Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Кино

Живой метр. Украинские режиссеры превращают мобильный телефон в камеру

Живой метр. Украинские режиссеры превращают мобильный телефон в камеру
Чтобы снять такое кино, достаточно хорошей идеи и мобильного телефона или фотокамеры. Этот формат позволяет воплотить необычные идеи необычным способом
000

«Какая разница, на что снимать. Смысл в том, чтобы донести мысль», – говорит режиссёр Михаил Костров, победитель фестиваля мобильного кино Djuice Mobile Movie Fest. В Украине этот конкурс впервые прошёл в 2007 году, а уже через год Михаил был в составе жюри. Вопреки сложившимся стереотипам, на мобильный телефон можно снимать не только компромат, но и фильмы. В лучшем случае гарантирован оригинальный результат, в худшем – сэкономленный бюджет.

Кино в кармане

«Я узнал о конкурсе за два дня до его начала, за день снял кино, смонтировал. Хорошо, что у меня было готово эссе, которое стало основой сценария», – вспоминает Михаил Костров. Его фильм «Надписи» взял Гран-при. Преимущество таких фестивалей в том, что участвовать в них могут не только профи, но и начинающие режиссёры. Не каждый может себе позволить участие в профессиональных конкурсах – это требует денег, а украинский студент часто только идеей и богат.

Ещё одно преимущество таких съёмок – их доступность. Профессиональная камера редко у кого под руками, тогда как мобильный всегда в кармане. Главная задача – воплотить идею, вместившись в 3–5 минут хронометража. Михаил рассказывает, что решения принимаются спонтанно, а героем может стать случайный прохожий: «Для финала я долго не мог найти героя. А тут увидел на улице мужчину, который просто идеально подходил. Говорю ему: «Я тут кино снимаю», и объяснил, что хочу. А он: «Ну, это же слишком просто. Давайте я лучше стихи вам прочту». И прочёл».

Эксперименты с техникой помогают мыслить нестандартно. Профессиональный режиссёр Костров вспоминает ощущения от съёмок: «Я как бы подглядывал за тем, что происходит вокруг. Ты очень быстро снимаешь, но не до конца понимаешь зачем. Понятно, есть сценарий. Реплики прописаны, но неизвестно, как в таком бешеном темпе повернутся события. В этом драйв, – рассказывает он. – Мне было интересно взять инструмент, не предназначенный для подобных вещей, и сделать фильм».

По мнению Михаила Кострова, опыт быстрых съёмок кино с налётом документальности незаменим. Кстати, подобные фестивали не раз проходили в России, Японии и Франции – этот жанр называют там «карманным кино».

Камера в помощь


Шаг вперёд. Дмитрий Шовкопляс уверяет, что «карманное кино» – это и новый подход, и сэкономленный бюджет

Когда возникает желание создать «картинку», максимально приближённую к киношной, камера мобильного телефона бессильна. Тут может помочь цифровой фотоаппарат с возможностью видеосъёмки. В 2008 году Canon начал выпуск зеркальной камеры EOS 5D Mark II, позволяющей снимать фильмы, практически не отличимые от кинолент. «Возможность снимать видео на цифровой фотоаппарат стала революцией для фильммейкеров, – говорит оператор, преподаватель Киевской школы фотографии Дмитрий Шовкопляс. – В университете им. Карпенко-Карого большинство дипломных работ снимается на фотоаппарат». Кроме Mark II есть модели попроще. Сэкономить можно и на осветительных приборах благодаря возможности «зеркалки» регулировать светочувствительность. Оператор отмечает, что главное преимущество фотокамеры – сменная оптика, выбор которой разнообразит картинку. А контроль глубины резкости позволит автору выделять героев, размывать задний план, расставлять акценты. Видеокамера на это не способна.

По мнению Дмитрия, фотоаппараты никогда не смогут вытеснить кинокамеры – они всегда будут друг друга дополнять. Так, снимая фильмы с помощью фотокамеры, придётся раскошелиться на дополнительные записывающие устройства из-за слабого микрофона. Про съёмку с рук можно забыть, либо приобрести стабилизирующее оборудование, что тоже ударит по карману. Впрочем, из недостатков такой съёмки всегда можно научиться извлекать пользу. Например, превратив запаздывание изображения (в народе «желе») в спецэффект. Шовкопляс добавляет, что после выпуска фотокамер Nikon и Canon с возможностью снимать видео мнения профессионалов разделились: одни считали, что это ненужный довесок и очередной трюк маркетологов, другие, долго не рассуждая, начали снимать. Но финальную точку в распрях поставил сериал о докторе Хаусе в эпизоде Help me 6-го сезона, полностью снятом на Canon 5D Mark II. Съёмка проходила в узком помещении, и большая видеокамера оказалась бесполезной.

Сам Дмитрий недавно закончил работу над фильмом, полностью снятым цифровой фотокамерой. А осенью в Киевской школе фотографии планируется запуск видеокурса. Стимулом создавать «карманное кино» может послужить и рост коммерческого спроса на него. Например, обладатель Гран-при известного фестиваля Sundance Film Festival, снятый с помощью фотоаппарата фильм Like Crazy, компания Paramount Pictures купила за $4 млн.

Что такое мобильное кино

Мобильное кино – короткометражные фильмы, снятые на видеокамеры, интегрированные в мобильные телефоны или на фотоаппараты. В 2004 г. Siemens учредил награду Siemens Micro Movie Award для фильмов, снятых на камерофон, а первый европейский фестиваль мобильного кино состоялся в 2005 г. в Париже. Этим форматом пользуются и маститые режиссёры: в этом году на «Берлинале» кореец Пак Чхан-Ук представил фильм «Ночная рыбалка», снятый на iPhone, бюджет картины – $140 тыс.

Без камеры

Украинские работы, побеждавшие на конкурсах мобильного кино

«Надписи»


Автор: Михаил Костров.

2007 г., Киев

Победитель первого фестиваля Djuice Mobile Movie Fest.
Рассказ о том, что каждый день нам напоминают о смерти: родные, близкие, учителя и даже посторонние люди с рекламных билбордов.

«Как я не стала рок-звездой»


Автор: Елена Носенко

2008 г., Киев

Победитель второго фестиваля Djuice Mobile Movie Fest.
История о том, с чем приходится столкнуться на пути к славе, и стоит ли она этого.

«Путь»


Автор: Максим Герасимов

2008, Москва

Победитель первого Международного фестиваля мобильного кино.
Зарисовка о том, что у каждого свой жизненный путь, но пройти его – еще не значит понять жизнь.

«Форсаж 5. Месть»


Авторы: Светлана Веретёха, Максим Верховых

2009, Москва

Второй Международный фестиваль мобильного кино. Специальный приз компании Universal Pictures Rus – поездка в Голливуд.
Короткометражка снята как продолжение «Форсажа-4». В ней Докучаевск на время стал бразильским городом, а ланосы превратились в гоночные авто.

Яна Швец, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.