Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Выход в «Океан». Святослав Вакарчук провел репетицию с симфоническим оркестром

Выход в «Океан». Святослав Вакарчук провел репетицию с симфоническим оркестром
Накануне киевских концертов «Океана Эльзы» с симфоническим оркестром Фокус пообщался со Святославом Вакарчуком и побывал на репетиции группы
000

После 10 сентября Святослав не говорит о политике. В тот день перед выступлением «Океана Эльзы» в Луганске он потребовал убрать со сцены логотип Партии регионов. Убрали. Потом местные чиновники веселили общественность рассказами о том, что кусок баннера унесло ветром (в сети есть видео, на котором специально обученный юноша аккуратно отрывает логотип). Конечно, удержаться от вопроса об этом инциденте не получилось. «Понравилось, как прошёл концерт в Луганске? – интересуюсь я. «Очень. Но было довольно ветрено», – отвечает Святослав.

Нежелание вступать в диалоги на политические темы Вакарчук поясняет коротко: «Пусть говорят в ток-шоу. Я буду делать».

Оговорка не по Фрейду

Действительно, этой осенью Вакарчук загружен до предела – кроме Киева программу «Океана» увидят в Минске, Питере и Москве (в российской столице концерт в сопровождении оркестра МВД прошёл в пафосном Кремлёвском дворце). Кроме того, в Бельгии пишется его параллельный проект с экс-клавишником «Океана Эльзы» Дмитрием Шуровым и бывшим участником харьковской группы 5NIZZA Сергеем Бабкиным. Интересуюсь, не тяжело ли сидеть сразу на двух стульях. «Сольный проект уже на стадии завершения, сейчас в нём всё зависит от вкуса, ушей и рук саундпродюсера. Запись должна быть готова к середине ноября, и тогда мы начнём активно продвигать его. А пока все мои мысли заняты «Океаном Эльзы», – рассказывает Святослав.

Билеты на концерт 6 октября во Дворце «Украина» продались так лихо, что было запланировано выступление на следующий день там же. Поползли слухи, мол, и на второй день смогут попасть не все желающие. В ответ на предположение о том, что группа устанет и радости на всех зрителей не хватит, Вакарчук замечает: «Мы можем сделать и третий, и четвёртый концерт – было бы кому на них приходить. Когда несколько выступлений в одном зале идут подряд, у каждого из них свои плюсы и минусы, но обычно они уравновешивают друг друга».

По словам Вакарчука, самым интересным из всех известных ему концертов, на которых поп- и рок-артисты работали с оркестрами, является «пионерский проект» Deep Purple 1969 года, записанный в лондонском «Альберт Холле». В июле он ходил на киевский концерт Стинга с нашим Национальным симфоническим. Говорит, понравилось больше, чем когда Стинг играет просто с группой, но слабые места всё же нашлись. «Знаю, это покажется снобизмом, но, по-моему, было мало драйва, и музыканты немного сдерживали себя, –вспоминает Святослав. –Драйв появился ближе к концу, когда вдруг на песне Desert Rose всё стало громче. У меня даже появилось подозрение, не включили ли они плейбэк (специальная концертная фонограмма. – Фокус)».

Перевожу разговор на злободневное. На одном из белорусских порталов в анонсе минского концерта «Океана» с оркестром группу назвали «флагманом российского рока». Допускаю, что это диверсия, и предлагаю Вакарчуку поупражняться в изложении теории заговора. «Как говорил Фрейд в известном анекдоте, иногда сон –это просто сон», – сводит тему на нет Святослав.

Ключ к скрипкам

Вечером у «Океана Эльзы» репетиция с оркестром. Место действия – один из павильонов киностудии имени Довженко. Вспоминаю недавнюю прогулку по её коридорам, которые напоминают готовые декорации к малобюджетному хоррору. «Это специальный павильон, –уточняет Вакарчук, – в нём оркестр записывает музыку для фильмов. Лучше места не придумаешь. Кроме того, я знаю это помещение, здесь проходили репетиции моего сольного проекта».

Зайдя в зал, видим, что оркестр уже в сборе. Барабанщик группы Денис Глинин, гитарист Пётр Чернявский, басист Денис Дудко на рабочих местах. Последним становится на исходную клавишник Милош Елич – у него работы больше, чем у остальных: серб руководит аранжировками оркестра Киевской муниципальной оперы вместе с дирижёром Евгением Воронко, он же лично выбирал почти все песни для программы. Именно Елич –начальник центра управления полётом, Вакарчук больше похож на эмоциональный двигатель. «На репетиции будут журналисты. Не обращайте на них внимания», – даёт установку музыкантам Святослав.

На пальцах. Когда не хватает слов, для контакта с музыкантами лидер «Океана Эльзы» использует жесты

Первой прорабатывают Susy – песню, которая и в записи исполнена со струнными, так что ей сам Бог велел быть в программе. Первое исполнение не устраивает никого. У Милоша это написано на лице, Вакарчук озвучивает претензию: «Я не слышу скрипок». Пока три десятка человек собираются с духом, чтобы провести работу над ошибками, Святослав успевает заглянуть в мобильный, принять звонок и сделать пометки в листке, лежащем рядом с микрофонной стойкой. Susy прокатывают по второму кругу, на сей раз скрипки отыгрывают свою партию куда звонче. «Теперь хорошо», – удовлетворённо выдыхает Вакарчук.

«Iкони не плачуть» даются уже легко и непринуждённо. На «Не можу без тебе» снова начинаются нюансы –трубач во время соло немного не вписывается в канву аранжировки. Милош включает весь арсенал своего консерваторского образования, объяс­няя, что именно ему не нравится. Возникает заминка. «Сидор, ты как начинаешь, так и не заканчивай», – подключается к процессу Вакарчук. Странно, но эта фраза, похожая на шифрованную телеграмму, понятную только посвящённым, срабатывает безупречно. «Понял», – отвечает Сидор, и после этого всё идёт как по маслу. По ходу песни Святослав даже привстал на цыпочки и сделал в таком положении несколько шагов с микрофоном. По­шла работа на кураже.

Их прекрасная няня

Репетиция «Океана Эльзы» – это как спектакль с хорошо прописанными ролями, но установкой на импровизацию. Вакарчук в этом раскладе – внимательная няня, которая следит за тем, чтобы всё шло своим чередом.

Денис Дудко за всё это время, кажется, так и не поменял своей вальяжной позы «нога на ногу». Бас-гитара лежит у него едва ли не на коленях – видимо, так удобнее. Наконец, улучив момент, пока в паузе разворачивается очередная рабочая дискуссия, Дудко встаёт, кладёт инструмент на стул и собирается выйти из павильона. «Дусик, ты куда? Мы сейчас продолжим», – ласково окликает его Вакарчук. Пойманный на горячем Дусик невозмутимо возвращается назад, словно никуда до этого и не собирался. Спрашиваю у Святослава, есть ли у него такая же кличка для внутреннего пользования, как у Дудко. «Меня последний раз называли не по имени ещё в школе. Из-за фамилии звали Вакаром», – признаётся он.

Возникают какие-то разночтения по поводу вступления Дениса Глинина в песне «Друг». Святослав снова включает свои способности толкователя замечаний Милоша: «Денчик, смотри, там-бам-бам мы тут вообще не делаем». А затем спрашивает: «Можно, я пока по­слушаю?» Получив согласие Милоша, отходит в сторону и замирает, опершись на студийное фортепиано. Через минуту он будет аплодировать Глинину за эффектное и своевременное вступление и комментировать: «Милош, вступление с четырёх ударов – это прекрасно. Главное, чтобы Дусик не запутался». Вакарчук улыбается, Дудко тоже – видно, что он давно привык к подтруниваниям.

Петру Чернявскому достаются в основном похвалы, хотя выглядит он крайне комично: гитарист в футболке с надписью Tuba hero и с бородой, как у папы из мультфильма о Простоквашино, – готовый персонаж для ситкома о музыкантах. На пространное и искусное соло Чернявского в «Друге» Вакарчук реагирует страстно – выброшенным вверх пальцем. Пётр принимает комплимент с молчаливым достоинством, он явно знает себе цену.

Репетиция переходит в ту фазу, когда внимание начинает рассеиваться. Скрипачи в паузах отпускают шуточки и хихикают, виолончели зевают, Чернявский и Дудко перебрасываются огрызками каких-то партий. Вакарчук тонко чувствует нерв момента, пресловутое здесь и сейчас. «Хорошо, что настроение поднимается. Это истерика, мы в курсе», – говорит он и объявляет перерыв.

Рок-филармония

Самые эффектные примеры сотрудничества рок-исполнителей с симфоническими оркестрами

Deep Purple – Concerto for Group and Orchestra (1969)
Концерт, состоящий из нескольких песен группы и инструментального материала, сочинённого клавишником Джоном Лордом

Metallica – S&M (1999)
Выступление трэш-легенды с оркестром из Сан-Франциско. Идея навеяна любовью к Иоганну-Себастьяну Баху и восхищением вышеупомянутым концертом Deep Purple. Продано более 6 млн. дисков

Scorpions – Moment of Glory (2000)
Студийный проект классиков немецкого хард-рока и Берлинского оркестра. В 2001 году воспроизводился вживую на семи концертах в России и Прибалтике

Dream Theatre – Score (2006)
Нью-йоркское шоу знаменитых прог-металлистов длиной почти в три часа. Диск с этой записью был продан тиражом более 1 млн. копий

Rage – выступление на фестивале Wacken Open Air (2007)
Совместный концерт немецких металлистов и оркестра из Минска с мистическим названием Lingua Mortis Orchestra на CD не выходил. Зато издали его видеоверсию – как DVD-приложение к альбому Carved In Stone (2008)

Игорь Панасов, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.