Палки в колесах

Сотни украинцев ежегодно садятся на велосипеды, но тысячи пока не решаются на это,  небезосновательно опасаясь за свою жизнь

Related video

Тенденция налицо: с начала года только в столице были насмерть сбиты три велосипедиста, причем в двух случаях водители скрылись с места преступления.

– Все обычно решается с помощью передачи денег следователю, судье, прокурору, – говорит Мария Лебедева, журналист и одна из организаторов акции "Велонаезд", прошедшей в Киеве в минувшую субботу. Девиз мероприятия достаточно точно передает его цель: "На велосипедистов продолжают наезжать. Пришло время наехать на власть!"

Собравшиеся под окнами Главного управления МВД велосипедисты – было их около двух сотен – требовали объективного расследования дел о ДТП, в которых пострадали их друзья. Кроме этого, участники акции настойчиво просили киевскую власть оборудовать для них обещанные велодорожки. А обещали их часто и всерьез.

Секретарь Киевсовета Олесь Довгий в начале весны оптимистично, но не уточняя сроков, заявил: "В Киеве будут велосипедные дорожки, как в Европе!" А уже в апреле первый замглавы горадминистрации Денис Басс конкретизировал: мол, на улицах столицы их уже начали обустраивать. Велолюбители же с удивлением разводят руками – ни одной, даже недостроенной дорожки они в Киеве найти не могут и продолжают ездить по проезжей части.

– Перед выборами это было крутой фишкой Черновецкого, который даже крутил ролики в метро, дескать, городу подарят велодорожки. Но это все пустые слова. Строительство не начиналось, – резюмирует Лебедева.

Смертельно опасно
Известный украинский переводчик Анатолий Перепадя тоже ездил у правой бровки автомобильной дороги. 8 июня 72-летнего велосипедиста сбил автомобиль. Через два дня Перепадя умер в больнице, а водителя так и не нашли.

На следующий день после этого ДТП последовало другое. Ночью 9 июня 22-летний Алексей Башкирцев, музыкант, студент 5-го курса КПИ, возвращался домой с киевского Фестиваля огня, на котором он выступал. Габаритные огни его велосипеда были включены. Алексея насмерть сбил несущийся на огромной скорости BMW. Водитель с места ДТП не сбежал лишь потому, что был мертвецки пьян, говорят организаторы акции "Велонаезд".

– Это хорошо видно на видео, которое сняла "Магнолия-ТВ", – рассказывает Мария Лебедева. – Но обязательный анализ на содержание алкоголя в крови водителя сделан почему-то не был.

Видеозапись шокирует тем, что 20-летний водитель Станислав Хомутовский после аварии оплакивает не погибшего парня, а свой "бумер", повторяя, как ему "жалко машину". Показательно, что эту запись с заявлениями свидетелей ДТП к делу приобщили только после встречи организаторов "Велонаезда" с главным столичным милиционером Виталием Яремой. Но, по словам Марии Лебедевой, другие доказательства продолжают "теряться".

– После транспортировки искореженного Алешиного велосипеда бесследно пропали габаритные огни, – возмущается Мария.

– Любые упреки в том, что следствие проводится необъективно или затягивается, не имеют под собой оснований, – отвечает на недовольство велоактивистов глава пресс-службы ГУ МВД Киева Владимир Полищук.

По его словам, ни милиция, ни ГАИ ничего с водителями-нарушителями поделать не могут.

– Чтобы у нас на дорогах было меньше трагедий, надо начинать с Верховной Рады, – оправдывает родное ведомство Полищук. – Если ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения будет повышена, конечно, трагических случаев станет намного меньше.

На необходимости ужесточения ответственности за нарушение ПДД давно настаивает Президент Ющенко. По его инициативе в парламенте был зарегистрирован соответствующий законопроект. Однако на минувшей неделе депутаты его не поддержали. Следует думать – опасаясь за собственное автолюбительство.

Не по-европейски
– В европейских странах закон действует по-другому. За банальное невключение поворота водителя карают весьма жестко, – качает головой Лебедева. – А у нас за вождение в нетрезвом виде достаточно просто занести денежку куда следует.

Примечательно, что даже в "совковом" Минске многочисленные велосипедисты могут катить по велодорожкам – они, кстати, в Белоруссии есть не только в столице. А в активно евроинтегрируемом Киеве велосипедистов с дорог прогоняют автомобилисты, а с тротуаров – пешеходы.

– У нас велодорожки есть буквально везде, – рассказывает 19-летний Фальк Фрохлих из Германии.

В городке Йена, откуда он родом, множество студентов, все они добираются и на учебу, и домой, крутя педали. Любой немецкий водитель, выезжая с паркинга, помнит, что вокруг могут быть велосипедисты и что он должен быть осторожен, рассказывает Фальк.

– А если велосипедисты попадают в аварии, водители и власти действуют по закону, а не по взяткам, – рассуждает немец со знанием дела: в Украине он живет уже полгода.

Его украинский коллега, велосипедист Валерий считает, что у нас на дорогах можно будет почувствовать себя в безопасности, только ощутив уважение со стороны автомобилистов.

– А пока наших давят насмерть, и водители уходят от ответственности, – говорит Валерий. – Если менты будут и дальше отмазывать водителей, то просто-напросто начнутся самосуды.

Иного выхода, кроме перемирия, у вело- и автолюбителей нет. Число тех и других постоянно растет.

– Каждый год общий объем продаж велосипедов в столице увеличивается примерно в два раза, – говорит Игорь Синельник, работник магазина экстрим-снаряжения "Атлантида".

А частный предприниматель Юрий Урбанский отмечает, что киевляне все чаще путешествуют по Украине на велосипедах. У Юрия многие приобретают чехлы для их перевозки поездом в Карпаты или Крым. И в этом году купили в четыре раза больше, чем весной 2007-го.

Вопрос, как нашим велосипедистам уживаться с быстрыми, внезапными, тяжелыми и непредсказуемыми авто, станет особенно актуальным, если велодорожки так и не проложат. Ожидать, что наши водители назло пробкам, а министры – назло оппонентам пересядут на велосипеды, не приходится. Но надеяться на признание нынешних велосипедистов полноправными участниками дорожного движения все же стоит.