Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Заговор в сети. Террористы все чаще используют интернет для вербовки смертников

Заговор в сети. Террористы все чаще используют интернет для вербовки смертников
Социальные медиа превращаются в виртуальную базу для террористов. Здесь они не только пропагандируют свои идеи, но и планируют теракты, и вербуют будущих смертников
000

Крупнейшей в СНГ социальной сети «ВКонтакте» в этом году пришлось принудительно закрыть несколько праворадикальных групп, завсегдатаи которых призывали повторить подвиг норвежского террориста Андерса Брейвика, ответственного за убийство в Осло более 70 человек. Поначалу группы с названием «Андерс Брейвик» не вызывали у администраторов подозрений, ведь новости о трагедии обновлялись в первые дни постоянно. Однако когда его стали называть героем и призывать к терактам, группы в спешном порядке закрыли.

Социальным сетям с большим числом пользователей, которые охватывают десятки стран, справиться с потоком экстремистских излияний намного сложнее. «Террористы уделяют большое внимание новым медиаплатформам, они быстро учатся. К примеру, «Аль-Каида» и другие группы постоянно используют интернет и новые медиа для распространения своих сообщений», – говорит Пракаша Мирчандани, специалист по контртеррористической деятельности.

По мнению специалистов, пока экстремистам удаётся гораздо эффективнее использовать новые технологии, чем это делают контртеррористические организации.

«В первую очередь экстремисты используют форумы, поскольку они могут контролировать свои сообщения и прятаться за анонимными именами», – рассказывает Фокусу Джаффар Хуссейн, эксперт британского аналитического центра Quilliam Foundation, изучающего деятельность террористов в интернете. По словам Хуссейна, поначалу экстремисты использовали всемирную паутину для того, чтобы рассказать о целях своей организации и её истории. Затем стали выкладывать видео и фото удачных терактов. Обычные с виду сайты новостей об Ираке или Афганистане переправляли на другие платформы, где выкладывались фотографии террористов-смертников в виртуальном раю и их прощальные обращения к братьям по вере. Растущее из года в год число пользователей интернета быстро превратило этот ресурс в главное оружие террористической пропаганды среди безработной молодёжи, уставшей от нищеты и потерявшей веру в собственное будущее.

«Вне всяких сомнений, интернет превратился в главное место для сбора радикальной исламской молодёжи, – говорит глава разведслужбы центрального командования США генерал Джон Кастер. – Я сам неоднократно наблюдал за тем, как 16–17-летние ребята оказывались в самом пекле войны. Мы каждый день ловили таких в Ираке и Афганистане». Именно эти юноши, по мнению экспертов, стали для террористов неиссякаемым источником пополнения своих рядов. «Джихадисты понимают силу интернета, – отмечает Джон Кастер. – Они никогда бы не выиграли в открытой войне, но сила сети огромна».

Эван Колманн из нью-йоркской компании Flashpoint Global Partners, которая предоставляет консалтинговые услуги, более десяти лет следил за деятельностью террористических организаций в интернете по заказу Департамента обороны США и ФБР. «Здесь экстремисты ищут совета, помощи и материальной поддержки и во многих случаях всё это находят», – считает Колманн. – Онлайн-сообщества для этих парней намного важнее, чем нацио­нальность и прочие этнические характеристики. Такие связи становятся клеем, связывающим между собой террористические сети».

Экстремисты зачастую открыто заявляют о своих намерениях. «Если американские политики, среди которых и Барак Обама, используют Facebook ради победы на выборах, то мы можем с помощью этой платформы завоевать мир, – с такими словами выступил на одном из форумов джихадистов пользователь al-Faloja. – Мы с большим успехом научились использовать для наших целей YouTube, следующей нашей целью станет захват Facebook».

Самой популярной в мире социальной платформе приходится ежедневно отслеживать содержимое страниц в различных группах. Но обнаружить их в многомиллионном потоке пользователей не так просто. К примеру, уже несуществующая страничка группы Jihad in the way of God успела в своё время набрать 1300 участников; здесь цитировали Усаму бен Ладена и призывали к уничтожению США.

Специалисты по контртеррористической деятельности выделяют несколько направлений, используемых экстремистами на Facebook: одни делятся оперативной и тактической информацией (к примеру, выкладывают инструкции по созданию бомб, а также ссылки на другие экстремистские сайты), другие занимаются пропагандой и зондируют почву на предмет организации подрывной деятельности в той или иной стране.

Террорист 007


Школа смерти. Террористы выкладывают на форумах журналы на английском языке и инструкции, как сделать бомбу и научиться стрелять из автомата Калашникова

На Западе считают, что после того, как Facebook и YouTube объявили террористам войну, а Twitter стал едва ли не главным инструментом для молодых активистов араб­ских революций, экстремисты открыли для себя сеть для мгновенного обмена сообщениями.

«До сих пор мы не замечали экстремистов в этой части интернета, – говорит Уильям МакКантс, основатель блога Jihadica.com, который отслеживает деятельность террористов в интернете.

Но сегодня аккаунт @alemarahweb в Twitter публикует ссылки, ведущие на официальный сайт Исламского эмирата Афганистан, созданного Талибаном. Твиты здесь выкладываются на языке пушту.

В докладе сотрудников армейской разведки «Возможности использования террористами сервиса Twitter», опубликованном на сайте Федерации американских учёных, было отмечено, что эта социальная сеть превращается в трибуну для самых разных активистов – от правозащитников до анархистов и представителей религиозных общин. По мнению учёных, микроблоги позволяют быстро распространять небольшие сообщения, и эта форма намного удобнее обычных блогов, поскольку выкладывать твиты можно с помощью мобильных устройств. «Террористы могут использовать социальные сети в США как инструмент для достижения своих целей», – предостерегают эксперты. С помощью Google Maps они также способны организовать засаду или подорвать бомбу в любом американском городе, а такие сервисы, как GPS, применить для быстрой ориентации на незнакомой местности.

По словам Джаффара Хусейна, многими форумами сегодня управляют вовсе не из мусульманских государств. Популярное в интернете понятие «Лондонистан», которое обыгрывает название британской столицы и намекает на то, что в Лондоне обосновалось слишком много исламских радикалов, недавно было включено в обновлённое издание толкового словаря английского языка Collins English Dictionary. А иллюстрацией к этому неологизму могла бы стать история одного из самых известных блогеров, чью личность разведслужбы не могли установить долгое время. Этот человек называл себя Irhabi, Террорист 007. Он занимался пропагандой джихада, оставлял на различных сайтах сообщения, призывающие к войне с неверными, организовывал онлайн-семинары и даже написал инструкцию по взлому веб-сайтов. Irhabi выкладывал в сеть видео с казнями пленных в Ираке и сообщал о терактах, ответственность за которые взяла на себя «Аль-Каида». За пару лет Террорист 007 превратился в одного из самых известных и неуязвимых блогеров, работающих на террористов. Когда спецслужбы всё же вышли на его след, оказалось, что за этим ником скрывался 22-летний житель Лондона Юнис Тсуоли. Его приговорили к 16 годам лишения свободы, которые он отбывает в одной из британских тюрем.

Яна Седова, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.