Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Изобразительное искусство

Таблеток и зрелищ. Западные клиники используют произведения искусства в лечебных целях

Таблеток и зрелищ. Западные клиники используют произведения искусства в лечебных целях
Картины и скульптуры из музеев перебираются в интерьеры западных клиник. Даже копии произведений искусства способны лечить пациентов, уверены доктора
000

«Девятый вал» Айвазовского улучшит ваше кровообращение и стабилизирует сердечный ритм, картины Поля Сезанна и Клода Моне излечат от лихорадки, портреты Яна Вермеера снимут напряжение, а поп-арт Энди Уорхола — усталость.

Способность произведений искусства исцелять и оказывать на человека благотворное влияние берут на вооружение современные клиники и больницы в Европе, Австралии и США. Одним вполне по силам собрать под своей крышей редкие коллекции картин и скульптур, другим, чьи финансовые возможности более скромные, приходится ограничиваться копиями или приглашать к сотрудничеству молодых и малоизвестных художников. У этой тенденции есть своё название — hospital art («больничное искусство»). Согласно данным американского Общества поддержки искусства в системе здравоохранения, более 35% клиник и медицинских центров США имеют коллекции арт-объектов, которые постоянно выставляются в их помещениях. Более 15% учреждений предоставляют место для выставок. Некоторые клиники настолько серьёзно подходят к вопросу арт-антуража, что открывают штатные должности кураторов, а также устраивают в больницах экскурсии.


Чёрная работа. Автор «Свадебного сосуда», выставленного в медцентре Айовы, – Маргарет Тафойа. Она стала известна благодаря своему гончарному искусству в середине 1960-х

Клиники-музеи
Дори Моммерс из американской ассоциации RTKL, предоставляющей услуги по планированию и дизайну помещений, с помощью арт-консультантов отобрала 800 произведений искусства для медицинского центра компании Baylor в городе Маккини (Техас, США). Теперь картины, фото и скульптуры можно увидеть повсюду: в коридорах, кабинетах врачей и палатах. Более ста работ заказали местным художникам. Моммерс говорит, что арт-объекты в интерьере клиник помогают пациентам отвлечься, рассеивают внимание. На картинах и фотографиях в отделении с мамами и детьми — цветы, бабочки и младенцы. В отделении хирургии — техасские пейзажи. А в приёмном покое — фото улиц Маккини.

Лидия де Джонг, директор отделения медсестёр при медцентре Baylor в Маккини, уверена, что приятная глазу картина вполне может притупить боль, которую испытывает пациент, или помочь отключиться на время от тяжёлой реальности. «Больница — это место, где человек зачастую оказывается на грани, — говорит де Джонг. — Но люди приходят сюда, чтобы поправиться, а не умереть, вот что важно».

Представительница клиники Сюзан Холл называет ещё как минимум два медицинских центра Baylor — в Плано и Далласе, интерьеры которых украшают картины и скульптуры. «Наши больницы — часть приобретающего популярность тренда, когда медучреждения используют арт-объекты на благо пациента», — отмечает она.


Африканский дух. Стеклянные фигуры Гэвина Хита (на фото) из серии «Племя» можно встретить в американской клинике Айова

Коллекции, которые удаётся собрать некоторым американским клиникам, стоят миллионы долларов. Больница Джонса Хопкинса в Балтиморе владеет 500 оригинальными картинами, скульптурами и фресками, созданными более чем 70 художниками со всех уголков США. В новом здании под потолком парят огромные жёлтые рыбки Роберта Израиля, на стенах красуются цветочные принты Полли Апфельбаум. Работы этих художников можно встретить и во многих американских центрах современного искусства. Выпускник университета Джонса Хопкинса, мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг пожертвовал клинике $120 млн, и, по его словам, приобретение коллекции — одно из лучших возможных вложений этих средств. «Искусство делает вас светлее, — сказал Блумберг. — Если оно помогает пациентам верить и надеяться, что может быть лучше?»

В клинике Айовы в Де Мойне — более 4000 предметов, среди которых — оригиналы Энди Уорхола и Гранта Вуда, автора знаменитой картины «Американская готика», одной из самых узнаваемых в американском искусстве. А в клинике Майо уровню собранных арт-объектов позавидовал бы не один крупный музей: в коллекции есть статуя Огюста Родена, принты Уорхола и фантастические стеклянные скульптуры Дейла Чиули.

Иногда известные художники сами готовы участвовать в такой необычной арт-терапии. Джефф Кунс, к примеру, расписал целую комнату в детской больнице Advocate Hope в предместье Чикаго. В местном отделении радиологии красуется отлитый из стали кунсовский пёс, имитирующий, как и многие подобные скульптуры, игрушки из продолговатых воздушных шариков.
Арт-коллекциями обзаводятся и европейские клиники. На стенах немецких больниц часто вешают морские пейзажи. В городе Гера пошли дальше и в этом году открыли клинику «Культурная больница». Каждое помещение здесь посвящено новой эпохе немецкого искусства. Картины охватывают период с VIII по XIV века; всего здесь около 570 произведений. Отделение педиатрии служит домом новейшему искусству, на стенах приёмного покоя и кабинетов — абстрактные сюжеты и буйство цветов.


В лучшей форме. Работы Дейла Чиули из серии «Морские формы» есть во многих больницах. В том числе в Техасском юго-западном медцентре в Далласе и клинике Айовы

Эмоции автора
Чем тоньше душевное устройство человека, тем эффективнее на него влияет художник, полагают некоторые специалисты. Но абсолютно невосприимчивые к произведениям искусства люди встречаются крайне редко.

«В моей практике ситуация, когда арт-терапия не помогла выздороветь или существенно улучшить состояние пациента, скорее исключение из правил, — говорит Фокусу доктор наук, арт-терапевт Ди Шварц, которая работает в этом направлении более 20 лет. Она преподавала в колледже Нотр-Дам, десять лет читала курс по экспрессивному искусству и рекреационной терапии в университете Сан-Франциско.

Когда люди смотрят на картину или скульптуру, этот процесс обостряет их зрительное восприятие и стимулирует мозг, поясняет благотворное влияние предметов искусства доктор Шварц. Пациенты попадают в непривычную для медучреждений реальность, они учатся по-другому воспринимать мир. Это особенно хорошо воздействует на страдающих от депрессии и тех, кто плохо справляется с личными проблемами, считает Шварц. «Если людей окружают предметы искусства, это заставляет мозг реагировать, делает их более активными и не даёт завязнуть в самом себе и изолировать себя от общества», — рассказывает она.


Жёлтое настроение. «Созревающая чаша» Алекса Бранда была куплена больницей в Де Мойне


Юлия Бойко, арт-терапевт, член Ассоциации арт-терапевтов и практический психолог, не припомнит подобных проектов в Украине. Дальше банальных зайчиков и ёжиков, которые традиционно ещё с советских времён украшают отделения детских поликлиник, у нас дело не идёт. «Но здесь положительный эффект даёт скорее не форма, а цвет, так как использование в помещениях ярких цветов благотворно влияет на человека», — говорит Бойко Фокусу.

Те, кто созерцает арт-объект, чувствуют эмоции автора. Чаще всего музыку и цветотерапию хорошо воспринимают люди с серьёзными заболеваниями, например, онкобольные. «Всё, что вызывает эмоции, имеет целительное свойство, — подчёркивает доктор Шварц. — Однако если это негативные эмоции, которые нельзя выплеснуть, то толку от такой арт-терапии не будет, только вред». Поэтому использовать предметы искусства в лечебных целях надо осторожно, считает она.

Яна Седова, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.