От греха подальше

Научно-технический прогресс идет по планете семимильными шагами. Но церковь по-прежнему оставляет за собой право решать, какие из новых веяний могут пополнить список смертных грехов

Related video

Католичка Татьяна Куликовская считает, что церковь имеет право реагировать на любые новшества урбанизированного и опутанного технологиями современного мира.

– Еще 300–400 лет назад никто не знал о генетических манипуляциях. А для меня как для человека верующего важно составить об этом свое мнение и знать, как реагировать на новые научные эксперименты, – объясняет Татьяна.

Собеседница Фокуса готова безоговорочно принять церковную интерпретацию технического и научного прогресса, какой бы она ни была.

– Я доверяю позиции церкви, но думаю, что имею право на объяснение, – говорит Татьяна. – Не припоминаю, чтобы в церкви что-то сказали, а я с этим не согласилась, ведь все, что говорится, имеет серьезное обоснование.

Идея модернизации списка смертных грехов появилась в прессе в марте после интервью кардинала Джанфранко Джиротти, опубликованного в ватиканской газете L"Osservatore Romano. Когда кардинала попросили перечислить новые опасные тенденции современного общества, которые можно было бы трактовать как греховное поведение, Джиротти определил следующие сферы: генетические эксперименты, загрязнение окружающей среды, употребление наркотиков, растущую социальную несправедливость и увеличение пропасти между богатыми и бедными. С легкой руки ведущих мировых изданий слова кардинала мигом превратились в новый список смертных грехов. Впрочем, и старый список – это не высеченные на скрижалях десять заповедей. Представления о смертных грехах у верующих появилось благодаря пространному перечню проступков, составленному в VI веке Папой Григорием Великим. После выхода в свет "Божественной комедии" Данте Алигьери наиболее распространенными смертными грехами стали считать похоть, чревоугодие, алчность, гнев, праздность, зависть и гордыню.

В последние годы римско-католическая церковь переживает не лучшие времена. Ватикан обеспокоен тем, что прихожане все реже идут на исповедь и подчас не знают, что в их жизни трактуется как грех, а что считается дозволенным. Фокус решил выяснить, как украинские конфессии воспринимают идею адаптации греха к современным реалиям и что такое грех для простых верующих.

Мерило для православных
Управляющий делами УПЦ Московского патриархата архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан в разговоре с Фокусом на заявление кардинала Джиротти отреагировал довольно критично:

– С самого начала римско-католическая церковь пыталась адаптировать церковные правила и традиции под определенные условия, а мы теперь видим, как много церковь от такой политики теряет. Как бы ни комментировали грех, у нас есть одно мерило – Евангелие.

Попытки определить новые греховные для человека сферы архиепископ назвал деградацией. Такие биоэтические проблемы, как генная инженерия, по его мнению, нужно трактовать исключительно в свете Священного Писания и учения святых отцов.

– То, что противоречит Божьему закону и человеческой природе, не может быть оправданным, – говорит архиепископ Митрофан. – Клонирование противно воле Божьей. От вторжения в эту сферу человек может пострадать духовно и телесно. В результате – не столько пользы, сколько проблем. Когда научились расщеплять атом, тоже думали, что это пойдет на пользу. Но все мы видели, насколько неуправляема может быть эта энергия и какое мощное оружие можно создать.

Осуждая позицию римско-католической церкви, архиепископ все же вспоминает, что православная церковь в 2000 году опубликовала Социальную концепцию, которая дает трактовку многих подобных вопросов.

В УПЦ Киевского патриархата не были столь категоричны в оценке высказываний кардинала и согласились, что все, перечисленное им, является греховным. Но точного списка грехов у православной церкви нет, поэтому главный маяк для верующего – 10 заповедей Священного Писания, которые нельзя нарушать. Также православная церковь издает книги, где описываются основные виды грехов. Но назвать их официальным перечнем нельзя.

– В таких книгах пишется про грехи, которые больше характерны для нашего времени, чем для древности. Но это не значит, что появляются принципиально новые грехи – просто уже известные приобретают новые формы, – объясняет Фокусу пресс-секретарь УПЦ КП архимандрит Евстратий.

Представители всех церквей подчеркивают: человек несет индивидуальную ответственность за все новое, что появляется в его жизни, но считают своим долгом давать таким новшествам правильные оценки.

– Задача церкви – опираясь на Божий закон и традицию церкви, помочь человеку сориентироваться и указать, когда он переступает грань дозволенного, – говорит отец Игорь Яцив, руководитель департамента информации УГКЦ.

А если верующий сознательно идет против позиции церкви, значит, он грешит, уверен отец Игорь.

Клонировать нельзя запретить
Церковь охотно использует технические достижения современности, стараясь идти в ногу со временем. И заявления о том, что телевидение и интернет есть зло, звучат гораздо реже, чем обвинения в адрес науки и медицины. Тут церковное руководство выступает сплоченным фронтом и резко осуждает эксперименты с генами, искусственное оплодотворение и использование стволовых клеток.

– Если вмешиваться в генетическую программу человека и использовать чужие клетки для омоложения, может начаться конфликт между генетическими кодами разных людей, – объясняет позицию церкви патриарх Украинской автокефальной церкви Моисей. – Это приводит к саморазрушению человека. Поэтому такие эксперименты недопустимы.

Сами верующие, несмотря на официальную позицию церкви, по-разному воспринимают эксперименты, связанные с генетикой.

Один из собеседников Фокуса, православный Анатолий Кулаков согласен с тем, что клонирование человека – это грех. Но наука должна иметь поле для экспериментов, поэтому подобные исследования можно проводить на братьях наших меньших, полагает он. А хирург Мария Мойса, считающая себя глубоко верующим человеком, защищает генную инженерию.

– Я думаю, что такие исследования стоит продолжать. А вот с клонированием и суррогатным материнством надо бы подождать. В науке всегда нужно делать один шаг вперед и два назад. Но многие исследования мы уже не остановим, – говорит Мария и добавляет, что некоторые эксперименты – это вовсе не попытка двигать прогресс, а банальное зарабатывание денег.

Практикующий медик в ней берет верх над христианкой, и Мария оптимистично рассказывает о том, что природа сама подчас решает проблемы, которые создает человек.

– На фоне экологических катастроф в мегаполисах многие птицы стали приспосабливаться к агрессивной среде. У скворцов, например, увеличился головной мозг, и они стали лучше размножаться, – говорит Мария.

Воспитание верой
Пока церковные мужи решают, как реагировать на стремительно меняющийся мир и что паства должна считать злом, многие верующие в список своих проступков по-прежнему зачисляют только старомодные грехи.

– Для меня грех имеет два определения: когда ты идешь против библейских заповедей и когда поступаешь против собственной совести, – говорит Анатолий Кулаков.

Анатолия нельзя назвать истово верующим: на вопрос о том, когда он последний раз ходил в церковь исповедоваться, он отвечает: на прошлогоднюю Пасху. Одним из самых неприемлемых для себя людских пороков он считает кражу – сказались яркие детские впечатления, когда вместе с компанией мальчишек его занесло в колхозный сад.

– Мне ребята говорили: это же ничье, если не мы, то кто-то другой обнесет этот сад. Я собирал яблоки, а в душе все кипело. Не могу смотреть, когда люди берут чужое, – рассказывает Анатолий.

В современном обществе, страдающем от постоянных стрессов, чаще всего люди признаются в таких традиционных грехах, как стремление к материальным благам, зависть и гнев. В последнем грехе приходится часто каяться православному Михаилу Кондратенко.

– Иногда хочется эмоционально что-то сказать, чтобы тебя быстрее поняли, а выходит перегиб, – признается он.

Михаил регулярно посещает православную церковь и на исповеди обязательно упоминает о том, что не всегда может с собой совладать. Свою семью он считает религиозной и старается воспитывать в 20-летней Анне и 12-летнем Жене доброжелательное отношение к людям.

Татьяна Куликовская своими главными слабостями считает зависть и осуждение чужих поступков. На исповедь она ходит раз в две недели, но если есть потребность поговорить с духовником, может зайти в церковь и в будни.

Согласно христианской традиции понятие греха и покаяния неразделимы. И поскольку грех считается недугом, то исцеление человеку может дать только церковь – через исповедь и покаяние в содеянном. Но не всем этот процесс дается так легко. Прихожанка греко-католической церкви Леся Булах уже много лет не была на исповеди. Она воспитывалась очень религиозными родителями и, хотя не считает себя набожной, переживает из-за того, что не может прийти в церковь и покаяться.

– Когда приходишь на исповедь, тебя спрашивают: "Ты крещеная? Дети есть? Крещеные?" Я отвечаю, что дети крещеные, но с мужем мы не венчались. Мне говорят: нужно обвенчаться или пообещать сделать это в будущем, но ведь это не только от меня зависит, – объясняет Леся. – Есть еще один человек, который тоже имеет право принимать решение. А за своего мужа я пообещать не могу, он человек верующий, но в церковь не ходит. Может, времени нет – всю жизнь на двух работах, а может, потому что в семье просто не привили эту потребность – ходить в церковь. Вот так я перестала ходить на исповедь. Какой в этом смысл, если я не могу пообещать и сдержать данное слово?

Несмотря на то, что Леся не может стать для своих сыновей Андрея и Игоря примером традиционного для греко-католиков уважительного отношения к церкви, она хотела бы, чтобы они росли с верой в душе. Леся с гордостью рассказывает о том, как в трехлетнем возрасте под строгим бабушкиным контролем мальчишки каждый день читали небольшие детские молитвы. Теперь они бывают у бабушки редко, но если приезжают – обязательно ходят в церковь. Леся вспоминает, как ее учили простым христианским заповедям, и старается воспитывать детей если не глубоко верующими и богобоязненными, то хотя бы терпимыми по отношению к окружающим.

– Я им объясняю: если ты сделаешь кому-то плохо, это зло к тебе вернется. На словах они соглашаются, но, как все дети, не всегда поступают правильно, – рассказывает она.

Слово "грех" в лексиконе современных верующих встречается все реже. Теперь удобнее использовать более нейтральные определения людских пороков, список которых остался неизменным. И кому-то легче рассказать о "муках совести", чем признаться в том, что согрешил. Но для церкви эти понятия взаимосвязаны.

– Кто живет в согласии со своей совестью, тому легче преодолевать все искушения и бороться с грехом. И не нужны какие-то печатные списки грехов – совесть сама предупреждает: "Не делай – это грех", – подводит итог архимандрит Евстратий.

Грани недозволенного

– Грех – это когда человек делает то, что не дозволено религией, когда он может нанести вред себе самому или навредить окружающим, – объясняет в интервью Фокусу Шейх Ахмед Тамим. – Последнее касается и людей, и природы. Согрешив, мусульманин должен покаяться и прекратить греховное поведение. Если зло совершено по отношению к другому – обязательно попросить прощения у того, перед кем провинился. Грех можно искупить и благими поступками. Шейх Ахмед Тамим приводит в пример историю двух женщин: одна из них плохо обращалась со своей кошкой и была после смерти наказана, а второй простили ее прелюбодеяние за то, что она дала воды бродячей собаке.

А использование контрацепции, которое православие последовательно осуждает, для мусульман не является грехом.
– Если муж хочет ребенка, а женщина – нет, то она решает, ведь это ей вынашивать плод, – говорит Шейх Ахмед Тамим. – Но женщина может использовать только те лекарства, которые не приносят вреда и не станут причиной бесплодия. В составе лекарств также не должно быть животных компонентов.

Разобраться с тем, что есть добро и зло, мусульманину не сложно. Главное – знать, что новшество, будь то ядерная энергия или добыча нефти, не принесет вреда ни самому человеку, ни окружающим.

Иудеи по поводу модернизации списка грехов не переживают вовсе.
– У нас есть 613 заповедей Торы, которые должны соблюдаться еврейским народом, – рассказывает Фокусу Олег Ростовцев, руководитель пресс-службы Главного раввината Украины. – Если говорить о новшествах, к примеру, о развитии технологий, то все решения по применению законов выносятся дайанами – мудрецами. Именно они говорят, как адаптировать законы Торы под сегодняшние реалии.

Когда появилось электричество, возник вопрос: можно ли им пользоваться в субботу. Сегодня иудеи не только не включают в субботу свет, но и отказываются от использования мобильных телефонов. Таким образом, любой закон, записанный в Торе, может быть адаптирован под каждую конкретную ситуацию.