Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Социальные сети

Вместе веселей. Три кита, на которых стоят сообщества в соцсетях

Вместе веселей. Три кита, на которых стоят сообщества в соцсетях
Общие интересы, вовлечённые собеседники и возможность проявить себя — три кита, на которых стоят сообщества в социальных сетях
000

30-летний киевлянин Евгений Машталер в свободное от работы время занимается музыкой. И делает это не только для себя. «Творчество нашей группы мы продвигаем в сообществах в социальных сетях «ВКонтакте» и Facebook», — рассказывает он. По его словам, отзывы друзей и знакомых помогают музыкантам развиваться дальше. «Недавно мы сообщили, что будет сниматься клип на нашу музыку. Оказалось, многие в сообществе ждут его выхода. Это мотивирует», — делится впечатлениями Машталер.

Похожие мотивы движут миллионами украинцев, состоящих в разнообразных сообществах (они же группы или комьюнити) на платформах популярных социальных сетей. И если в Facebook принято ограничиваться участием в пяти-шести группах, среднестатистический пользователь ЖЖ вступает в среднем в десять, а на просторах «ВКонтакте» диковинкой считаются пользователи, состоящие менее чем в двух десятках клубов по интересам. Эксперты утверждают, что такие микросоциумы возникают прежде всего на основе общности увлечений. Не менее важными являются желание пообщаться и потребность в самовыражении. Среди интересов в самых популярных украинских сообществах — музыка, юмор, профессиональные и городские новости, необходимость что-либо продать или купить, почитание известных брендов и легендарных личностей.


Трое в шортах. 500 «лайков» под фотографией – норма для страницы женского движения Femen

Основной инстинкт
Десять крупнейших сообществ в социальной сети «ВКонтакте» объединяют почти 3 млн участников из Украины. Это на порядок больше, чем в группах любых других соцсетей. Лидером симпатий среди украинских пользователей является сообщество, посвящённое «демотиваторам» — особому жанру народного творчества. Участники размещают здесь картинки в чёрной рамке с подписями-лозунгами, как правило, саркастического, реже — нравоучительного содержания.

Такой контент за три года существования группы привлёк 825 000 человек. По мнению администраторов, успех сообщества связан с тем, что его основатели вовремя «забили место» — Демотиваторы.ua были одними из первых тематических комьюнити. «Сообщество играет роль коллективного шута, который высмеивает любые темы», — говорит модератор группы Светлана. По её словам, активных участников сообщества, которые, собственно, и создают демотиваторы, несколько сотен. Но в относительных величинах это менее одного процента участников группы.

Группа «И всё-таки мне нравится тебе нравиться» — сборник цитат, шуток и анекдотов. Типичное сообщение выглядит примерно так: «Если план «А» не сработал, у тебя есть ещё 32 буквы, чтобы попробовать» или «Я переживаю по поводу Конца Света. Вдруг его не будет?». Подобные прибаутки и остроты привлекли 237 000 участников.

Ещё одно некоммерческое сообщество из топа — группа Студенты.ua насчитывает
153 000 участников. Здесь секрет успеха тот же, что и у демотиваторов. Администратор группы Михаил Паршин рассказал о том, что пять лет назад это было первое в своём роде сообщество для украинских студентов. «Плюс немного помог Павел Дуров — создатель сети «ВКонтакте», закрепив нас на первом месте среди всех групп для жителей Украины», — рассказал Паршин. По его словам, в день группу посещают от 500 до 1500 человек.


Юмор в рамках. Обязательный атрибут любого демотиватора – чёрная окантовка по периметру

Одним из хитов украинского сегмента «ВКонтакте» является «За девушек из Украины». Как следует из названия, участники сообщества заняты тем, что «почитают и ценят красоту и ум наших замечательных девушек». В группе публикуются фотографии в той или иной мере привлекательных украинок, часто в купальниках. Каждое сообщение собирает сотни комментариев, в которых участники обсуждают достоинства и недостатки моделей.

Нашлось среди лидеров украинских групп «ВКонтакте» место и для сообществ, привязанных к конкретным событиям — например, в группе Евро-2012 состоят 200 000 участников. Такие сообщества хоть и живут недолго, но за время своей работы успевают породить десяток-другой новых интернет-звёзд и популярных мемов.

Огромной популярностью пользуются сообщества откровенно коммерческой направленности. Барахолка.ua с 250 000 участников представляет собой банальную доску объявлений. Сопоставимые по популярности Rozetka.ua и интернет-магазин одежды вовсе являются представительством конкретных интернет-магазинов. В обоих состоят по две сотни тысяч участников. По оценкам опрошенных Фокусом специалистов по SMM, интернет-магазины выделяют на такое продвижение в соцсетях десятки тысяч долларов ежемесячно.
Популярность сообществ в соцсети «ВКонтакте» обусловлена архитектурой этой сети, отмечают эксперты. «ВКонтакте» с самого начала была ориентирована на то, чтобы выстраивать пользовательскую активность вокруг сообществ», — отмечает один из сотрудников компании. Возникшая в России социальная сеть зарабатывает на контекстной рекламе и приложениях — программах, работающих в интерфейсе самой сети. Тематические сообщества дают все возможности для такого заработка. В 2010 году чистая прибыль «ВКонтакте» превысила $16 млн, из них примерно пятая часть заработана именно на украинских пользователях.

Старые друзья
Социальная сеть «Мой мир» российской интернет-компании Mail.ru тоже имеет поклонников в Украине. Самые массовые сообщества, объединяющие соотечественников, построены по принципу виртуальных землячеств. Тройка наиболее популярных в «Моём мире» комьюнити — фан-клубы Луганска, Бердянска и Горловки. Активные участники этих сообществ развлекают публику локальными новостями и фотографиями местных достопримечательностей.

В украинском сегменте «Живого журнала» географический принцип тоже в чести. Местный топ оккупировали сообщества, посвящённые украинской столице, — «Афиша Киева», «Интересный Киев», «Работа в Киеве», «Секонд в Киеве», «Отдам даром». В топ-10 сообществ только три не ограничиваются столичным ареалом — в сферу их интересов входят ручные изделия, журналистика и музыка.

Посвящённое рукоделию «во всех его проявлениях» сообщество handmade_ua существует с 2006 года. Его читают почти 3000 участников. Администратор группы Всеволод Ковтун полагает, что причина популярности группы в популярности самого хендмейда, или, по-русски, рукоделия. «В сообществе есть возможность быть в контексте: следить, что происходит, и развиваться самому. К тому же авторы работ находят в сообществе покупателей», — поясняет Всеволод.

Ковтун модерирует сразу несколько групп в «Живом журнале», и, по его наблюдениям, сообщества делятся на два основных типа. Вокруг некоторых тем много читателей, но интересных авторов можно пересчитать по пальцам. Такие сообщества держатся в первую очередь на энтузиазме их лидеров. Сообщества второго типа, по мнению Ковтуна, состоят из постов множества пользователей с той или иной степенью увлечённости темой. Выбор модели обусловлен тем, какие цели преследует основатель комьюнити: в первом случае есть шансы сформировать тесный коллектив лояльных к сообществу экспертов, во втором — «нагнать трафик», который на платформе ЖЖ довольно просто монетизировать даже без специальных знаний.

Нераскрытые страницы
По мнению экспертов, социальная сеть Facebook в меньшей степени ориентирована на сообщества (здесь они называются группами) и в большей — на страницы. Страница отличается от группы, поскольку, как правило, рассчитана на продвижение личности или бренда. «Facebook всегда больше продвигал функционал для страниц, а не для групп. Это удобнее для коммерческих брендов», — считает главный редактор сайта Watcher.com.ua Максим Саваневский.

По данным сервиса Socialbakers.com, в десятке самых популярных среди украинских пользователей страниц Facebook действительно засилье коммерческих брендов — 8 из 10. Первое из двух исключений — это страница «Я люблю путешествия», сообщество ценителей путешествий, объединяющее почти 175 000 пользователей. Второе — страница почитателей женского движения Femen, собравшая 45 000 лайков.

Как показывает опыт украинских пользователей, страницы Facebook удобны не только для коммерсантов, но и для некоммерческих инициатив. Культуролог Назарий Совсун ведёт страничку столичного Центра визуальной культуры. Организация регулярно проводит выставки современного искусства, лекции и обсуждения. У страницы 900 поклонников, это люди, которые нажали кнопку Like, то есть «Мне нравится». «Как администратор могу создать событие и пригласить на него только своих «друзей» в Facebook. По этой причине я добавляю к себе в друзья почти всех, про кого хотя бы слышал, а часто и совсем незнакомых людей, у которых много общих со мной друзей», — поясняет культуролог.

По мнению Саваневского, популярность сообщества — неважно, в какой соцсети, — зависит от числа активных участников. «Как правило, сообщество строится как вертикальная структура: есть лидеры, ориентирующиеся на них активисты и пассивные наблюдатели», — говорит редактор Watcher.com.ua. По его оценкам, чтобы сообщество жило и развивалось, лидеры и активисты должны генерировать контент со скоростью не менее 10 сообщений в день. Эту задачу могут выполнять и несколько десятков человек, и один энергичный участник.

Жизненный цикл существования сообществ тоже не подчиняется единым правилам. «Сообщества, ориентированные на социально-экономические события — выборы, чемпионат по футболу, могут бурно развиваться и умирать за несколько месяцев», — отмечает Саваневский. А сообщество узкой тематики, будь то творчество Майкла Джексона или продукция бренда Apple, может существовать годами.

Виталий Атанасов, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.