Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Лоукост. Дешёвый налёт

Лоукост. Дешёвый налёт
Авиакомпания «Визз Эйр Украина» совершила свой первый рейс, а вместе с ним – переворот: летать теперь могут и те, кому раньше приходилось выстаивать очереди у железнодорожных касс
000

 
 – Уважаемые пассажиры, просьба сохранять спокойствие! – произнесла в микрофон стюардесса.

177 человек, только что поднявшихся на борт новенького Airbus-320, мгновенно прекратили ёрзать в кожаных креслах, щёлкать выключателями кондиционеров и лампочек. В салоне воцарилась гробовая тишина.

– Сейчас пожарные машины будут поливать наш самолёт водой, – сообщила бортпроводница.
Пассажиры прилипли к иллюминаторам: в них показались красные ЗИЛы с брандспойтами, нацеленными прямо на лайнер. Спустя секунду воздушное судно приняло душ.

– Так провожают в первый рейс, это добрая авиационная традиция, – с улыбкой пояснила стюардесса.

Пассажиры зааплодировали. В это утро все мы ощущали себя чуть ли не футбольной сборной, улетающей на финал чемпионата мира: в 5 утра в аэропорту «Борисполь» было полно журналистов с телекамерами, министр транспорта и связи Иосиф Винский жал руки, желал счастливого пути. Ощущалась эпохальность события: рейс WU 917 Киев – Симферополь стал дебютом первой отечественной бюджетной авиакомпании «Визз Эйр Украина», дочернего предприятия венгерского перевозчика Wizz Air.

Салют водой. Провожать самолёт в первый рейс фонтанами из брандспойтов – традиция авиаторов
Салют водой. Провожать самолёт в первый рейс фонтанами из брандспойтов – традиция авиаторов



Что почём
Бюджетные авиакомпании, они же – лоукостеры (от англ. low-cost – низкая стоимость) или дискаунтеры (от англ. discount – скидка), – новинка для Украины и привычное явление в Европе, США и Азии, где на их долю приходится более трети рынка авиаперевозок. Лоукостеры дешевле за счёт урезанного спектра услуг, предоставляемых пассажирам: питание на борту платное, билеты продаются только через интернет или call-центр, за багаж тяжелее 20 кг взимается особая плата – 10 евро за каждый килограмм сверх нормы. Бюджетные перевозчики используют самолёты одного типа, что позволяет экономить на их обслуживании, не осуществляют стыковочных рейсов и выполняют максимальное количество перелётов в день, не раскошеливаясь на дорогостоящие стоянки в аэропортах. Как правило, лоукостеры базируются в периферийных портах. В «Визз Эйр» также рассчитывали на аэродром «Киев» в Жулянах, но сегодня он технически не способен принимать самолеты типа Airbus-320.

Многие опасались, что экономящая авиакомпания не будет тратиться на опытных пилотов и посадит за штурвал «зелёного» стажёра. Ситуацию разъяснил главный специалист Управления эксплуатационной инспекции Гос­авиаадминистрации Украины Василий Сивалап, который 11 июля выполнял на борту виззэйровского самолёта свои служебные задачи – контролировал работу экипажа:

– Сейчас самолётом управляет опытный венгерский пилот-инструктор высшего квалификационного уровня. Справа от него – наш лётчик, который после обучения пройдёт проверку и будет вести аэрбас самостоятельно, – говорит Василий Сивалап. – Вообще, это самолёт нового тысячелетия – полная автоматика, даже на посадку может заходить сам. Пилот нужен только для контроля.

Перелёт из Киева в Симферополь, Львов, Одессу – всего 79 грн. Тарифы, анонсированные «Визз Эйр Украина», стали сенсацией. Более 10 тыс. мест раскупили за месяц до первого рейса.

– Я взял сразу 15 билетов. У меня жена с маленьким ребёнком в Крыму, буду навещать их по выходным. Раньше на машине ездил, поскольку на самолёте дорого – у МАУ и «Аэросвита» билеты по 780 гривен. А теперь лететь дешевле, чем ехать, – говорит пассажир первого рейса «Визз Эйр» Сергей Губский.

Он посчитал, что перелёт в одну сторону ему обходится в среднем в 100 грн. Тарифы зависят от дней недели: в понедельник – 58 грн., в пятницу – 158, в субботу – 206. Эти цены действительны, если покуапть билет за два-три месяца до рейса. В «Визз Эйр» подчёркивают, что в эти цены включены аэропортовые сборы, однако у лоукостеров свои надбавки: заказ билетов через call-центр – 54 грн., через интернет – бесплатно, но в этом случае насчитывается комиссия за оплату кредитной карточкой (для владельцев Master Card – 23 грн., для держателей VISA – 31 грн.). Можно оплатить билет через банк: в UniCredit Bank эта услуга будет стоить 5 грн., в других банках – от 20 грн. и выше.

Фокус заказывал билеты за два месяца до вылета: за 148 грн. – на пятничный рейс Киев – Симферополь и за 48 грн. – на воскресный рейс в обратную сторону. Со всеми издержками общая сумма составила 384 грн. Впрочем, пара дорожных сумок могла бы увеличить эту цифру в полтора раза.

– В аэропорту мне сказали, что у меня не заказан багаж! В итоге за сумку пришлось заплатить больше, чем за место в самолёте! Надо же предупреждать! – возмущается пассажирка Наталья, волоча за собой объёмистый чемодан на колёсиках.

Но на самом деле её предупредили: на сайте Wizz Air есть раздел «Общие условия перевозок». Этот документ стоит читать внимательно. Тогда вы не удивитесь, обнаружив по прибытии в аэропорт, что, например, тариф на ваш рейс увеличился, и за билет необходимо доплачивать.

Где штурвал? Чтобы перейти от привычного штурвала к джойстику управления Airbus-320, украинскому пилоту Сергею необходимо в течение месяца стажироваться у венгерских инструкторов
Где штурвал? Чтобы перейти от привычного штурвала  к  джойстику управления Airbus-320, украинскому пилоту Сергею необходимо в течение месяца стажироваться у венгерских инструкторов



Рельсы, колёса, крылья
Гендиректор «Визз Эйр Украина» Наталья Казмер считает, что другим авиакомпаниям не стоит бояться лоукостера – по её словам, он не перекрывает рынок, а расширяет его за счёт тех, кто раньше не мог себе позволить путешествия самолётом. Если судить по первому рейсу, г-жа Казмер права: большинство опрошенных Фокусом пассажиров раньше ездили в Крым на поезде.

– Мы уже купили билеты на поезд, но возникли проблемы с местами на обратную дорогу. Нам подсказали, что есть такая дешёвая авиакомпания, и мы решили лететь, – говорит сотрудница столичного банка Татьяна, прилетевшая с друзьями в Симферополь.

«Укрзализныця» пока отказывается комментировать появление в Украине воздушного конкурента, а вот «Аэросвит» уже отреагировал: недавно компания понизила тарифы на рейсы из Киева в Симферополь, Львов и Одессу до 55 грн.

И хотя удешевление коснулось исключительно тех направлений, на которые вышла «Визз Эйр», пресс-секретарь «Аэросвита» Сергей Куций заверил Фокус, что это вовсе не ответ лоукостеру:

– Заранее вычисляя количество свободных мест в самолёте, – говорит он, – мы выделяем квоту на билеты, которые заблаговременно продаём по низкой цене. Это одна из лоукост-технологий, которую многие компании начали заимствовать еще 5–6 лет назад. Мы к ней прибегли в ноябре 2006 года.

При этом г-н Куций добавляет, что маркетинговый ответ лоукостерам последует, но немного позже.

Впрочем, немного позже и лоукостеры намерены расширить своё присутствие на украинском рынке. Как сообщил гендиректор группы компаний Wizz Air Джозеф Варади, к 2012 г. флот Wizz Air в Украине будет насчитывать 14 самолётов. В нынешнем году компания планирует перевезти 250 тыс. украинских пассажиров, а в 2009-м – более миллиона.

Wizz Air также нацелился и на международные авиаперевозки: с сентября 2008 г. лоукостер намерен запустить рейсы Киев – Лондон, Киев – Дортмунд и Киев – Милан. Но главное – своим выходом на украинский рынок венгры проложили путь другим бюджетным авиакомпаниям. Уже этой осенью дешёвые перёлеты в Киев из Берлина и Кёльна планирует предложить немецкий лоукостер Germanwings, «дочка» немецкой Lufthansa.

– Если пассажир на определённых условиях купит билет в интернете за два месяца до полёта, то поездка ему может обойтись всего в 19 евро, включая аэропортовые сборы. В случае покупки билета за несколько дней до отлёта цена составит 60–70 евро в одну сторону, – заявил официальный представитель немецкой авиакомпании Андреас Энгел.

Germanwings и другие
По словам директора Центра политического и экономического анализа Александра Кавы, лоукостеры не появлялись на украинском рынке потому, что они, как правило, специализируются на международных перевозках, а этот сегмент в Украине регулируется двусторонними соглашениями. В них чётко прописывается количество авиакомпаний, частота полётов и направления.

– Система довольно сложная, поэтому с каждой стороны назначались только флагманские авиакомпании: от Германии – Lufthansa, от Франции – Air France, – объясняет эксперт. – Но ситуация меняется: Украина объявила о своём намерении в ближайшем будущем присоединиться к договору «Открытое небо». Доходы населения растут, ежегодно пассажиропоток увеличивается на 20%, плюс появилось желание Министерства транспорта открыть дорогу лоукостерам.

То, что такое желание у Минтранса имеется, очевидно: глава ведомства Иосиф Винский прибыл в аэропорт «Борисполь» ни свет ни заря, чтобы перерезать красную ленточку на трапе у виззэйровского самолёта.

– Бюджетных авиакомпаний в Украине будет как минимум четыре, – пообещал он. – Сейчас мы ведём переговоры с Францией, Германией и одной из арабских стран. К бюджетным перевозкам уже готовятся наши внутренние компании, которые раньше ими не занимались: «Аэросвит» заказал для этих целей десять «Эмбраеров».

Министр говорит, что перед авиакомпаниями, желающими выйти на украинский рынок, он ставит три условия: новый самолёт, дешёвые билеты и их продажа через интернет.

По мнению г-на Кавы, украинским тарифам на авиаперевозки давно пора снизиться. На внутреннем рынке они завышены из-за недостаточной конкуренции, а в международном сегменте в упомянутых соглашениях была изначально установлена довольно высокая минимальная цена.

– Поначалу это компенсировало небольшую наполняемость салона, – говорит Александр Кава. – На многих направлениях 60–70% мест пустовали. Но в последние годы пассажиропоток стремительно возрос, а тарифы так и не были снижены. По сравнению с Европой украинские тарифы выше на 30 – 40%.




Слагаемые Low-cost


Сбор за обслуживание MasterCard

 

 

Сбор за обслуживание Diners Club 

 

 

Сбор за изменение рейса

Багажный сбор (при заказе; за каждое место)

 

 

Сбор за превышение веса багажа 
(за каждый 1 кг сверх 20 кг)

Специальный багажный сбор (при заказе)

Сбор за дополнительное место для ног (при заказе)

Сбор за изменение имени в заказе

 

 

Сбор за аннулирование заказа


Источник: Wizz Air
0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.