Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Сор — в избу. Украинцев захватила мода на апсайклинг

Сор — в избу. Украинцев захватила мода на апсайклинг
В Украине становится популярным глобальное движение апсайклинг — превращение мусора в модные аксессуары и полезные в быту вещи
000

Задумав изготовить для своей выставки трёхметровую скульптуру из пластиковых бутылок, экодизайнер и руководитель арт-галереи «Минус 4» Оксана Шевченко вместе с художницей Ириной Олениной отправилась собирать их по мусорным бакам. «Дома нужного количества пластика не нашлось», — объясняет Шевченко. Когда же они обнаружили его на уличной свалке, нашлись конкуренты. «Бездомные люди стали твердить, что это их территория и только им принадлежит здешний мусор», — смущаясь, вспоминает дизайнер. Сбор бутылок пришлось перенести в другое место. Изготовленная ценой недюжинных усилий скульптура имела огромный успех у посетителей выставки. «Мы её назвали «Победа потребления». Таким образом хотели повысить экологическое сознание украинцев», — объясняет свой замысел Шевченко.


Закупорка. Трудно сосчитать, сколько бутылок вина было выпито, прежде чем
из них соорудили
это кресло. Трезвенникам экодизайнеры советуют за пробками идти в рестораны

Сейчас каждый второй дизайнер или мастер hand-made использует в своих работах бытовые отходы, замечает ведущая спецпроекта «Вторая жизнь вещей» Алина Копица. В Европе эта техника получила название апсайклинг, что можно перевести с английского как «переработка с усовершенствованием». Это движение, зародившееся на Западе восемь лет назад, в Украину пришло только в 2010 году. «В отличие от рисайклинга — переработки мусора с производственными потерями, в апсайклинге результат должен превзойти то, из чего был получен сам мусор», — рассказывает Копица. По данным Минприроды, на сегодняшний день в Украине накопилось 35–36 млрд тонн мусора, что в перерасчёте на каждого жителя составляет 750 тонн. В основном это твёрдые бытовые отходы, темпы ежегодного прироста которых достигают 7%. Энтузиасты и экодизайнеры надеются, что апсайклинг позволит если не снизить количество мусора, то хотя бы заставит людей переосмыслить своё потребление. «За последние тридцать лет человечество потребило треть природных ресурсов планеты. Нам нужно учиться повторно использовать отслужившие своё вещи», — считает Оксана Шевченко.


Безотходная музыка. Американец Билл Метцгар превратил изъеденный термитами рояль Steinway 1885 года выпуска в фонтан и клумбу

В Европе люди готовы платить за апсайклинг-вещи даже больше, чем за аналогичные фабричные изделия. Немалую роль в таком выборе играет не только экосознательность, но и уникальность продукции. «Каждая вещь существует в единственном экземпляре, такую же вы больше нигде не найдёте», — утверждает Шевченко. Во многих странах существую профильные апсайклинг-магазины. Самый известный из них — двухэтажный бутик Merci в Париже, где продают и одежду, сшитую из обносков, и авторскую мебель, изготовленную из вторсырья. Например, газетные столики из скрученных в рулоны газет или садовые кресла из автомобильных шин. В Украине апсайклинг пока развивается силами энтузиастов, вдохновлённых примерами заграничной индустрии. Алина Копица в 2010 году за свои деньги поехала на международный фестиваль Drap-Art в Барселону — давать мастер-класс по апсайклингу. «В аэропорту у меня тогда потерялся багаж, поэтому материалы для мастер-класса, то есть мусор, пришлось собирать по барселонским свалкам», — смеётся мастерица.

У апсайклинга есть множество направлений, каждое из которых обусловлено материалом, предназначенным для переработки. Самые востребованные — бумага, пластик, текстиль. Копица мастерит из пластиковых бутылок не только украшения, но и практичные вещи: люстры, светильники, вазы и т. д. Другие украинские мастера экспериментируют и с более непривычными материалами. Так, рукодельница Анастасия Костенко делает кукол из целлофана, в который в супермаркетах заворачивают продукты. Её коллега Оксана Литвиненко шьёт из старых свитеров мягкие игрушки. А дизайнер-стилист Елена Данько методом декупажа превращает перегоревшие лампочки накаливания в ёлочные украшения.
Приобщиться к движению может каждый желающий — мастер-классы для новичков регулярно проводятся на тематических ярмарках и фестивалях. В галерее «Минус 4», положившей начало апсайклинг-собраниям в Киеве, замечают, что интерес к движению растёт на глазах: если два года назад преобразованием мусора занимались с десяток художников и дизайнеров, то сегодня этим увлекаются люди абсолютно разных профессий.


Лицо с обложки. Из старых журналов апсайклеры создают фотоколлажи. На одну работу уходит до двух дней

«Апсайклинг — самый дешёвый и экологический способ преобразования мусора», — убеждена Оксана Шевченко. А в Украине, где проблема переработки вторсырья до сих пор не решена на государственном уровне, это хобби и вовсе претендует на звание единственного способа уберечь страну от превращения в свалку.


Путь Ильича. Дизайнер-стилист Елена Данько научилась делать оригинальные ёлочные украшения из перегоревших лампочек. Теперь она продаёт их по 25 гривен за штуку


Искусство со свалки. Художник Ирина Оленина собирает скульптуру «Победа потребления» из пластиковых бутылок. Эта работа, по её мнению, должна научить украинцев ответственному отношению к своим покупкам и образу жизни

Сергей Одаренко, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.