Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Изобразительное искусство

Монументальное искусство. Чем закончатся акции протеста в Национальном художественном музее

Монументальное искусство. Чем закончатся акции протеста в Национальном художественном музее
Протесты в главной художественной галерее страны показали, что чиновники понятия не имеют, как и кто должен развивать запылившиеся украинские музеи
000

По просторному залу Национального художественного музея Украины эхом разносятся слова экскурсовода. Окружённая группой притихших старшеклассников 23-летняя Наталия Шостак привычно переходит от одного экспоната к другому. На правой руке девушки — повязка с надписью «Протестую». Такие же носят и другие сотрудники музея — так они выражают протест против исполняющей обязанности гендиректора НХМУ Татьяны Мироновой, требуя её немедленного увольнения. Брожения в коллективе пока не отразились на повседневной жизни крупнейшего в Украине художественного музея: работу сотрудники не прерывают, а экскурсии проходят по плану.

Только в системе Минкульта 546 музеев и 25 заповедников, финансируемых за счёт государства и местных бюджетов. Всего же в Украине около 4000 музеев. Их главные проблемы — стареющие кадры и мизерное финансирование. «В регионах большинство музейщиков — это люди пенсионного возраста. Постепенно уходят хранители и директора, а заменить их некем», — говорит глава правления Украинского центра развития музейного дела Владислав Пиоро. Это неудивительно, учитывая, что зар-платы у сотрудников музеев ниже, чем у библиотекарей и архивистов — 1500 грн., а зачастую и того меньше.

В Нацмузее зарплаты чуть выше, а ядро коллектива моложе: средний возраст сотрудниц — от 25 до 40 лет. Желающих занять кресло директора тоже хватает. Часть коллектива видит на этой должности свою коллегу — главного хранителя Юлию Литвинец. Другой претендент — и. о. гендиректора музея Татьяна Миронова, сделавшая себе имя как галеристка и коллекционер.

Бороться есть за что — музей обладает крупнейшей в стране художественной коллекцией, которая состоит почти из 40 000 единиц хранения. На первый взгляд, практически всё пространство в хранилищах занято живописью: картины поменьше стоят рядами на специальных стеллажах, а многометровые полотна намотаны на специальные валы. «На самом деле в коллекции представлены также скульптура, иконопись, драгоценные металлы и научные архивы», — поясняет Литвинец. Она заведует хранилищами Нацмузея, расположенными в подвальных этажах 110-летнего здания на улице Грушевского, и отдавать их в чужие руки не намерена.

Конкурс на выживание
Повязки со словом «Протестую» сотрудники главного художественного музея страны надели 17 октября. Однако началась эта история в апреле, когда Минкульт уволил с должности предыдущего директора НХМУ Анатолия Мельника. По официальной версии — за низкую посещаемость музея. Сам Мельник предполагал, что ему отомстили за разглашение информации о том, что в Кабмине бесследно исчезли четыре ценные картины Николая Глущенко, ранее переданные туда Нацмузеем. Открытое в связи с этим уголовное дело до сих пор безрезультатно расследует столичная милиция.

В апреле исполнять обязанности директора музея министр культуры назначил свою советницу Миронову, которая до этого была известна в арт-среде как владелица коммерческой галереи, носящей её имя. Бизнесмен и политик Валерий Миронов, муж галеристки, работал в команде бывшего мэра Киева Черновецкого, был его замом, а теперь баллотируется в Подольском районе в качестве самовыдвиженца.

С момента назначения Мироновой чиновники Минкульта обещали провести конкурс на замещение вакансии руководителя музея. Специально созданная для этого министерская комиссия — в неё вошли 11 деятелей культуры — провела своё заседание только 12 октября. Голоса разделились поровну между двумя кандидатурами — Мироновой и Литвинец.

Поводом для недовольства сотрудников НХМУ стало заявление о ситуации в Нацмузее, которое Миронова опубликовала в своём блоге. В нём она упомянула об аварийном состоянии здания, о том, что «музей потихоньку пытаются разворовать», намекнула, что вскоре может стать известно о «новых фактах необратимых потерь музея».

Сотрудники Нацмузея восприняли такой выпад начальницы как оскорбление. «Миронова выложила в сеть целый список обвинений в адрес коллектива музея. Это стало последней каплей, и давний конфликт вышел наружу», — говорит заведующая отделом по связям с общественностью НХМУ Дарья Якимова. Своё мнение работники Нацмузея изложили в открытом письме министру культуры Михаилу Кулиняку. В подписанном 61 сотрудником обращении Миронову обвиняют в непонимании принципов функционирования музея и, как следствие, неспособности организовать его работу.

«Миронова не умеет даже организовать своих заместителей и помощников. Управление музеем происходит стихийно. Она не вникает в вопросы хранения, научные вопросы и просветительские акции», — говорит Якимова. По её словам, Миронова много говорила о проекте «Миф «Украинское барокко», к которому она якобы имеет отношение. «На самом деле она пришла в музей в апреле, когда выставка уже была готова», — рассказала Якимова. К тому же и. о. гендиректора приписывает себе заслуги по установлению климат-контроля, которым много лет занималась хранитель Юлия Литвинец.

По словам Литвинец, за время работы в музее Миронова так и не разобралась в том, как функционирует хранилище музея. «Она постоянно давала указания провести инвентаризацию, — говорит хранитель. — Но, видимо, путала понятия бухгалтерской инвентаризации и инвентаризации музейной коллекции. Последнее означает внесение карточки нового предмета хранения в каталог. А проверка наличия и состояния предмета хранения называется сверкой наличия». По словам Литвинец, сверка наличия проводится в музее на регулярной основе. Миронова трактует это иначе: «Я несколько раз просила подчинённых предоставить мне отчёт о том, как проходит сверка, однако эти указания были проигнорированы».

Миронова утверждает, что своим блогом хотела привлечь внимание к основным проблемам Нацмузея, но была неправильно понята. «Ещё на первом собрании с коллективом Нацмузея я сказала, что открыта к обучению в том случае, если некомпетентна в каком-то узком вопросе», — сказала она Фокусу.

Но конструктивного диалога не вышло. «Я пыталась делами доказывать какие-то свои продвинутые идеи. Вместо этого на меня обрушился шквал безосновательной критики, — жалуется и. о. директора НХМУ. — Музею нужна реорганизация пространства и реконструкция здания. Но это не всё. Реконструкцию нужно провести в мозгах сотрудников. Сохранить всё лучшее, что есть, и развивать это в новом измерении». Например, использовать ступеньки Нацмузея как его неотъемлемую часть. «На ступеньках Метрополитен-музея в Нью-Йорке проходят перформансы и концерты, — говорит Миронова. — Там постоянно сидит молодёжь, посетители проводят на ступеньках много времени. Я уже показала, как это можно делать: в мае, когда проводилась Ночь музеев, мы пригласили художника Андрея Кузькина, который устроил перформанс на ступеньках. Его акция пользовалась огромной популярностью».

И всё же критики Мироновой утверждают, что и. о. директора НХМУ не понимает, о чём говорит, поскольку не имеет специального образования. «С уважением отношусь к галерее Мироновой, там неплохие и интересные экспозиции. Но она галерист, а не музейщик», — считает председатель комиссии Киевсовета по вопросам культуры и туризма Александр Бригинец.

Нужно ли Мироновой на самом деле быть профессиональным музейным работником, вопрос спорный. «В идеале человек, занимающий должность руководителя музея, должен иметь профессиональное образование. Однако образование в музейном деле в Украине устарело, — убеждён арт-критик и куратор выставок Константин Дорошенко. — Директору музея нужно искать новых спонсоров, общаться с госчиновниками, иметь возможности контролировать и улучшать хозяйство музея. Наукой и хранением коллекции могут заниматься другие люди».

Ещё одно серьёзное обвинение в адрес Мироновой — использование музея в предвыборной агитации её мужа. Сама Миронова не отрицает, что связанные с кандидатом в депутаты Валерием Мироновым общественные организации проплачивали столичным школьникам экскурсии в Нацмузей. «Если были какие-то нарушения закона, почему критики моего мужа не обратились в Центральную избирательную комиссию? И что плохого в том, что в музей ходят школьники?» — спрашивает галеристка.

Хранить ценности
Конфликт вокруг Нацмузея — следствие хаотичной кадровой политики Минкульта. «Борьба за «обновление кадров» началась ещё в начале года, когда Министерство массово уволило директоров нацмузеев и заповедников», — говорит директор Центра современного искусства Катерина Ботанова.

За пару месяцев минувшей зимы свои должности потеряли главы национальных заповедников «Киево-Печерская лавра» и «София Киевская», а также национальных музеев «Пирогово» и Тараса Шевченко. По словам министра культуры Михаила Кулиняка, бывшие руководители якобы допускали ошибки в финансовом управлении и нарушали архитектурную сохранность памятников культуры. Вместо уволенных Кулиняк назначил новых непрофильных чиновников: экс-модель Владу Прокаеву, бывшую замминистра Викторую Лисничую, экс-зама главы Госслужбы туризма и курортов Дмитрия Зарубу. «Многие из них не имеют ни опыта работы в этой сфере, ни профильного образования. Они непрофессионалы», — утверждает Бригинец.

Теперь министерство пытается разрулить ситуацию. 19 октября заместитель министра Тимофей Кохан встретился с коллективом Нацмузея и попросил прекратить протест. Чиновник пообещал, что в течение ближайшего времени вопрос назначения гендиректора музея будет решён с учётом требований протестующих. «До выборов или уже после, мне трудно точно указать день, но я думаю, что это будет на протяжении недели», — сказал замминистра.

Пока сотрудники музея продолжают свою акцию: раз им обещают, что их требования будут учтены, значит, прекращать её нет смысла. Но скандал в Нацмузее рискует повлечь и более серьёзные последствия: он может стоить кресла самому министру культуры, считает Бригинец. Поэтому не исключено, что дальнейшую судьбу украинских музеев будут решать уже другие люди.

Виталий Атанасов, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.