Украинцы преодолевают затянувшийся демографический спад

Рожать у нас стали больше, позже, веселее, и вообще – разнообразнее. В Киеве на этот свет появляется почти столько же людей, сколько уходит на тот: после демографического бедствия это почти прорыв

Related video

Своего первого ребенка Оксана, по профессии – дизайнер мебели, родила почти в 36 лет. Ее личная жизнь сложилась удачно, однако Оксана всегда считала, что сначала нужно прочно встать на ноги, обзавестись домом, а уж потом рожать.

– Если и был страх, то не оттого, что, мол, поздновато уже, – рассказывает она. – Я не пью, не курю, в отличной физической форме. Когда рожала, акушерка говорила: "Потерпи, все будет хорошо". Страх боли тоже меня не пугал. Когда знаешь, что будет больно, еще больнее и еще, а потом боль закончится, можно потерпеть. Женщины ведь терпят эпиляцию, делают операции ради красоты. А роды – это же естественно, эта боль природой заложена.

Тревогу, по словам дизайнера, вызывает другое: осознание того, что когда дочурке Катерине будет 10, то ей самой стукнет 46. "Вот эта цифра пугает", – признается Оксана.

Но пока Катерине две недели. Мама изучает ее повадки, пытается понять, что любит и чего хочет дочь. Оксана уже знает, что Катя не любит лежать на спинке, и как она показывает, что проголодалась:

– Широко раскрывает ротик, как птенец клювик.

Мужской поступок
В отличие от Оксаны, которая не сторонник того, чтобы при родах присутствовал супруг – "мужики и так очень переживают, а роды – зрелище не из приятных", 22-летняя Татьяна, только-только ставшая специалистом по международным отношениям, рожала вместе с мужем.

– Сначала не хотел идти. Страшно было, – рассказывает Станислав. – А потом не хотел уходить, 6 часов просидел. Помогал, во время схваток массировал спину. Описать чувства, охватившие меня при виде ребенка, просто невозможно.

"Когда знаешь, что будет больно, еще больнее и еще, а потом боль закончится, можно потерпеть"

Дочь Лилю Таня родила два с половиной месяца назад в специальном "семейном" родильном зале, куда допускают кого-то из близких – мужа, мать или подругу, по усмотрению главной героини. Для того чтобы присутствовать при родах, "постороннему" надо собрать много справок: на СПИД, сифилис, туберкулез и т. д.

– Мы понимали, что надо что-то заплатить, – рассказывает Татьяна. – В роддоме сказали: "На ваше усмотрение". Узнали, что "усмотрение" стоит долларов 200–300. Это врачу. Еще акушерке дали 400 гривен. Оказалось, что можно было и 200.

Татьяна немного волнуется из-за дороговизны: разные памперсы и остальное, но рассчитывает на положенную ей помощь от государства. Правда, прошло почти три месяца, а из 12 тыс. грн. семья не получила ни копейки. Молодая мама считает, что это из-за наводнения в Западной Украине: все деньги ушли на борьбу с последствиями стихии.

Вертикаль родов
26-летняя переводчица Оксана Колесникова рожала дома.
– С моей точки зрения, это безопаснее, – говорит она. – Геноцид нации начинается с беременности. Эти походы к врачу, нервы. А роддом! Кошки, собаки, когда собираются рожать, ищут место, где потемнее. А тут руки-ноги в раскорячку, в глаза – прожектор. Когда женщина рожает, то уходит в себя, работает ее "животное я". А в роддоме ее выводят из этого естественного состояния. Разрушается уникальный коктейль любви, который формируется в организме матери и от которого зависит здоровье ребенка. В Голландии, кстати, 90% рожают на дому.

Роды у Оксаны Колесниковой принимал профессиональный акушер-гинеколог, работающий в обычном роддоме. Что интересно, использовалось специальное сиденье, которое привезли из Голландии.

– Роды должны проходить вертикально, так ребенок выходит легче, под собственным весом, – объясняет Оксана. – Горизонтальные роды – это нефизиологично.

По ее словам, психика ребенка формируется во время беременности и в первый год жизни. Поэтому беременность Оксана провела в Непале. Потом приехала домой, родила, а когда дочке исполнилось 3 месяца, снова уехала на полгода в Непал. Имя девочки, кстати, – Церина. Оно тибетское.

Оптимальный возраст
25-летняя Ксения, до декретного отпуска работавшая в туристическом бизнесе, к родам была полностью подготовленна. Она посещала специальные курсы для беременных (одно занятие – 40 грн.), которые вела женщина-йог.

– Там я научилась вести здоровый образ жизни, правильно питаться и в итоге легко родила, – говорит Ксения, мама 5-месячного Эрика.

Она считает, что лучший возраст для того чтобы рожать – это 25–35 лет:
– За границей вообще рожают от 30 до 40 лет. Молодость – это хорошо, но для начала не помешает обустроить жизнь. Рожать, как многие, уповая на помощь государства, я думаю, глупо.

Кристине Бобковой 33 года, она – дизайнер одежды. Идет 38-я неделя ее беременности, за будущее своего ребенка Кристина спокойна:
– Если бы мне было восемнадцать, то, наверное, тревожилась бы из-за денег. А сейчас – голова на месте, руки тоже.

Между жизнью и смертью
Лучше всего сейчас с рождаемостью дела обстоят в Киеве. Как говорит Владимир Загородний, замначальника Главного управления охраны здоровья КГГА, в стране по-прежнему наблюдается отрицательный прирост населения. Но если в среднем в Украине разница между смертями и рождениями на тысячу населения составляет 2–3, то по Киеву этот показатель – всего 0,3. Прогресс налицо: в середине 90-х в столице рождалось 15–18 тысяч детей в год, а убыль населения при этом составляла семь человек. Сейчас в год рождается 25 тысяч.

– С каждым годом в Киеве рождается на полторы-две тысячи человек больше, и это уже на протяжении трех лет, – говорит Владимир Загородний. – Во-первых, Киев – столица. Сюда едут инициативные молодые люди со всей Украины. Уровень зарплат здесь несоизмеримо выше, чем в других местах. Ну и, конечно, влияют выплаты при рождении ребенка.

Как рассказывает профессор кафедры акушерства, гинекологии и перинатологии Академии последипломного образования Светлана Жук, если во 2-м, самом крупном роддоме Киева в прошлом году в среднем принимали 5–6 родов в сутки, то сейчас – 12–14. Кроме того, за последние десять лет в два раза сократилось количество абортов.

– Растет культура населения. Молодежь пользуется контрацептивами, если рожают, то осознанно. Девочки теперь предпочитают рожать, даже если нет мужа. Есть еще одна тенденция, причем европейская: все чаще рожают женщины позднего репродуктивного возраста, после 37 лет. Сейчас средний репродуктивный возраст составляет 27–28 лет, а не 23–24, как раньше, – рассказывает Светлана Жук.

Главный акушер-гинеколог Украины Вячеслав Каминский нынешний всплеск рождаемости объясняет тем, что детородного возраста достигли женщины, родившиеся в начале 80-х годов:
– Тогда в СССР из-за грамотной демографической политики, предполагавшей увеличение оплачиваемого декретного отпуска, социальные выплаты и так далее, стали больше рожать. И теперь этим детям самим пришла очередь рожать.

Завотделом Института демографии и социальных исследований НАН Украины Ирина Курило отмечает, что депопуляция, то есть превышение смертности над рождаемостью, в Украине сохраняется, но начиная с 2002 года кривая рождаемости идет вверх.

– Помимо "фактора 80-х" есть еще одна причина, – говорит Ирина Курило. – С 2004 года наблюдается компенсационный прирост рождаемости. Вспомните, как растет рождаемость после войн, каких-то бедствий. А 90-е годы в этом плане можно сравнить если не с войной, то с социальным катаклизмом.

Вячеслав Каминский не отрицает, что нынешняя социальная политика властей и помощь негосударственных структур способствует подъему рождаемости. Но в будущее глядит с некоторой тревогой:
– Ведь скоро подойдет время рожать тем, кто появился на свет в суровые 90-е, – говорит врач, имея в виду то, что в те времена рождаемость резко упала.

Если бы
Важным для понимания демографической ситуации считается так называемый суммарный коэффициент рождаемости (цифры на карте). Он показывает, сколько детей в среднем родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (15–49 лет), если бы интенсивность рождаемости соответствовала той, что существует в рассматриваемый период. На карте данный период – это 2006–2007 гг. Для простого воспроизводства необходимо, чтобы суммарный коэффициент рождаемости равнялся 2,1–2,3

Украинцы преодолевают затянувшийся демографический спад, однако рынок детских товаров не справляется с беби-бумом