятий на море. Даже те, кто вёл размеренный образ жизни торговца, не упускали возможности поживиться легкой добычей: лучшие в купеческом деле финикийцы не гнушались разбоем и похищением людей.

Но и у морских разбойников были свои принципы и порядки. Когда монаршая Европа ещё знать не знала о демократии, пиратские сообщества уже составляли свои конституции и чтили пиратский закон. Капитана выбирали общим голосованием, и он не обладал такой безграничной властью, как на военных и торговых судах.

Разбойники задолго до американской войны Севера с Югом решили проблему расизма: в XVIII столетии на любом пиратском корабле до 30% экипажа составляли чернокожие. А в Вест-Индии конца XVII и начала XVIII века экипажи пиратских судов представляли собой образцовые мультирасовые и мультиэтнические сообщества.

Источник: ru.wikipedia.org


Горе-яхтсмен
Если пираты выдвигают требования о выкупе, судовладельцы и страховые компании предпочитают договариваться с ними об освобождении экипажей и кораблей и всеми силами стараются избежать вмешательства военных, если только жизни людей не угрожает серьёзная опасность. Такие переговоры могут длиться месяцами, и тут всё зависит от поведения пиратов.  Если они придерживаются договорённостей и не меняют требований, как правило, до вмешательства военных дело не доходит.

– Всегда лучше пойти длинным мирным путём, чем короткой маленькой войной, – говорит Фокусу подполковник украинского подразделения «Альфа», который просил не называть его имени. – Нужно соглашаться с пиратами, пытаться уговорить их, чтобы они пошли на контакт с официальными властями и поверили, что все их требования будут удовлетворены. 

Подполковник «Альфы» отмечает, что спецподразделения украинских внутренних войск ещё ни разу не принимали участия в освобождении украинских заложников от морских пиратов, но уверен: если бы пришлось, всё сделали бы на высшем уровне. Он рассказывает курьёзную историю знакомого яхтсмена из Мариуполя, который решился в конце 90-х пойти в кругосветное путешествие на собственной яхте. У берегов Сомали его путешествие закончилось: он попал в плен к местным пиратам.

– Когда пираты взяли его в плен, то поняли, что у него нечего взять кроме консервов, – рассказывает подполковник. – Яхта особой ценности тоже не представляла. Недельку его подержали, а потом отпустили – что со старого человека взять? То, что он так легко отделался, – это большая удача, ведь могли и убить, а яхту на дно пустить.

Украинскому яхтсмену повезло больше, чем новозеландцу Питеру Блейку.  В декабре 2001 года мир потрясло известие о том, что знаменитый спортсмен, дважды победитель Кубка Америк, Кубка Жюля Верна и кругосветной гонки «Уитбред» был убит у побережья Бразилии бандой пиратов. 

Исчезновение на рейде 
Суда, принадлежащие украинским компаниям, не попадают к пиратам Индийского океана в силу того, что их морские дороги намного короче. Но и тут не обходится без приключений. И здесь речь идёт уже о государственном пиратстве. Так, несколько лет назад судовладельческая компания «Амфитрита» потеряла одноимённое судно в Стамбуле.  Судно везло лес и в Стамбуле на рейде ждало разрешения зайти в порт. Проходящее мимо небольшое судно подало сигнал бедствия. Отказать в помощи – значит, нарушить каноны морского права. Пока разбирались с поломкой, капитан терпящих бедствие попросил у капитана «Амфитриты» немного топлива – добраться до берега. Как только благотворительную помощь в виде нескольких бочек горючего стали перегружать с бортана борт, появились турецкие полицейские катера. Экипаж обвинили в контрабанде, судно арестовали и отправили на штраф-площадку. Экипаж просидел в турецкой тюрьме около месяца, груз удалось забрать, но судебный процесс по этому делу длится до сих пор.

Пойман – вор. Эти сомалийские пираты уже не будут промышлять в водах Индийского океана.
Пойман – вор.  Эти сомалийские пираты уже не будут промышлять в водах Индийского океана. По законам страны их могут расстрелять



Управа на пирата
Основные районы пиратского промысла сегодня выглядят так: Южная Америка и Карибское море (Венесуэла, Бразилия, Колумбия, Гайана, Эквадор, Никарагуа); Южно-Китайское море и Юго-Восточная Азия (Филиппины, Таиланд, Малаккский пролив, Индонезия); Западная Африка (Ангола, Нигерия, Сенегал, Гана); Индийский океан и Восточная Африка (Сомали, Индия, Шри-Ланка, Танзания, Бангладеш). 

Международное морское бюро сообщает, что ежегодный ущерб от пиратства в азиатских морских водах составляет не менее $25 млрд. Есть немало регионов, где разбой – традиционный способ заработка. 

По сравнению с 2006 годом общее число нападений увеличилось на 10%. Но, по информации Центра по мониторингу пиратства, многие случаи наверняка просто не зафиксированы, ведь судовладельческие компании настоятельно рекомендуют экипажам не распространяться о такого рода инцидентах. 

Вячеслав Санташёв вспоминает, что во времена противостояния СССР и США случаи нападения пиратов случались намного реже. Военно-морские базы американских и советских войск были серьёзным сдерживающим фактором для пиратов:
 
– Две страны обеспечивали порядок. И пираты знали, что для военных пострелять по живым мишеням ничего не стоит. Так что на больших морских дорогах так нагло нападать на суда боялись. 

Сделать ноги.  Исследовательскому судну,  на борту которого находился журналист Леонид Репин,  удалось сбежать от пиратов
Сделать ноги.  Исследовательскому судну,  на борту которого находился журналист Леонид Репин,  удалось сбежать от пиратов

С другой стороны, советские корабли хоть изредка и подвергались атакам, но не представляли для пиратов большого интереса. 

Специальный корреспондент отдела московского выпуска «Комсомольской правды» Леонид Репин рассказывает Фокусу о нападении на научно-исследовательское судно «Дмитрий Менделеев», на борту которого в то время находился: 

– Это случилось в 1979 году в районе Малайских островов. Мы проводили исследования. «Дмитрий Менделеев» – огромное судно, экипаж – 70 человеки ещё 120 ученых. Службы безопасности у нас, сами понимаете, не было. Напали на нас два катера, в тех водах это обычное дело. Пираты обстреляли корабль, но не более того. Мы просто от них удрали. Нам, безусловно, повезло. Судно было хоть и большое, но быстроходное. Так что пираты не захотели рисковать, просто попугали. Наше судно не представляло для них интереса. Забрать можно было разве что судовую кассу. А экипажи тогда с целью выкупа не захватывали.

Сегодня страны пытаются противостоять пиратской напасти. Россия старается вернуть себе славу сильной морской державы и увеличивает своё присутствие в Мировом океане.  В конце 2005 года Япония, Камбоджа,  Лаос и Сингапур подписали «Региональное соглашение о сотрудничестве впротиводействии пиратству и вооруженным нападениям на корабли в Азии». Там, где коалиционные силы нескольких стран объединяются, морские разбойники ведут себя потише. Существенный прогресс наблюдается в Индонезии: в 2003 году здесь зафиксирован 121 случай нападения морских разбойников, а в 2007-м – только 43. Как показывает практика, военно-морские силы остаются самым эффективным средством в борьбе с пиратами.


Нападения пиратов на суда в морях и у побережья различных стран, данные за 2007 г




 

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.