Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Повод подарить. Украинцы не спешат отказываться от празднования 23 февраля и 8 марта

Повод подарить. Украинцы не спешат отказываться от празднования 23 февраля и 8 марта
Украинцы уже не помнят истории праздников 23 февраля и 8 Марта, но не перестают их отмечать
000

Каждый год в преддверии весны на сердце 43-летнего менеджера Станислава Пилипенко скребут отнюдь не мартовские кошки. Наступает пора главного «мужского» праздника страны. Станислав не выносит, когда его поздравляют с 23 февраля, притом что отдал два года жизни Советской армии и по праву может считать эту дату своим днём. «Не вижу повода праздновать период бесправия, унижений и пыток. Когда говорят «в нашем подразделении такого не было, мне повезло», это в 99% случаев ложь, — утверждает киевлянин. — Близкие люди давно знают о моём отношении к этому дню и не поздравляют». Поскольку 8 Марта исторически левый праздник, его Станислав также игнорирует — из идейных побуждений. Подарков и поздравлений от него в этот день барышням не дождаться.

Настроения столичного менеджера разделяют лишь немногие соотечественники. Украинские патриоты и феминистки бьют в набат, требуя прекратить «вакханалии» 23 февраля и 8 марта. Однако их голоса тонут в звоне бокалов. Аполитичные граждане с удовольствием празднуют «мужской» и «женский» дни, одаривая друг друга цветами и гелями для душа. Праздники с некогда ярко выраженной идеологической подоплёкой сегодня имеют для большинства украинцев то же значение, что и день взятия Бастилии для героев кинокомедии «Любовь и голуби»: это повод выпить. Недаром в социальных сетях 23 февраля с иронией называют «праздником офисного планктона и ветеранов НКВД». Столь же «лестны» отзывы о Международном женском дне. Однако клерки от всей души радуются возможности ослабить узел галстука вечером 23 февраля и лишнему выходному в начале марта. Женщины, вне зависимости от служебного положения, рады купленным втридорога цветам и другим знакам внимания, а коллеги-мужчины и деловые партнёры — возможности оказать их без страха быть уличёнными в «харассменте» и даче взяток. Сливки с гендерных праздников снимают торговцы цветами, безделушками, сладостями, косметикой и парфюмерией.

Ниже пояса
В авангарде противников празднования 23 февраля и 8 марта — сторонники ультраправых взглядов. Они решительно отказываются от наследия Советского Союза, реагируя на него, как быки на красное. Львовское молодёжное объединение «Гранит» распространяет в сети воззвание активиста национал-патриотического движения Дениса Лисового, в котором тот призывает праздновать День защитника Отечества 6 декабря — в День Вооружённых сил Украины. Либо 14 октября — на Покрова Пресвятой Богородицы, которая считалась покровительницей казацкого войска и УПА. А если «у вас 23 февраля — вы ошиблись страной!»

Активистка и бессменный спикер Всеукраинского объединения «Свобода» Ирина Фарион также категорически против красного дня календаря. «Это праздник обиженных советских женщин, жертв искажённого феминизма, — заявила депутат Львовского облсовета. – Такой праздник могут отмечать только потерянные во времени и пространстве женщины и мужчины». Между тем сторонницы феминизма в данном вопросе по одну с ней сторону баррикад. Директор общественной организации «Институт гендерной психологии» Алла Ярошенко называет цветы и подношения на 8 Марта «подарками ниже пояса», поскольку их дарят «по биологически детерминированному принципу». По её мнению, разделение на мужское и женское не создаёт ощущения праздника, а, наоборот, приводит к ещё большему непониманию между представителями разных полов. «Международный женский день и День защитника Отечества сегодня являются вместилищем гендерных стереотипов, — считает Ярошенко. — Как правило, 8 Марта называют днём «слабого пола», а 23 февраля — днём «сильного пола». Обратите внимание на открытки для женщин. В них воспевается покорность, нежность, слабость женщин. Мужчины как бы говорят: «Вот именно такими мы вас любим». Но куда девать женщин — защитниц отечества или женщин — ветеранов войны, например? Или маскулинных женщин, которые не соответствуют традиционным стандартам женственности?» По словам Ярошенко, низведение 8 Марта до статуса «женского дня» нейтрализует его, ведь и вправду легче подарить женщине букет мимозы и «звезду с неба», нежели права или часть «мужских» привилегий, справедливую оплату труда и участие в принятии решений.

Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь

Оптом дешевле
Пока патриоты и феминистки пытаются достучаться до коллективного разума «офисного планктона», предприниматели успешно ловят его в свои торговые сети. Линия магазинов EVA, специализирующихся на товарах парфюмерно-косметической группы, средствах личной гигиены, бытовой химии и украшениях, подогревает интерес к покупкам в гендерные праздники тематическими акциями, укомплектованными подарочными наборами и скидками. А компания «Янгелятко», занимающаяся компоновкой и доставкой подарков, по признанию её руководителя по маркетингу Алексея Багина, к праздникам расширяет ассортимент и не скупится на рекламу.
23 февраля называют днём мужского дезодоранта едва ли ни чаще, чем Днём защитника Отечества. «С 20 по 23 февраля средний рост продаж составляет порядка 70% в сравнении с обычным днём и заметно обгоняет аналогичный показатель продаж накануне Дня святого Валентина, — рассказывает Марина Кацеба, директор по продажам компании «РУШ», которой принадлежат магазины EVA. — Наиболее охотно покупатели приобретают средства для и после бритья, а также дезодоранты, сувенирную продукцию и мужское бельё».

Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь


Спрос и предложение. Директор по продажам компании «РУШ» (линия магазинов EVA) Марина Кацеба уверена, что дарить подарки на 23 февраля и 8 марта – сильная традиция, которая ещё долго будет определять поведение покупателей в эти дни

Цветы 8 марта не нуждаются ни в рекламе, ни в скидках. «Цветочный бизнес работает чуть ли не на один день в году — 8 марта. Мы его называем «цветочным Новым годом», — сравнивает мартовскую страду с периодом тотального покупательского ажиотажа маркетолог Корпорации цветов «Камелия» Александр Кошелюк. По его словам, падения спроса за годы независимости Украины, и даже в кризис, не было. Скорее наоборот: теперь покупают не только розы, мимозу и гвоздики, но и экзотические цветы. По сравнению с Днём влюблённых 14 февраля продажи в Международный женский день вырастают в десятки раз, а по сравнению с буднями — в сотни.

Предприниматели уверены: 23 февраля и 8 Марта будут цвести и пахнуть и впредь. «Эти праздники являются сильной традицией, которая существует много десятилетий и ещё долго будет определять поведение покупателей в эти дни», — заключает Марина Кацеба.


Полный отказ. Алла Ярошенко из общественной организации «Институт гендерной психологии» называет цветы и подношения на 8 Марта «подарками ниже пояса»

Именины сердца
У IT-инженера Дмитрия Пальца, так же, как и у Станислава Пилипенко, остались неприятные воспоминания о службе в советских вооружённых силах. Тем не менее он благодарен тем, кто его поздравляет, и от участия в праздновании на работе не отказывается. «Армия — это одно, а люди, которые меня поздравляют, — немного другое, — объясняет Дмитрий. — Есть множество навязанных сверху праздников, которые не прижились в народе, а День защитника Отечества и Международный женский день прижились. Значит, они нужны. И раз прижились в эти даты, так тому и быть».

Против изменения привычных дат есть и более рациональные возражения. 36-летний менеджер по внешнеэкономической деятельности Оксана Собко хотела бы, чтобы праздники, в том числе «мужской» и «женский», базировались на национальном, а не советском эпосе. «Но какие события выбрать в качестве точки отсчёта, какие новые даты и какие тезисы положить в основу мужского и женского праздников, которые бы объединяли всех украинцев? У меня нет ответов на эти вопросы», — пожимает она плечами.


Мужской подход. Хотя у Дмитрия Пальца остались не самые приятные воспоминания о службе в армии, он считает, что важен не праздник 23 февраля, а люди, которые хотят его поздравить, воспользовавшись этим поводом

В любом случае Собко считает сочетание «дня защитника» и «мужского дня» удачным, поскольку оно воспитывает в мужчинах их главное качество — мужественность. И 23 февраля поздравляет мужчин, которые отдавали долг советской Родине, целует в щёку отца и дарит ему компьютерную мышку или пену для бритья.

«В позднесоветской и постсоветской культуре гендерные праздники фактически заменили купальские празднества. Наверное, многие в этом нуждаются», — признаёт чужой на этих праздниках жизни Пилипенко.

Сергей Волохов, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.