Легионеры в футбольных клубах – веление времени

Выступившие на Евро-2008 игроки национальных сборных вернулись на работу. Многие из них, как правило, лучшие, зарабатывают за границей

Related video

Первые легионеры пересекли государственную границу Украины в середине 90-х. Только к началу века пришло понимание того, что отечественному чемпионату нужны уже не иностранцы, а свои, стремительно подавшиеся в далекие края. Да еще система подготовки юных футболистов в те годы была парализована местечковым дележом власти. Плодами той возни стало отсутствие талантливой молодежи сегодня. В недалеком будущем из футбола по возрасту уйдут многие игроки, делающие погоду в нашей нынешней сборной. Одно из давно практикуемых на Западе решений уже используется и у нас: недавно серб Марко Девич получил украинское гражданство. Другим, более перспективным выходом из ситуации стал бы лимит на легионеров. Такой закон был и нормально работал до декабря 1995-го, до шумного дела Босмана. Тогда по иску бельгийского футболиста Жан-Марка Босмана Европейский суд признал недействительным регламент УЕФА о лимите на трех иностранцев в составе клуба. Ему-де ущемили права, и он из-за лимита на легионеров получал мало денег в заштатном французском клубе "Дюнкерк". Дескать, в основном составе уже закрепились три иностранца и не дали поиграть в футбол несчастному бельгийцу. Лишь спустя 13 лет УЕФА, прячась за мощной спиной ФИФА, предпринял попытку ограничить глобализацию.

6 + 5 = ?
На последнем конгрессе ФИФА вопрос о легионерах был поставлен лично президентом организации Зеппом Блаттером. Швейцарец предложил так называемую схему "6 + 5", согласно которой к 2012 году в составах всех европейских команд должны играть 6 отечественных мастеров. И уже в 2010-м Блаттер хочет видеть хотя бы 4 местных футболистов в основе каждой команды.

Предложения шефа не обсуждаются – конгресс ФИФА проголосовал за введение этой квоты. Однако это только начало дискуссии, и президент Английской футбольной ассоциации Брайан Барвик уже выразил сомнение: "Конечно, мы понимаем общий принцип, но этот закон должен согласовываться и с внутренним законодательством стран". Барвика можно понять: не каждый английский клуб сможет выставить шестерых соотечественников в основном составе, и уж точно с таким количеством отечественных исполнителей им будет тяжело выступать в Лиге чемпионов. Хотя, к примеру, "Манчестер Юнайтед" и к такому лимиту готов. А "Арсеналу", похоже, искать местных игроков уже поздновато.

Смена состава
В 90-х редкая иностранная птица долетала до, скажем, "Днепра". Под руководством немца Берндта Штанге в Днепропетровске играли талантливый алкоголик Зассэн (соотечественник тренера) и бразилец Эмерсон, но это продолжалось недолго. Уже "Днепр" Евгения Кучеревского поддерживал исключительно отечественного производителя и дважды пробивался в весеннюю стадию Кубка УЕФА.

В киевском "Динамо" конца 90-х у Валерия Лобановского играли только условно "чужие" – белорусы Хацкевич и Белькевич да грузин Каладзе, вот и все. А повержены были "Барселона", "Реал" и т. д. Да и в "Шахтере", когда он впервые попал в Лигу чемпионов, тон задавали свои – Воробей, Зубов, Ателькин, Бахарев, Вирт.

– Это было другое время, – говорит экс-полузащитник киевского "Динамо" Сергей Ковалец, ныне работающий в тренерском штабе харьковского "Металлиста". – Сейчас мы, глядя на лучшие европейские чемпионаты, понимаем, что легионеры – это веление времени. Нам нужны хорошие иностранцы. Они вносят яркие краски в наш футбол и подают хороший пример.

– Конечно, нужны хорошие легионеры, – соглашается полузащитник донецкого "Металлурга" и кандидат в сборную страны Сергей Даниловский. – Если люди едут в нашу страну не только за деньгами, а еще и хотят проявить себя, пусть даже мечтая потом перебраться в более сильную европейскую лигу, это повышает конкуренцию и уровень чемпионата Украины.

Девичья фамилия
За продвинутую футбольную Европу мы можем не волноваться, они воспитывают свои кадры в изобилии. А если подвернется талантливый чужестранец, то натурализовать его не составит труда. Так случилось с сербом Бояном Кркичем, превратившимся в испанца еще до совершеннолетия. Его пример не первый и не последний. В юношеских академиях лучших клубов Европы играют таланты со всего мира, и натурализовываться они будут одновременно с окончанием школы.

У нас ситуация немного иная, и до поры до времени украинское гражданство принимали только представители России и Белоруссии. Недавно произошла натурализация лучшего бомбардира последнего чемпионата Украины серба Марко Девича из харьковского "Металлиста". Он принял украинское гражданство и подтвердил свое желание сыграть за нашу сборную.

– Если человек хочет играть за нашу сборную и принять гражданство – ему нужно дать шанс, – считает Сергей Ковалец. – Если он знает, что может принести пользу здесь, это нужно делать. Мы видели недавний пример, когда президент Польши лично вручал футболку бразильцу Рожеру Геррейро, который затем поехал на Евро.

Любо-дорого
Лимит на легионеров, как всякая жесткая мера и вообще вмешательство в естественный процесс, имеет побочные эффекты. Прежде всего это логичный рост цен на отечественных спортсменов. Конечно, это улучшает благосостояние украинских футболистов, но вряд ли способствует достижению поставленной цели. Не каждый клуб может позволить себе дорогих игроков и просто от безысходности обращается к иностранным искусникам. Парадокс: на словах футбольные функционеры соглашаются, что легионер должен быть на голову выше местного футболиста, а на деле те иностранцы, которые едут к нам, стоят дешевле.

– Замкнутый круг, – говорит защитник "Арсенала" Сергей Симоненко, – легионерам платят большие деньги, а значит, их нужно ставить в состав.

Лучшим украинским клубам удается обзаводиться неплохими легионерами, и если посмотреть на таблицу чемпионата Украины, то нетрудно заметить: чем ниже, тем больше своих. А в некоторых лучших командах страны количество легионеров достигает действующего у нас в стране лимита – 7 иностранцев на поле одновременно.

Наше все
"Динамо" и "Шахтер" могли бы обходиться одними легионерами на поле, но во многом ради лимита в последние годы эти клубы переориентировались на отечественный рынок. При этом приобретенным украинцам не так-то легко заиграть в "Шахтере". В прошлом сезоне это не смогли сделать Свидерский и Ткаченко. Тяжело было пробиться Езерскому, и даже лучший бомбардир Александр Гладкий был в "Шахтере" форвардом, так сказать, внутреннего употребления.

Зачастую нашему футболисту еще нужно благополучно внедриться в легионерскую среду, добиться там признания. Ведь в "Шахтере" игру строят бразильцы, и адаптироваться должны не они, а к ним.

– Раньше было другое отношение людей к футболу, – вспоминает Сергей Шматоваленко, игрок последней великой команды Лобановского. – Все были свои, на том и играли. Легионер – все же человек из другой страны, объяснить ему можно, но поймет ли он? У легионеров свои принципы, свои взгляды на жизнь. А наши – это наши.

Среднее число легионеров в стартовых составах европейских чемпионатов (срез по последнему туру)