Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Деньги из воздуха. Украинские звезды учатся зарабатывать на трансляции песен

Деньги из воздуха. Украинские звезды учатся зарабатывать на трансляции песен
Ротации на радио и телевидении теперь обеспечивают исполнителям не только популярность, но и дополнительный доход
000

Ещё несколько лет назад разобраться в том, кто на ком делает деньги – радиостанции и телевидение на артистах или наоборот, было крайне сложно. Сегодня в этом споре можно поставить точку. «Радиостанция – это прежде всего бизнес, который строится на трансляции чужой интеллектуальной собственности – песни. Если правообладатели вдруг запретят радиостанциям использовать их продукт, то те перестанут существовать. Но если радио исчезнет, артисты будут жить и работать дальше – есть ТВ, интернет», – вносит ясность директор Коалиции исполнителей и продюсеров Украины Дмитрий Прикордонный.

Музыканты, радиостанции и музыкальные телеканалы существуют в своеобразном симбиозе. Первые увеличивают свою популярность и получают доходы от выплат за использование песен (роялти), вторые повышают свой рейтинг, прокручивая интересную слушателю музыку.

Сегодня в большинстве случаев артисту, даже начинающему, больше не нужно платить деньги за попадание в эфир. «Культура музыкального бизнеса изменилась. Для радиостанции важнее сохранить лицо и формат, а доход от рекламы настолько велик, что ставить некачественный продукт за деньги просто невыгодно», – объясняет Дмитрий Прикордонный.

Клиповое сознание

Несколько лет назад продюсер молодой и никому не известной исполнительницы, особо не блещущей талантом, зато хорошо обеспеченной, мог прийти на радиостанцию или телеканал, заплатить и организовать своей подопечной ротацию. Сегодня ему придётся иметь дело с музыкальным редактором, который определяет, достойна ли композиция того, чтобы попасть в эфир. «На радио за ротации не платят. Сейчас это не распространённая практика», – утверждает директор Украинского музыкального альянса Павел Калениченко.

Ситуация с оплатой ротаций на радиостанциях изменилась 5 лет назад, когда была введена 50-процентная квота на звучание в эфире украинской музыки. По словам экспертов, никто не придерживался этой квоты. До нововведения в эфире звучало 9% отечественного продукта, после – 22–25%. Но даже такое количество гарантированного эфира заметно облегчило жизнь исполнителям и их продюсерам, ведь ротации повышают популярность артиста. «Без ротации на радио практически нет шансов на то, что аудитория запомнит и полюбит песню. Клип помогает слушателю начать идентифицировать артиста, знакомит с его образом, эстетикой. Ротации на радио делают совершенно другое – слушателям запоминается не только образ певца, но и сама песня», – рассказывает Фокусу генеральный директор «Хит FM», а также генеральный продюсер Radio Roks и «Русского Радио» Виталий Дроздов.

Именно с ротациями на радио связана одна из главных тенденций в украинском музыкальном бизнесе. Если раньше выплата роялти была лишь каплей в море дохода артистов, то сегодня её роль стала более существенной. Павел Калениченко объясняет это тем, что после кризиса у артистов стало намного меньше концертов и корпоративов, рынок же дисков последние несколько лет особой погоды не делает, зато всё больше радиостанций, а также кафе, ресторанов, отелей добросовестно выплачивают роялти правообладателям.

Совсем другая история с ротациями клипов на телевидении. Сегодня молодому исполнителю, который хочет попасть в телеэфир, по-прежнему нужно платить, однако, по словам Павла Калениченко, теперь это стало официальной практикой, и оплата идёт по документам. «На телеканал приходит продюсер неизвестной артистки, у папы которой имеются деньги, и говорит: у меня есть вот такая артистка, посмотрите клип, он очень хороший, заинтересует зрителей, – описывает процесс Калениченко. – Менеджер канала смотрит и говорит: это неформат, плохой клип. Но если вы хотите, то мы можем разместить, но нужно оплачивать».

Стоимость одного показа клипа составляет около $300–400. Причём чем ниже качество ролика, тем выше стоимость каждой последующей ротации. «Телеканалы теряют в рейтинге из-за того, что ставят в эфир не самый лучший продукт», – объясняет Павел Калениченко.

«Мне приходится говорить всем продюсерам уже лет десять: можно снять клип за 15 тысяч долларов и потом отдать 50 тысяч за ротации. А можно сделать за 50 тысяч долларов клип и ничего не платить за ротации, если клип будет хороший», – рассказывает генеральный продюсер музыкального телеканала М1 Валентин Коваль. – Были случаи, когда нам приносили клипы, и мы говорили «Ах!». Эти люди до сих пор не знают, сколько стоит ротация на М1».

Верните наши квоты


Не навреди. Директор Украинского музыкального альянса Павел Калениченко уверен, что отмена квоты на отечественную музыку в эфирах принесёт больше вреда, чем пользы

Проблема, которая сегодня волнует отечественных исполнителей больше всего, – грядущая отмена той самой квоты на количество украинской музыки в радио- и телеэфирах.

Идея принадлежит народному депутату от Партии регионов Елене Бондаренко. По её мнению, в условиях, когда половина радиоэфира должна принадлежать украинской музыке, невозможно существование станций разных форматов. Например, джазовых или академических. «Это не так, – считает Павел Калениченко. – Например, на территории Киева есть разные радиостанции, в том числе джазовые. Станций с классикой нет не потому, что мало украинской классики – просто она не пользуется спросом у аудитории, и у неё очень маленький рынок радиорекламы. В Украине этот рынок меньше рынка телерекламы раз в шесть, в Европе – меньше раза в три».

Дмитрий Прикордонный также против отмены квот. По его словам, подобная политика – абсолютно нормальная и практикуется во всех цивилизованных странах. При таких условиях радиостанции сами заинтересованы в поиске качественной отечественной музыки. Отмена же квотирования приведёт к тому, что за ротации снова придётся платить, а уровень украинской музыки снизится.

Ирина Навольнева, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.