Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Бои за правила. Украинцы все чаще самостоятельно решают социально важные проблемы

Бои за правила. Украинцы все чаще самостоятельно решают социально важные проблемы
Пока одни украинцы жалуются на жизнь, власть и плохие дороги, другие – находят единомышленников и заставляют систему работать
000

Вместо комплекса жертвы – активная жизненная позиция. Возможно, в этом одно из главных отличий гражданина развитой страны от жителя развивающейся. По данным научного руководителя Фонда «Демократические инициативы» Ирины Бекешкиной, среди украинцев лишь 5% участвуют в общественной жизни, состоят в негосударственных организациях и занимаются благотворительностью. В странах старой демократии этот показатель составляет 20–30%.
«Большинство украинцев одобряют гражданскую активность, но только на словах, – говорит руководитель подразделения Trendwatching Ukraine Михаил Черняк. – Хотя последние полтора года тренд заметно растёт. Пользователей интернета становится больше, а значит, проще найти единомышленников». Бекешкина подтверждает: «Всё ещё сказывается наш инстинкт: чуть что – обращаться к царю. Но движение к гражданскому обществу заметно невооружённым глазом. Украинцы уже начинают понимать, что сила в массовости». Массовость, однако, начинается с отдельных примеров, которые являются образцами для подражания.


Железный аргумент. Павел Белоусов снимает один из повреждённых участков дороги в Алуште. Он создал сервис, который позволяет всем водителям избавляться от ям в течение 30 дней
Нет дураков – есть дороги
Павлу Белоусову из Алушты 27 лет, раньше он занимался созданием и продвижением сайтов. Но в феврале неожиданно для себя основал общественную организацию Novus. «Однажды возле моего дома КамАЗ целый день сгружал строительный мусор, несколько ходок сделал. Меня это задело – записал его номер и вызвал милицию, – вспоминает Павел. – Я тогда подумал: хорошо, мне-то удалось справиться с проблемой, но другое дело, если бы все подключились. Надо только подсказать людям алгоритм, показать удачные примеры».

В Novus лишь четверо активных членов. Работают на энтузиазме и благодаря небольшому финансированию международных организаций, поэтому основное место трудоустройства не покидают. Но это не помешало им за год реализовать несколько проектов. Последний – сервис «УкрЯма» (ukryama.com), где водители вместе борются с плохими дорогами. Размещают фотографии ям, пишут заявления в ГАИ, и если через месяц выбоину не устраняют, отправляют жалобу в прокуратуру. «Государство сдирает с нас налоги, требует по полной, не жалея никого. Почему тогда мы не требуем выполнения их обязательств?» – объясняет свою позицию Белоусов.

Финансами, необходимыми для создания такого ресурса, он не располагал. Но связался с основателями проекта «РосЯма», и они помогли запустить аналогичный сервис. Павел говорит, что главная сложность – стереотипы украинцев. «Одни ошибочно считают, что ГАИ этим не занимается. Другие машут рукой, дескать, госслужбы просто отпишутся: нет денег. Остальные не верят, что их жалобы будут рассматривать, – вздыхает Белоусов. – На самом деле механизм работает, надо только захотеть отстаивать свои права».

Он рассказывает случай, когда пользователь «Укр-Ямы» пожаловался на опасную яму в центре Алушты – дорожные службы прокладывали кабель и, как обычно, схалтурили. Месяца три водители проклинали это место, даже местные СМИ писали о проблеме, но лишь сотрясали воздух. А на жалобу «УкрЯмы» гаишники ответили, и через три недели дорогу отремонтировали. Сайту меньше двух месяцев, но здесь уже указаны более 400 дефектов дорог, подано более 200 жалоб в ГАИ и по каждой десятой проведены ремонтные работы.

Получается, украинцы даже активней россиян – лишь каждый третий пользователь «Рос-
Ямы» подаёт жалобу. «Наверное, мы более требовательны и меньше боимся госорганов, –
рассуждает Павел. – Причём таких людей становится всё больше. Активные делятся своим положительным опытом, остальные читают и начинают задумываться: «А чем Луганск хуже Алушты? Чем я хуже того, кто добился своего?»


Кредитоупорный. Собрав 11 пострадавших от поднятия кредитной ставки, Сергей Юрченко прошёл через все судебные инстанции. И, даже проиграв дело, таки добился своего
Забор в головах

Остановить незаконную стройку и создать на её месте сквер всего за месяц – это нечто из области фантастики? Нет, это случай из жизни киевского массива Позняки, где живёт офицер запаса Валентин Левицкий. Он-то и поднял соседей на бой против стройки, которую затеяли прямо напротив его дома.

«Застройщик уже возвёл один дом, а на оставшейся территории планировал обустроить сквер, но затем план вдруг исчез, – рассказывает Левицкий. – И началась подготовка к новому строительству». Его и других жильцов возмутило то, что новый дом уничтожал спортивную площадку школы, да и слишком близко располагался бы к другим высоткам. «На нашей улице уже есть пример здания, начавшего разрушаться из-за соседней стройки», – добавляет военный пенсионер.

Вскоре в подъездах близлежащих домов появились приглашения на общественные слушания. Но застройщик, по словам Левицкого, провёл их в совершенно другом месте и на час раньше, нежели планировалось, – жильцы едва успели, застав набитый строителями зал. Но сделали фотографии проекта и приступили к «войне». Разместили в подъездах свои объявления –
проект застройки и приглашение на сборы, где выбрали инициативную группу. Затем собрали почти 600 подписей и отправили жалобу во всевозможные инстанции. На удивление, уже через неделю приехала комиссия. А спустя ещё несколько дней строители начали убирать забор, технику и облагораживать сквер.

Левицкий говорит, что не боялся мешать бизнесу с миллионными оборотами. «Бояться надо, когда делаешь что-то незаконное, – считает он. – А мы ведь правы по всем статьям. И были готовы снести забор, если бы не удалось добиться мирного решения».

Управа на суд
Три года назад киевлянин Сергей Юрченко взял в рассрочку автомобиль. Специально искал кредит в гривнах, чтобы не зависеть от колебаний курса доллара. Но когда начался кризис, банк заметно поднял процент, сумма долга за оставшиеся годы возросла на 18 тыс. гривен. «Да хоть на одну гривну, неважно. Я тогда мог погасить всю задолженность, просто планировал иначе потратить деньги, – возмущается 37-летний IT-специалист. – Но пошёл на принцип. Раз они поставили цену услуги, значит, учли все риски и всё равно остались в выгоде, к чему тогда повышение? Я не хочу платить за ошибки других».

Когда юристы начали разбираться в договоре, нашлось сразу несколько пунктов, которые не позволяли финансовому учреждению изменить условия сделки. И Сергей решил судиться. «Сам бы, наверное, не стал этого делать – и шансов меньше, и дороже, и сложнее. А несколько человек могут более внимательно изучить договор, набивать шишки на чужих заседаниях суда», – поясняет Юрченко, собравший на форуме автоклуба ещё 11 пострадавших.

Оболонский суд назначил им четырёх разных судей, но все выносили одинаковые вердикты на первых же заседаниях. По сути дела – отказы в требованиях. «При этом они позволяли себе кричать, хамить, игнорировать наши аргументы, не знакомиться с делом, – вспоминает Сергей. – Судья открытым текстом говорила: мол, вы хотите, чтобы я это ещё читала?! И не делали аудиозапись заседания. Всё смахивало на то, что судьи исполняют чьё-то указание».

Апелляционный суд тоже не помог, и компания единомышленников начала распадаться. «А меня это ещё больше возмутило. Решил идти до конца», – смеётся Сергей. В Кассационный суд он уже подавал жалобу на работу предыдущих инстанций. «Там, разумеется, мелкими делами заморачиваться не любят. Поэтому отказ меня не удивил, – продолжает Юрченко. – Но произошло вот что: суд не удовлетворил наши требования, зато и не обязал выполнять условия банка. Я продолжил платить по старой ставке и ждать иска».

Сергей и несколько его коллег, не пожелавших сдаваться, прекрасно понимали, что кредитору невыгодно судиться с ними ещё раз. Так и произошло. Юрченко даже узаконил сохранение изначальных условий – случай помог. Банк ошибся с начислением очередной ежемесячной суммы, два месяца изводил «должника», его родственников и соседей. А когда разобрался, выслал новый график платежей – со старыми процентами. «Я их предупредил, что они меня достали окончательно, пригрозил прокуратурой. И этот график выглядел как извинение, не захотели снова связываться, – довольно улыбается Сергей. – Хоть так, но моё упорство победило. Даже нашу прогнившую судебную систему».

Сергей Болотников, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.