Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Кино

Кинодепрессанты. Украинские режиссеры снимают фильмы, которые заставляют думать и страдать

Кинодепрессанты. Украинские режиссеры снимают фильмы, которые заставляют думать и страдать
Украинские режиссёры предпочитают снимать фильмы, которые не развлекают зрителя, а заставляют его много думать и страдать. Кассовых успехов это картинам не приносит, зато обеспечивает успех на кинофестивалях
000

Холодной зимой 1944 года в набитом людьми поезде непонятно откуда и непонятно куда едут мама с мальчиком. Мама болеет тифом, поэтому соседи по вагону хотят поскорее от неё избавиться, а судьба ребёнка вообще мало кого волнует. Их высаживают на безымянном полустанке, о котором мальчик, когда вырастет, будет помнить только одно: на вокзале там стоял дом с покосившейся башенкой.

Создатели фильма «Дом с башенкой», выходящего в украинский прокат 16 августа, говорят, что старались сделать красивое и трогательное кино. Красиво у них действительно получилось: длинные чёрно-белые планы заснеженных пейзажей, снятые цифровой камерой, а затем переведённые на плёнку, выглядят как живописные полотна. А вот вместо трогательного кино получилось жестокое. По безрадостным лицам и главных, и второстепенных героев сразу понятно: счастливого финала ждать не приходится. «Я хотела, чтобы всё было, как в жизни», — объяснила режиссёр Ева Нейман.

Вышло и правда, как в жизни. Декорации строить не пришлось, живописные руины съёмочная группа нашла в Одессе. В одном из одесских детских домов отыскался и исполнитель главной роли, девятилетний Дима Кобецкой, который играет практически самого себя. Роль умирающей от тифа матери исполнила российская актриса Катерина Голубева, более известная в Европе, чем у нас. Для неё работа в «Доме с башенкой» стала последней ролью в кино — почти сразу после съёмок актриса при невыясненных обстоятельствах умерла, повторив судьбу экранной героини, и была похоронена в Париже на кладбище Пер-Лашез. Во второстепенных ролях задействованы актёры с фактурными, но малоизвестными лицами, правда, в одной из ролей снялась отечественная звезда Виталий Линецкий.

Живописность и жизненность уже оценило жюри на кинофестивале в Карловых Варах. Там «Дом с башенкой» получил главный приз в программе «От Востока к Западу». Для Евы Нейман, которая училась в Берлинской академии кино и телевидения и после выпуска успела поработать с Кирой Муратовой, фестивальные успехи не в новинку. Её первая полнометражная картина «У реки», снятая в 2007 году, побывала на фестивалях в России, Польше и Нидерландах. И с неё, собственно, началось знакомство западной публики с новым украинским кино.


Сложно о простом. Режиссёр Ева Нейман всегда думает о своих зрителях, но всё равно снимает тяжёлое для восприятия кино

Режиссёрский подход
Ева Нейман объяснила Фокусу, почему её ленту «Дом с башенкой» можно считать развлечением и зачем нужно отменить все фестивальные награды

— «Дом с башенкой» трудно назвать развлекательным фильмом. Думали ли вы о будущих зрителях, когда снимали картину? С каким ощущением они должны выходить из зала после просмотра?
— Конечно, я думаю о зрителе, когда снимаю кино. И не только, когда снимаю. Один из зрителей — это я. Возможно, даже самый строгий. Мне бы хотелось, чтобы люди пришли и досмотрели фильм до конца. И чтобы он им понравился. Я оригинальными желаниями не отличаюсь. А что вынес? Когда смотришь или читаешь что-то хорошее, независимо, кстати, от темы, то на душе становится хорошо, появляется какая-то приподнятость. Вот если бы мне это удалось, я была бы горда собой. А насчёт того, развлекательный или не развлекательный фильм, то пойти в кино — это в том числе и развлечение. И, я так думаю, моя лента — тоже в какой-то степени развлечение.

— Но ведь одно дело пойти на новую серию про приключения Джеймса Бонда и совсем другое — на молчаливый чёрно-белый фильм о ребёнке, у которого умерла мать. В первом случае — это чистое развлечение. Во втором же нужно себя заставлять, разве нет?
— Зачем себя заставлять? Заставлять себя вообще не надо. Другое дело, что процесс образовательный, какая-то культурная прививка действительно стоит усилий. Это воспитательный процесс. Нужно всё-таки что-то преодолевать, чтобы быть культурным, образованным человеком.

— Что для вас как для режиссёра было бы более ценным — «Оскар» или «Золотая пальмовая ветвь»?
— Для меня как для режиссёра было бы культурной революцией, если бы призы вообще отменили. И все были бы счастливы. Потому что если фильм получит награду, он почему-то якобы становится ценнее. Это неправильно. Ну повезло кому-то, так сложились звёзды, что фильму дали приз. А присутствовали бы другие люди в жюри, было бы другое решение. Это всё такие зыбкие вещи. Не надо к ним относиться слишком серьёзно. Неужели вы думаете, что только когда картине вручают приз, режиссёр понимает, что снял хороший фильм? Режиссёр и сам знает. И часто ошибается, что тоже неизбежно. Внутренний критерий — это совесть. А внешний… Приятно, когда зритель хорошо принимает картину. Но я ведь знаю, что абсолютно на любой фильм найдётся и поклонник, и жёсткий критик. Для меня главное — жить по чести.

Украинский прорыв
Отечественное кино редко находит массового зрителя, зато наши режиссёры всё чаще добиваются признания на зарубежных кинофестивалях

Ядерные отходы, 2012
режиссёр: Мирослав Слабошпицкий
23-минутный фильм режиссёр Мирослав Слабошпицкий полностью снял в Припяти. Он рассказывает о людях, живущих в Чернобыльской зоне. Лента стала единственной короткометражкой из стран СНГ, попавшей в конкурсную программу международного фестиваля в Локарно, и получила «Серебряного леопарда».

В тумане, 2012
режиссёр: Сергей Лозница
Военная драма «В тумане» стала вторым игровым фильмом документалиста Лозницы. Как и первая его художественная лента «Счастье моё», попала в конкурс Каннского кинофестиваля, что само по себе успех. Вдобавок в этом году картина Лозницы удостоилась приза Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ.

Гамер, 2011
режиссёр: Олег Сенцов
Драма взросления о студенте, который решил стать лучшим в компьютерных играх, за последний год успела собрать десяток наград на небольших кинофестивалях, в том числе и в Одессе. Однако главное достижение дебютанта Сенцова — это участие в конкурсе Роттердамского фестиваля.

Кросс, 2011
режиссёр: Марина Врода
За 15 минут, которые длится зарисовка о бегущих кросс школьниках, режиссёр Марина Врода успела рассказать о личных воспоминаниях, подумать о судьбе страны и вообще человечества и напомнить о традициях украинского поэтического кино. Жюри короткометражного конкурса в Каннах оценило мастерство украинки и наградило её главным призом.

Мелодия для шарманки, 2009
режиссёр: Кира Муратова
Мрачная рождественская сказка об осиротевших детях, которые пытаются выжить на улице и найти своё место в жизни, участвовала в программе Московского международного кинофестиваля и получила там три приза. В том числе за лучшую женскую роль и приз от Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ.

Юлия Куприна, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.