Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Шешоры Подольские. Всё это этно

Шешоры Подольские. Всё это этно
В селе Воробеевка на Виннитчине прошёл второй этнофестиваль «Шешоры Подольские». Вышиванки, фолк-музыка и пляски на свежем воздухе – вот секрет успеха подобных акций. А их в Украине с каждым годом проводится всё больше
000


Новичками этого года стали «Трипільське коло», проведённое под Киевом в конце июня, «Обнова-фест», состоявшийся 6 июля в Черновцах, и намеченный на конец августа фест «Чисті джерела Бугу», который состоится в Золочеве на Львовщине. 25–27 июля во второй раз пройдёт «Підкамінь» в карпатском посёлке с таким же названием. Третью годовщину отметил «Великдень у Космачі».  А «Країну мрій» с пятилетней историей, «Шешоры», прошедшие 12–14 июля в шестой раз, и Сорочинскую ярмарку, которая в этом году отпразднует десятилетие, можно назвать настоящими фолк-ветеранами.

«Бесспорно, заслуга Олега Скрипки и «Шешор» в том, что сейчас так много этнических фестивалей. Два-три сезона «Країни мрій» и Шешорского фестиваля показали, что этника привлекает многих людей, что это выгодно», – считает Павел Нечитайло, фронтмен группы «Пропала грамота», регулярно выступающей на отечественных фестивалях. Украина переживает процесс, который Европа прошла лет 10–15 назад, уверен музыкант.

С ним солидарен и его коллега, менеджер и идеолог группы «Перкалаба» Олег Гнатив: «Просто люди  поняли, что это срабатывает. Уже появилась публика, которая ездит на этнофестивали. То есть такой фестиваль можно обеспечить аудиторией, а значит, отбить какие-то затраты». Этнобум последних двух лет, конечно, радует, но  в Польше, например, таких фестивалей около 40. Можно считать эту цифру примером для подражания.

Хедлайнер. Кульминацией музыкальной части фестиваля стало выступление украинской группы «Перкалаба». Солист группы Олег Федотов
Хедлайнер. Кульминацией музыкальной части фестиваля стало выступление украинской группы «Перкалаба». Солист группы Олег Федотов



Дружба народов
Для Павла Нечитайло самым запоминающимся фестивальным выступлением была работа на сцене «Шешор-2004». «Для группы это стало временем минимального возрождения: мы с 1999-го по 2004-й практически не занимались музыкой. И это был фактически первый в Украине альтернативный оупен-эйр, действительно продуманный и непопсовый», – ностальгирует он.

С такой же ностальгией вспоминают карпатские «Шешоры» и многие гости фестиваля. «Я не люблю массовые гуляния и в Киеве их не посещаю. Я ехал именно на этот фестиваль, потому что знал: там будет соответствующая публика. Дело не в музыке, дело в атмосфере», – рассказывает IT-специалист Олег Сирко.

Атмосферу на карпатском фесте создавали не только приглашённые музыканты, но и местные жители. Компактное гуцульское село, название которого и дало имя фестивалю, гармонично вписалось в концепцию мероприятия и внесло свой колорит. На Виннитчине в Воробеевке такого симбиоза уже нет, как и камерности первых карпатских фестов, считают завсегдатаи «Шешор».

Поколение этно. На «Шешоры» многие приезжают семьями, приучая детей к хорошей музыке и родной культуре
Поколение этно. На «Шешоры» многие приезжают семьями, приучая детей к хорошей музыке и родной культуре



Местные жители, пришедшие в фестивальный городок из Воробеевки или приехавшие на один день из Винницы и Немирова, выделялись спортивными костюмами и праздничными нарядами, обильно украшенными стразами. А также повышенным любопытством: аутентичный фолк и вариации на его тему им всё ещё в диковинку. В то же время обитатели палаточного городка – молодёжь в вышиванках, льняных рубахах и пёстрой одежде с этническими элементами явно собралась на «Шешорах» неслучайно.

«Мне нравится то, что называют этнической музыкой, но без попсы», – называет одну из причин своего интереса к «Шешорам» Юлия Пивторак, аспирантка Киево-Могилянской академии. «Мои глаза и сердце радуются, когда я вижу вышиванки, а этномузыка задевает во мне какие-то струнки», – вторит ей журналистка из Днепропетровска Антонина Мямлина. Это, пожалуй, главная мотивация большинства шешорских гостей.

На «Шешорах-2008» этномузыки было предостаточно, причём самой разнообразной, что в полной мере оправдало фестивальный слоган «Многоголосье». На главной сцене звучало многоголосье исполнителей из России, Белоруссии, Грузии и разных регионов Украины. Здесь можно было не только послушать народное пение, но и испытать собственные вокальные возможности на мастер-классах.

Те, кому медведь на ухо наступил, развлекались уроками индийских, арабских, шведских, польских и еврейских танцев или прикладными занятиями – гончарным мастерством и созданием кукол-мотанок. Не обошлось и без других постоянных «шешорских» составляющих – театральных представлений на ночной сцене, ленд-артовских объектов, сооружённых вдоль берега Южного Буга, и сказок завсегдатая этнофестов Сашка Лирника.

Но главный интерес гостей сосредоточился на мощной программе в стиле world music. Смесь из индийского, африканского, чешского, шведского и украинского этно с роком, хаусом и электроникой выдали французы из группы Nourou, чехи из Maraca, британцы из Trans-Global Underground и украинцы из команд «Гудаки», «Мартові», «Пропала грамота» и «Даха-Браха».

Хедлайнером фестиваля стала «Перкалаба». «Изменилось ли что-то в атмосфере с переездом «Шешор»? Нет, абсолютно. Правильное время, правильные люди, правильная музыка – эти позиции сохранены», – говорит Олег Гнатив со знанием дела: его команда выступает на фестивале шестой год подряд.

Балалайка для индусов. Эта ситаристка – одна из участниц интернациональной группы Transglobal Underground, чьё выступление на фестивале признано лучшим
Балалайка для индусов. Эта ситаристка – одна из участниц интернациональной группы Transglobal Underground, чьё выступление на фестивале признано лучшим


Этноденьги

Хотя некоторые завсегдатаи карпатских «Шешор» из-за передислокации феста отказались от поездки, Мирослава Ганюшкина, медиакоординатор фестиваля, называет такие меры вынужденными. «Когда последние «Шешоры» проходили в Карпатах, мы поняли, что если количество публики вырастет на тот же процент, что и в предыдущие годы, то село Шешоры просто не выдержит этого наплыва. И мы из экологически сознательного фестиваля станем экологическим бедствием», – говорит она.

Территория Воробеевки – 114 га – в два раза больше, чем территория Шешор. Но даже при таком преимуществе желающим попасть на Подольские «Шешоры-2008» в день открытия фестиваля пришлось пройти пешком пару километров или простоять в многочасовой пробке, образовавшейся на подъезде к месту событий.

К сожжению готовы. Столичный театр «Дах» устроил представление, которе венчало сожжение огромных деревянных фигур
К сожжению готовы. Столичный театр «Дах» устроил представление, которе венчало сожжение огромных деревянных фигур



Тем не менее рост аудитории – хороший показатель развития. К примеру, на «Підкамінь-2008» организаторы ожидают в два раза больше гостей, чем было в первый раз. А всё потому, что в прошлом году фестиваль прошёл весьма удачно. «Фест взял действительно очень классный старт», – говорит Юрко Вовкогон, пресс-секретарь «Підкаменя».

Вместе с числом гостей растут и бюджеты. Сейчас организаторы «Шешор» рассчитывают на $300–350 тыс. «А в начале мы укладывались в $5–10 тыс.», – вспоминает Мирослава Ганюшкина. По нынешним меркам «Шешоры» вполне можно назвать высокобюджетным фестивалем. «Підкамінь-2007» обошёлся организаторам в 384 тыс. грн., в этом году они потратят уже 500 тыс. Столько же составит и смета «Великодня у Космачі» в следующем году, говорит его организатор Дмитрий Пожоджук, глава сельсовета Космача и заслуженный мастер народного творчества Украины.

Как правило, львиную долю фестивального бюджета составляют спонсорские деньги или средства от иностранных культурных организаций, государство вкладывает всего 10–20%. Ещё одной весьма важной статьёй дохода на фестивалях стали средства, которые организаторы получают от посетителей в виде регистрационного сбора. На «Шешорах-2008» он составлял 50–75 грн. «Хоть у нас и разнообразные источники доходов, всё же они не такие большие», – сетует Мирослава Ганюшкина.

 

Юрта мастеров. В огромной юрте проводились многочисленные мастер-классы. Наталья Сербина рассказала об украинском пении
Юрта мастеров. В огромной юрте проводились многочисленные мастер-классы. Наталья Сербина рассказала об украинском пении



Тем не менее позитивная динамика налицо: «Шешоры» уже не терпят убытки, как раньше, а выходят в ноль. А «Підкамінь» и вовсе стартовал с самоокупаемости, что для дебюта – большой успех. В дальнейшем же организаторы этнофестов не исключают возможности зарабатывать на своих детищах.

Ну а пока материальные дивиденды лишь в перспективе – этнофестивали приносят моральную прибыль. «Великдень у Космачі», кроме демонстрации пасхальных обрядов, собирает уже немолодых народных мастеров из разных регионов Украины и старается заинтересовать традиционными промыслами молодёжь. «Підкамінь» возрождает духовный центр Украины. «Монахи местного монастыря сказали, что после фестиваля в пять раз увеличилось количество паломников», – не без гордости делится Юрко Вовкогон. В итоге у монастыря появились средства на реконструкцию. В Воробеевке отремонтировали дорогу, а в Космаче смогли перекрыть крышу сельского Народного дома и подписали договор о газификации села. «Со временем разовьётся и зелёный туризм», – выражает общий оптимистический настрой Дмитрий Пожоджук.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.