Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

В камеру его. Фотографы с трех континентов превратят Донецк в арт-объект

В камеру его. Фотографы с трех континентов превратят Донецк в арт-объект
Восемь фотографов с трёх континентов собрались в Донецке, чтобы превратить его в арт-объект. Всматриваться в город им помогает живущий в Германии харьковчанин Борис Михайлов
000

Итальянец Марко Цитрон расспрашивает по-португальски бразильянку Флавию Жанкейру о том, как она собирается снимать Донбасс, и пересказывает уже по-русски, иногда прибегая к помощи английского. Гостья из Южной Америки планирует разыскать заброшенные места и наполнить их атмосферой карнавала – для этого она заготовила несколько сотен воздушных шаров и огромного Микки-Мауса. На примете у Флавии уже есть полуразрушенный Дворец культуры. Пока же она вместе с другими участниками проекта живёт в комфортабельном особняке – такой себе фоторезиденции.

Съезд фотографов, организованный Фондом «Изоляция» (который год назад замахнулся на создание в Донецке центра современного искусства) так и называется: художественные резиденции. Восьмёрку отбирали на открытом конкурсе – всего было подано 284 заявки из 47 стран. Задача приглашённых – прожить месяц в Донецке и сделать снимки на заданную тему для выставки и альбома. Тема – «Переменная облачность». Борис Михайлов считает, она достаточно широка, чтобы в неё вписался самый неожиданный взгляд на шахтёрскую столицу.

Страшно красиво


Переоценка ценностей. По мнению Бориса Михайлова, опекавшего молодых коллег в Донецке, зрителю надо показывать то, от чего он содрогнётся, а не умилится

Борис Михайлов прославился в 90-х циклом «История болезни»: ему позировали постсоветские бомжи. В послужном списке мастера самая престижная международная премия в области фотографии – «Хассельблад». Только этим летом прошли три персональные выставки Михайлова: на Венецианской биеннале, в лондонской галерее Tate Modern и в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Участники проекта в Донецке не скрывают: заинтересовались они не только этим городом, но и возможностью поработать под руководством Михайлова.

Руководство – скорее идейное. В Донецк из Германии, где он сейчас живёт, Михайлов прилетел на четыре дня. Путевых листов гуляющим с фотокамерами по Донецку не выписывает, немедленно предъявить отснятое не требует. Всё, что могут взять от куратора подопечные, – его взгляд на искусство.

«На меня обижался весь Советский Союз. Мол, что ты гадость ищешь, когда у нас всё прекрасно? Смотри, какие цветы красивые, закат шикарный, а дети какие! Но прекрасное уже отсняли сто раз, от него не осталось ни фига», – продолжает заочный спор Михайлов.

Он уверен, снять красоту проще простого. На территории резиденции растут замечательные цветы, на столе лежит сахарный арбуз, путается под ногами котёнок – бери и фотографируй. Только незачем, считает Михайлов. «Наше восприятие красоты связано с умилением, а за рубежом – больше с содроганием, – излагает он собственную теорию. – Я увидел – и мне больно от этого. То, от чего делается больно, общество пытается изменить. А здесь, видно, общество менять ничего не хочет, поэтому не хочет содрогаться, поэтому и схватилось за эту красоту».

Чужими глазами


Пятно цвета. Прежде чем снять руины Дома культуры, бразильянка Флавия Жанкейра (за кадром) попросила украсить их яркими надувными игрушками

Михайлов предупреждает: ждать от участников проекта фоторобот Донецка не следует. Рассчитывать стоит на неожиданности – у чужаков всегда есть шанс нечаянно увидеть то, чего аборигены не замечают.

Марко Цитрон – пейзажист. Кажется, Донецк – последнее место на земле, куда житель живописной Италии додумается приехать за новой порцией ландшафтных красот. Марко же в своём выборе не видит ничего парадоксального: «Донецк отличается от Европы и тех украинских городов, которые я видел, тем, что здесь много зелени, контрастирующей с заводами и терриконами. Но снимать в Донецке промышленные пейзажи – это стереотип. Я снимаю природу и людей на её фоне. Дети играют на площадках, взрослые пьют пиво – и всё это под деревьями. Донецк – это такой большой лес». В один из дней Марко отправился на окраину города и стал фотографировать частный дом, утопающий в зелени. «Не нужно это снимать, это некрасиво, у нас даже туалета в доме нет!» – возмутились хозяева, заметив колоритного иностранца. Марко возмущён их слепотой и несколько наивно надеется своими работами открыть им глаза.


Встречают по одёжке. Киевлянин Саша Курмаз искал героев, которые выглядели бы столь же вызывающе, как памятник Анатолию Соловьяненко

Португальцу Нуно Баррозо Донецк показался местом, куда стоит приехать, чтобы потусить на каком-нибудь фестивале под открытым небом. Он снимает сюжеты, глядя на которые Донецк можно спутать с Вудстоком, знаменитым рок-фестивалем. Киевлянин Саша Курмаз, известный также как Гомер, рыщет по городу в поисках неформалов, чей внешний вид был бы таким же необычным, как и взгляды на жизнь. Он разочарован тем, что готы и эмо попадаются на глаза реже, чем хотелось бы. Неформальным он находит золочёный памятник оперному певцу Анатолию Соловьяненко и мечтает встретить поблизости кого-то, кто вылядел бы столь же вызывающе, как изваяние. Пока же Саша вспоминает встречу с донецкой золотой молодёжью: «Они по вечерам на одной аллейке собираются на крутых тачках. Открывают тачки – в багажниках сидят девочки, слушают музыку и курят кальян. Для меня это было незабываемо – даже сделал один снимок».

Сложнее всего всматриваться в Донецк Александру Стринадко. «Живу я здесь», – коротко объясняет он свою проблему. Но выход из положения нашёлся. «Купил карту Донецка за 16 гривен и обвёл ареал своего обитания на время проекта», – Александр показывает, что его творческий интерес на месяц сосредоточен строго в границах Будённовского района, который отличается от центра города умиротворённой атмосферой. Марина Блэк из Канады признаётся, что и на неё сильное впечатление произвела здешняя атмосфера. И, похоже, имеет в виду то, что в Донецке тяжело дышать.

Ещё одна участница – живущая между Москвой и Будапештом Наталья Павловская – тоже чувствует донецкость в воздухе. Но речь не о промышленных выбросах, а о воспоминаниях – Наташа уже бывала в Донецке. Прежде она снимала присыпанные снегом терриконы и карьеры – пейзажи выходили скорее марсианские, чем земные. Теперь планирует сделать по итогам резиденции художественную инсталляцию. Как и большинство участников резиденции, в подробности своего замысла Наташа не посвящает.

Снимите это немедленно


Искусство в себе. Англичанин Ричард Энсетт на своём мастер-классе учил тому, как с помощью фото фиксировать не факты, а эмоции

И всё-таки рассказать о своих задумках участникам проекта пришлось: каждый из них провёл мастер-класс. Одной из резонансных оказалась лекция англичанина Ричарда Энсетта. Он представил свои проекты: в одном запечатлены страдающие ожирением люди, позирующие в исподнем, в другом – счастливые гомосексуальные пары. В зале тут же нашёлся желающий поинтересоваться, не слабо ли Ричарду сделать эффектные фотографии, где были бы изображены люди с идеальной фигурой или традиционной ориентацией, и не превратило ли современное искусство бегство от стереотипов красоты в новый стереотип.

Местные фотографы мастер-классы посещали охотно. Одной из задач резиденции Борис Михайлов как раз считает обмен опытом: говорит, полезно посмотреть, как западные люди работают – это помогает взглянуть на самих себя со стороны. При этом он признаёт, что Донецк сложен и неподатлив как арт-объект.

«На первый взгляд в Донецке ничего особого нет. Но оно должно быть, надо искать, – напутствует Михайлов. – Шахтёры, которые постоянно рискуют жизнью, должны дать чувства художникам. Ведь это страшная вещь – они каждый день идут на работу и могут погибнуть. Этот их страх – на нём держится жизнь Украины. Это чувство надо передать. Как же рисовать здесь цветочки?»

Наталья Кандаурова, фото: Сергей Ваганов, Руслан Семичев, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.