Красивая странаРейтинги фокуса
Образование

Держать дистанцию. Украинцы все чаще получают МВА удаленно

Держать дистанцию. Украинцы все чаще получают МВА удаленно
Чтобы получить степень МВА, не отрываясь от работы, и сэкономить, всё больше украинцев предпочитают учиться в бизнес-школах дистанционно
Поделиться: 00

Управлять предприятием — непростое дело для социолога, даже если он отдаёт много времени и сил самообразованию. Именно поэтому киевлянка Виктория Зализнюк, замгендиректора по внешнеэкономической деятельности Днепровского завода минеральных удобрений, решила поступать в бизнес-школу. «Я хотела получить прогрессивное экономическое образование, иметь доступ к самым новым знаниям в области экономики и финансов», — рассказывает она.


Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь
Отдалённое представление. Самые популярные дистанционные программы МВА по данным рэнкинга Financial Times Global MBA 2012

По работе Виктории приходится проводить значительную часть времени в Днепродзержинске, поэтому стационарное или вечернее обучения ей не подходило. Зато дистанционное позволяло не прерывать карьеру. Рассмотрев несколько западных бизнес-школ, Виктория всё же решила, что обучение на английском языке отнимет у неё больше времени и сил. Поэтому остановила свой выбор на дистанционной программе Moscow Business School, и в 2008 году была на неё зачислена.


Дойти до финиша. Из восьми человек, начавших учиться по дистанционной программе МВА с Викторией Зализнюк, диплом получили только двое студентов

Новые технологии, облегчающие обучение на расстоянии, а также возможность сэкономить делают дистанционное бизнес-образование всё более привлекательным. За последние пять лет количество студентов, выбирающих эту форму обучения, выросло в разы. Если в 2009 году, по данным исследования организатора выставок по бизнес-образованию QS World MBA Tour, более 82% будущих слушателей МВА планировали учиться с отрывом от работы, то в 2011-м их число сократилось до 56%. В Украине, согласно исследованию, обучаться дистанционно хотели бы 19% потенциальных магистров управления.

Со знаниями, но без связей
Рост спроса подтолкнул бизнес-школы к введению различных форматов обучения, которые позволяют слушателям совмещать работу и учёбу. Существуют программы part-time MBA, на которых обучающиеся посещают школу довольно регулярно, например, каждые вторые выходные. В некоторых вузах требуется посещение студентами учебного заведения несколько раз в год. А для очень занятых предусмотрены онлайн-программы, которые дают возможность обучаться только по интернету, вообще не посещая кампус. «Об очной форме, если мы говорим о бизнес-образовании, мы можем забыть раз и навсегда, — комментирует декан Киевской бизнес-школы Михаил Крикунов. — В странах Восточной Европы не накоплена такая жировая прослойка у населения, которая бы позволила людям жертвовать годом личного времени для обучения».


Верны традициям

По словам Ильи Глебова, специалиста по работе с МВА-программами Moscow Business School, типичный учащийся дистанционной программы МВА — это представитель среднего менеджмента или владелец среднего или малого бизнеса, который лично участвует в управлении. Осознав востребованность дистанционной формы обучения, Moscow Business School сконцентрировала на ней свои усилия, и сейчас здесь 70% учащихся получают образование заочно.

Представители школ утверждают, что при этом слушатели ничего не теряют с точки зрения качества полученных знаний. По словам Глебова, программа предусматривает регулярные вебинары и онлайн-конференции, используются видеосвязь и развёрнутая переписка. Учащийся получает все учебные материалы, которыми пользуются его «коллеги», обучающиеся full-time.

Дополнительное преимущество в том, что слушатель дистанционной формы имеет возможность сразу, а не через год-два, применять полученные знания на практике, считает менеджер по маркетингу QS World MBA Tour Татьяна Максимова. Да и обучение можно начать практически в любое время, а не ждать набора, который на очные программы проходит один-два раза в год.

Минус в том, что дистанционное образование не даёт возможности общаться напрямую с другими слушателями и тем самым расширять полезные связи. Согласно опросу, 43% украинских респондентов хотели бы учиться на очной программе именно из-за желания наладить контакты. Кроме того, некоторые слушатели хотели бы напрямую общаться с преподавателями. Правда, Зализнюк считает, что как раз в их случае общение через интернет ничуть не уступает очному. «Была очень хорошая связь с преподавателями, причём с несколькими», — говорит она.

Ещё одна сложность для заочников — выкраивать время для учёбы, иначе есть риск не завершить обучение. «Дистанционное обучение возможно только для дисциплинированных людей, — отмечает Зализнюк. — Я знала, что у меня есть это качество, поэтому изначально понимала, на что иду». Онлайн-лекции, по её словам, дают только 20% знаний, остальное — самостоятельная работа. Возможно, поэтому из восьми человек, которые были зачислены на программу одновременно с Викторией, получить диплом удалось только двум.

Бонус — надежда
Веский аргумент в пользу дистанционного обучения — его сравнительно низкая цена. Очные программы дороги даже в школах, не входящих в мировую двадцатку. Стоимость обучения на стационаре в испанской IE Business School — 58 200 евро, на дистанционной форме — 39 200 евро. Курс обучения в английской Manchester Business School в формате Full-time обойдётся в 28 709 евро, учёба в дистанционном формате — в 18 629 евро. В Moscow Business School студенты-очники платят за обучение около $20 000, а дистанционная программа может стоить в пять раз меньше. В 2008 году Виктория Зализнюк заплатила $3700.

На Западе выпускники престижных и дорогих бизнес-школ могут автоматически рассчитывать на зарплату от $80 000 в год. По словам Ильи Глебова, оклад сотрудника, получившего степень МВА, в России увеличивается в среднем на 20–40%. Но в Украине магистерская степень в области управления работодателей пока не впечатляет. По словам Людмилы Залевской, менеджера по маркетингу рекрутинговой компании «Форсаж», украинские руководители в первую очередь обращают внимание на профессиональные качества сотрудников и их репутацию на рынке, а уже потом на наличие диплома МВА.
Виктория Зализнюк, два года назад получившая степень МВА, пока занимает ту же должность, что и до учёбы в бизнес-школе, но это её не смущает. «Формальное продвижение по карьерной лестнице меня не интересует, — говорит она. — Главное — я значительно улучшила свои профессиональные качества». Бывшая студентка предполагает, что в следующем году, когда последствия кризиса будут не так ощутимы, это отразится и на её доходах.

Ирина Гамалий, Фокус

Загрузка...
Подписка на фокус
Погода

ФОКУС, 2008 – 2019.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов сайта необходимо указать гиперссылку на новость или статью, размещенную на этом ресурсе. Гиперссылка должна находиться внутри текста, не ниже третьего абзаца.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке", "Ситуация" публикуются на коммерческой основе.