Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Отбросы общества. В праздники украинцы отправили на помойку 470 млн грн

Отбросы общества. В праздники украинцы отправили на помойку 470 млн грн
За новогодние праздники украинцы выбросили продуктов на 470 млн. грн. Нерациональный подход к покупкам не только бьёт по карману потребителей, но и превращает страну в мусорную свалку
000

На неделю новогодних праздников жители Украины закупили сорокадневную норму мяса, вычислили специалисты Украинского клуба аграрного бизнеса. До 12% продуктов питания, приобретаемых городским населением к новогоднему столу, не употребляется и портится. Да и не только еду мы покупаем просто «чтобы было».

Борьба с этой привычкой — актуальный тренд. Даже Папа Римский на рождественской мессе осудил превращение христианского праздника в праздник покупок. Сегодня, когда всё чаще звучат слова о второй волне кризиса и проблемах экологии, об этом явлении активно заговорили и в Украине. В нашей стране начало развиваться движение, цель которого — продемонстрировать прямую связь между глобальным потеплением и неразборчивым потреблением, между ветром в кошельке и 40 млн. кубометров твёрдых бытовых отходов, которые, согласно данным Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, ежегодно пополняют свалки Украины.


С умом. Ярослав Юрцаба выступает за разумное потребление — лишнего старается не покупать, а за продуктами ходит с экосумкой

Время учить взрослых
Сотрудник ОБСЕ Ярослав Юрцаба всегда старается иметь при себе хлопчатобумажную экосумку. Она легко вмещается в портфель и помогает не покупать лишнего и не брать полиэтиленовые пакеты в супермаркетах.

Он приехал в Киев в начале 90-х, пройдя стажировку в США по программе студенческого обмена, и долго не мог привыкнуть к тому, что у нас без зазрения совести могут выбросить мусор на улице или «забыть» убрать за собой после пикника на природе. О том, что такое экологичное поведение, имеют представление очень немногие, да и то весьма отдалённое. «Я поначалу пытался делать замечания, но потом понял, что это неэффективно, — говорит Юрцаба. — Нужна широкомасштабная образовательная программа». Такая теперь есть — Ярослав как раз ею занимается, и она внедрена уже в трети украинских школ. Одна из её основных идей: поход за покупками — не развлечение.

«Обсудите с учениками вопрос: «Как мы можем не поддаваться желанию что-нибудь купить?» — гласит один из пунктов программы, разработанной ОБСЕ для школьников средних классов в рамках проекта «Зелёный пакет». Значительная часть населения Украины живёт у черты бедности, и задача может показаться издевательской. Но культура потребления никак не связана с достатком. Консьюмеризм и бедным диктует: «Появились деньги — пойди и немедленно потрать их, неважно на что». Хотя основная целевая аудитория проекта Юрцабы — всё же средний класс. Украинцам стараются объяснить: первый шаг к экологичному стилю жизни — уменьшение количества ненужных покупок и чрезмерного количества упаковочных материалов.

«Зелёный пакет» для нашей страны создали на основе аналогичного продукта, уже внедрённого в ряде государств Центральной и Восточной Европы. Детям, например, предлагается обсуждать темы культуры потребления с родителями — это один из важных моментов адаптации к специфике Украины: они в этих диалогах выступают, по сути, обучаемой стороной. Запустить подобную программу для взрослых пока нереально. Поэтому просвещать их решили через детей.
Так что не удивляйтесь, если ваш ребёнок, придя из школы, начнёт обсуждать с вами рациональность покупки местных продуктов, на транспортировку которых уходит гораздо меньше топлива.




Понадкусывали
Новая задача для рекламы
«Я бы охотнее покупала продукты в упаковке из вторсырья; разделяла бы мусор на металл, стекло, одежду, бумагу и т. д., — пишет у себя на странице в Facebook специалист по маркетинговым коммуникациям «Украина Футбол Интернешнл» Ольга Кунина. — Я бы всё это делала, и даже больше. Я одна такая?» Кунина живёт по новым, экологичным правилам. Одно из этих правил — покупать ровно столько, сколько необходимо. Поэтому вещи в шкафу у Ольги — только те, которые она носит, продукты в холодильнике — только те, которые будут съедены.

На праздники Кунина была у род­ственников в Крыму и приобщила их к новому мышлению. В результате на новогодний стол подали в два раза меньше обычного, но еды всем хватило. На следующий день просто приготовили свежее. В итоге — никаких прокисших салатов и переполненных мусорных вёдер.


Игра потребителя

Приходила к такой жизненной позиции Ольга постепенно. Стать разумным потребителем помогла и профессия. «Я понимаю, что всё это маркетинговые ходы, реклама, и поэтому не бросаюсь на «горячие предложения», скидки, распродажи», — рассказывает Ольга, которая одной из задач для себя и коллег видит формирование нового потребителя. Пусть и не более экономного (такой невыгоден рекламодателям), но экологически просвещённого и социально ответственного. Кунина верит: рекламистам, маркетологам под силу превратить «правильное» потребление в модное течение.

Мусор в цифрах

  • около 40 млн. кубометров твёрдых бытовых отходов ежегодно образуется в городах и посёлках городского типа Украины
  • их вывозят на 770 городских свалок
  • большинство этих свалок заполнено на 90% и не отвечает требованиям экологической безопасности
  • 50% всех отходов, накопившихся на полигонах, составляет упаковка
  • примерно 100 вёдер мусора в год приходится на каждого жителя Киева.
  • Это 180–220 кг бытовых отходов
  • на 90% могут покрывать потребности в сырье современного бумажного комбината отходы использованной картонной упаковки

По данным проекта ОБСЕ «Зелений пакет - Україна»

Анна Устенко, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.