Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Добрый платит трижды. В Украине растет число сторонников благородных поступков

Добрый платит трижды. В Украине растет число сторонников благородных поступков
В Украине строят пирамиду добра, вдохновлённую американским фильмом «Заплати другому»
000

«Денег не надо, – неожиданно сказал таксист Александр Петренко, когда пришло время платить за неблизкую дорогу по киевским пригородам. – Сделайте лучше три добрых дела».

Александр работает в службе такси четыре года. Говорит, что на досуге любит смотреть кино «со смыслом». Иногда обсуждает увиденное с пассажирами, которые не прочь пообщаться. Год назад разговорился с женщиной о фильме «Хатико: самый верный друг», где пёс десять лет приходил встречать на вокзал погибшего хозяина.

– Мужики не плачут, но я от этой ленты прослезился, – признаётся Александр. – Пассажирка была тронута и посоветовала посмотреть драму «Заплати другому», которая изменила её жизнь.

Продвигать главную идею фильма, вышедшего на экраны десятилетие назад, начали его фанаты во многих странах, включая и Украину.

Арифметика добра


Торг неуместен. Дария Руденко считает, что пирамида добра превращает хорошие поступки в товар

Американский школьник Тревор получает необычное домашнее задание – придумать, как сделать мир лучше. Пока его ровесники посмеиваются над темой и предлагают забавные варианты, Тревор всерьёз размышляет над этой проблемой. Наконец, решает, что мир можно сделать лучше, если распространять добро в геометрической прогрессии. Буквально: оказав кому-то помощь, просить этого человека сделать три добрых дела другим людям.

Фильм вышел на экраны и сразу же нашёл почитателей: движение Pay Forward (от английского «заплати вперёд» – дословный перевод названия фильма) сначала было создано в США, затем и в Европе. В социальных сетях сегодня можно найти более десятка ссылок на подобные русскоязычные сообщества или группы.

Киевлянка Кристина Лемешко работает директором по развитию бизнеса в крупной компании. О сообществе «производителей добра» узнала, когда незнакомые люди помогли её подруге найти жильё. Взамен взяли обещание сделать три добрых дела.

– Через два года компания отправила меня на тренинг личностного роста. Тренер дала список обучающих фильмов. «Заплати другому» был среди них. Если раньше я старалась поддерживать знакомых и близких, после этого фильма поняла, как можно помогать незнакомым людям.

Как утверждают участники таких сообществ, вовлечению украинцев в пирамиду добра мешает их скромность. Точнее, убеждённость в том, что привлекать внимание к своим добрым поступкам – признак дурного воспитания. Поэтому вместо того, чтобы попросить продолжить цепочку добра, чаще всего уходят со словами «не стоит благодарности».

Между тем без этого суть идеи «заплати другому» будет разрушена. Каждый из собеседников Фокуса решает проблему по-своему. Таксист Александр наблюдает за пассажиром: если кажется, что человек способен его правильно понять, на прощание предлагает ему продолжить цепочку добра. Таких было менее половины среди тех, кого Александр подвозил бесплатно. Кристина просит делать добро другим людям только у знакомых – незнакомым ей это предлагать неловко.

Поступки как товар


Добро в рост. Кристина Лемешко впервые познакомилась с системой «заплати другому» на курсах личностного роста

– Сделай три добрых дела – это не просьба, а условие, превращающее хороший поступок в товар, – считает киевлянка Дария Руденко.

По её мнению, для того чтобы переводить старушек через дороги, вовсе не обязательно создавать сообщества. Группы обычно объединяются по уникальному признаку – например, «Любители пикапов» или «Поиграем в баскетбол». Хотя, конечно, общими усилиями можно принести больше пользы. Известны примеры, когда участники сообществ покупали вещи для детдомов. Правда, и на этот счёт у Дарии есть логичный ответ: часто такая помощь – это медвежья услуга обществу. То есть уступка чиновникам, разворовывающим деньги из бюджета.

С тем, что добрые поступки в этой системе становятся товаром или ритуалом, согласна и психотерапевт Алла Ярошенко:

– Подобные установки заставляют вспомнить о письмах счастья, популярных уже более столетия. Главное условие – не прерывать цепочку, иначе это якобы навлечёт на нарушителя негативные последствия.

Манипулятивные технологии «счастья с угрозой» взывают к страхам человека, считает эксперт. Это пример мифологического мышления – действие нужно повторить определённое число раз, чтобы оно защитило. Хотя идея распространения добра не предполагает явных манипуляций, в ней есть обращение к чувству вины за «неоплаченное дело», к страху прервать цепочку, подсознательное ожидание расплаты за неблагодарность. Если копнуть глубже, такие опасения – это отображение страха перед смертью. Кстати, и герой «Заплати другому» Тревор в фильме погибает.

В то же время любое доброе дело, совершённое спонтанно, способно дать больше, чем отрабатывание по любой системе. Как отмечает психотерапевт, в основе спонтанной помощи – сопереживание, оно сопровождается сильными чувствами, которые позитивно влияют на того, кто помогает. Кстати, об этом же говорит и народная мудрость, утверждающая, что лучшая награда за добрый поступок – возможность его совершить.

Как в кино

Фильмы, которые перевернули мир

«Матрица» (1999, реж. Энди и Ларри Вачовски)
Фильм породил субкультуру, вызвав интерес философов, взявшихся решать, что предпочтительнее – бледная реальность или яркий мир Матрицы.

«Бойцовский клуб» (1999, реж. Дэвид Финчер)
Картина, вызвавшая в 90-е годы огромный резонанс и сплотившая вокруг себя армию поклонников, объединённых идеей антипотребительства всех мастей.

«Гарри Поттер и философский камень» (2001, реж. Крис Коламбус)
и другие экранизации романов Дж. Роулинг вызвали к жизни движения фанатов, а также моду на одежду, аксессуары и пр.

«Ешь, молись, люби» (2010, реж. Райан Мерфи)
Бестселлер Элизабет Гилберт и его экранизация стали законодателями моды на «уход
от обыденности» (путешествия по миру) в поисках себя.

Александра Молчанова, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.