Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Цена разрухи. Каждый водитель ежегодно платит за содержание дорог 1400 грн

Цена разрухи. Каждый водитель ежегодно платит за содержание дорог 1400 грн
Средний водитель платит за украинские автодороги 1400 грн. в год. Результат: одна яма на каждые пять метров покрытия
000

Водитель с 12-летним стажем Дмитрий Коптев попал в дорожное происшествие вечером 17 февраля. «На проспекте Ватутина перед машиной увидел серию ям, пытался сманеврировать, но всё-таки в одну выбоину въехал. Раздался звук удара», — вспоминает Коптев неприятный эпизод. После осмотра выяснилось, что колесо его автомобиля пробито в двух местах, а литой диск деформирован. Починка колеса обошлась водителю в 300 грн. Сколько будет стоить замена амортизатора и подвески, он ещё не подсчитал. «Пойму, когда доберусь до сервиса», — говорит Коптев. Одно ему известно точно: причина происшествия — глубокие ямы на дороге. Если юрист не посоветует действовать иначе, Коптев намерен через суд требовать возмещения ущерба от Киевавтодора. Шансы на успех не нулевые: выплаты компенсации уже добились двое других киевлян — в 2012 году водителям Юрию Чудновцу и Станиславу Синюку удалось отсудить у столичной дорожной компании 62 тыс. грн.

Украинские дороги не станут лучше и в будущем: их ремонтируют медленнее, чем разрушается дорожное покрытие. Как сообщили Фокусу в Госагентстве автомобильных дорог (Укравтодор), ямами изрыто почти 37 тыс. км украинских дорог — их пятая часть. За последние 12 лет капитальный ремонт был проведён на 5 тыс. км, из которых 2 тыс. км были отремонтированы специально к Евро-2012. Если темпы реконструкции не ускорятся, то на приведение дорог в порядок уйдёт ещё 85 лет, прогнозируют в Укравтодоре. Рисуя пугающие сценарии, чиновники ведомства как бы намекают: денег на ремонт и строительство дорог им нужно намного больше, чем выделяется. Но водителям, для которых плохие дороги стали символом тотальной коррупции украинской власти, на эти жалобы плевать. Капитально отремонтировав с 2000 года всего 3% автодорог страны, Укравтодор задолжал банкам 28,5 млрд грн.

Ролики в подтверждение
Новая волна возмущения низким качеством украинских автодорог зародилась в социальных сетях. Сразу за первым февральским потеплением видеосервис YouTube заполнили любительские ролики, посвящённые катастрофическому состоянию асфальтового покрытия после зимы. Запечатлённые беспристрастной камерой видеорегистратора, они, как правило, сопровождаются эмоциональными комментариями водителей и пассажиров. Вскоре раздражение из социальных сетей выплеснулось на улицу. 18 февраля по призыву сообщества в Facebook «Я ненавижу Укравтодор» недовольные провели акцию протеста у стен дорожного ведомства в Киеве.


Морально устарели. Мастер бригады дорожных ремонтников Игорь Пеняев считает, что 90% киевских улиц нуждаются в капитальном ремонте

Предвосхитив события, за неделю до них на тему разбитых дорог успел высказаться премьер-министр Николай Азаров. В первых числах февраля он тоже пожаловался на то, что без слёз смотреть на автомобильную дорогу Киев – Одесса невозможно. «Нынешняя зима окончательно добила много километров дорог и улиц», — сказал Азаров, попутно признав, что хороших дорог нет ни в одном областном центре страны.

Дорожники и не отрицают, что в этом году ситуация сильно ухудшилась. В числе причин называют переменчивую погоду, недостачу денег на ремонт и устаревшую сеть дорог. Заместитель главы Укравтодора Владимир Галушко рассказал Фокусу, что плачевное состояние дорог — результат бесконечных циклов замораживания-размораживания дорожного покрытия. «Этой зимой их было 32 — в два раза больше, чем обычно», — утверждает Галушко. Информацией о том, как температурные переходы от минуса к плюсу разрушают украинские дороги, поделился и премьер. «Плюс — снег растаял, вода попала в трещину на дороге. Минус — вода замёрзла, превратилась в лёд, трещина расширилась, проехала машина — трещина стала ещё больше, а потом снова плюс и минус», — написал Азаров на своей странице в Facebook.

Дорога в никуда
Но что бы ни говорили в Киевавтодоре или Укравтодоре, водители им уже не верят. «Каждый год нам обещают новые и отремонтированные дороги, по телевидению оглашают миллионные суммы затрат на ремонт дорожных покрытий, а в итоге каждую зиму асфальт сходит вместе со снегом», — подводит невесёлый итог днепропетровский водитель Олег Хохлов. По его мнению, проблема в несоблюдении стандартов дорожных работ. «Заделать ямы старым асфальтом — это не ремонт. Тем более что дорожные службы зачастую латают дыры под снегом и дождём», — рассуждает водитель, добавляя, что большую часть денег, выделенных на ремонт, разворовывают.


Люди из Facebook’а. Организовавшись в социальных сетях, участники протестной акции под стенами Укравтодора потребовали хороших дорог любой ценой

Ремонт и строительство дорог в Украине по факту финансируется собственниками автомобилей. До 2011 года с них взимался регулярный транспортный сбор, в том числе и при прохождении технического осмотра автомобиля. После 2011-го сбор взимается лишь при первой регистрации транспортного средства. Кроме того, после вступления в силу нового Налогового кодекса в цене каждого литра бензина уже учтён акцизный налог — около 2 грн. Таким образом, заправляя стандартный 50-литровый топливный бак, каждый водитель платит примерно 100 грн. акциза. Этим сбором облагаются и другие виды топлива — дизель и газ. По оценкам источника Фокуса в столичной консалтинговой компании, в 2012 году госбюджет получил около 12 млрд грн. поступлений от топливного акциза. В перерасчёте на одного автолюбителя получается, что каждый заплатил 1400 грн. за содержание сети автодорог.

Яма по-киевски
Февральским утром одна из трёх бригад дорожно-эксплуатационного управления Подольского района латает ямы на окраине столицы. «В январе температура постоянно менялась: днём — плюс, ночью — минус. Такие скачки рвут асфальт», — перекрикивая шум тяжёлой техники, объясняет дорожный мастер Николай Ярошевич.

В холодное время года для восстановления покрытия на киевских дорогах Киевавтодор использует технологию литого асфальта. «Этот материал дороже обычного асфальтобетона, зато с ним можно работать при температуре до -10 градусов, он выдерживает высокую нагрузку и не требует уплотнения», — говорит Ярошевич. По информации Укравтодора, ямочный ремонт 1 кв. метра дороги глубиной 5 см обходится в 356 грн. при использовании литого асфальта и в 270 грн. при использовании горячего асфальтобетона.

К середине февраля ямы на киевских дорогах занимали площадь 98 тыс. кв. метров. Сейчас их устранением по технологии литого асфальта занимаются 26 бригад. «Но из-за дождей и снега разрушаются новые участки. К концу февраля дорожное покрытие будет разрушено на площади 300 тыс. кв метров», — прогнозируют в Киевавтодоре.

Заполнение ям литым асфальтом — лишь временное решение проблем, говорит мастер бригады Игорь Пеняев. «То, что мы сейчас делаем, это аварийный ремонт, латки продержатся максимум год. И дело не в качестве материалов — они как раз достаточно прочные. Чтобы дороги не разрушались так быстро, нужно регулярно, раз в 10–15 лет, проводить капитальный ремонт: полностью менять дорожное покрытие и основание. Большая часть киевских улиц в последний раз реконструировалась 20–30 лет назад», — объясняет дорожник.


Ищу виноватого. Рекламист Дмитрий Коптев въехал в яму на одной из столичных проспектов и готовится потребовать возмещения ущерба от Киевавтодора

Как сообщили Фокусу в Киевавтодоре, в прошлом году корпорация получила на текущий ремонт 15,7 млн грн. «Это составляет 6,6% от норматива, и это самый низкий показатель за последние 15 лет», — жалуются в Киевавтодоре. Выделенных денег хватило на то, чтобы справится с ямами весной 2012 года, подготовить основные въезды в Киев и маршруты движения гостей и участников Евро-2012. «Все объекты, выполненные к Евро, находятся в удовлетворительном состоянии, а мысль, что все дороги, отремонтированные к чемпионату, «разлетелись», ошибочна», — уверяют в Киевавтодоре.

Не лучше и в зоне ответственности Укравтодора: ведомство отвечает за 170 тыс. км дорог за пределами населённых пунктов. «Сеть автодорог была построена в 70-х годах прошлого века. Они эксплуатируются 30–40 лет, а иногда и все 50 лет без ремонта», — рассказывает Фокусу Владимир Галушко. По его словам, межремонтный срок в 15 лет пропущен три-четыре раза.

Представители Госагентства утверждают, что существующие дороги построены по устаревшим нормативам и не рассчитаны на большие нагрузки. «Сегодня по этим дорогам ездит очень тяжёлый транспорт. Он создаёт давление на полотно в 1,5 раза большее, чем было рассчитано по проекту», — рассказывает Владимир Галушко. «И год из года интенсивность разрушений, особенно после зимы, увеличивается», — утверждает советник председателя правления Укравтодора Евгений Прусенко.

Куда уходят деньги
В государственном бюджете Украины на 2013 год на потребности Укравтодора предусмотрено 13,5 млрд грн. Только 38% этой суммы пойдёт на ремонт и строительство автомобильных дорог общего пользования. За эти деньги планируется построить почти 30 км новых дорог и капитально отремонтировать 54 км полотна. Даже в сумме это меньше десятой доли процента от протяжённости существующих дорог.

А вот остальные деньги, более 60% предусмотренной бюджетом суммы, пойдут на обслуживание огромных долгов Госагентства. Последние пять лет большую часть своего годового бюджета Укравтодор тратит на выплату процентов по банковским кредитам. В 2013 году на эти цели будет потрачено 8,4 млрд грн. Всего Госагентство задолжало 28,5 млрд грн. В списке крупнейших кредиторов — Европейский инвестиционный банк, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития.

Несмотря на отсутствие зримых результатов и впечатляющие суммы долгов Укравтодора, чиновники утверждают, что бюджетными деньгами ведомство не злоупотребляет. В официальном отчёте Укравтодора за 2012 год сказано, что случаев коррупции среди должностных лиц Госагентства зафиксировано не было.

Генеральная прокуратура Украины посчитала иначе. Во втором полугодии 2012-го в Укравтодоре прошла серия проверок. Выяснилось, что не всё так честно, как описывали представители Госагентства. Больше всего коррупционных схем проверки выявили в сфере госзакупок. Часть из них проводилась по завышенным ценам. Как сообщили Фокусу в пресс-службе Генпрокураторы, общая сумма закупок, проведённых с нарушением тендерных процедур, — 433 млн грн. Другая популярная среди должностных лиц Укравтодора коррупционная схема — завышение объёмов и стоимости работ, для чего в некоторых случаях использовались фиктивные фирмы. Сумма нарушений — 177 млн грн.

По итогам прокурорских проверок в Единый реестр досудебных расследований внесены данные о совершении 105 уголовных преступлений. Однако в Укравтодоре готовы побороться: зампред ведомства Владимир Галушко сообщил Фокусу о том, что 65% нарушений, выявленных прокурорскими проверками, юристы Укравтодора оспаривают в суде. «В некоторых областях уже есть позитивные решения судов в пользу предприятий, подчиняющихся Укравтодору», — подчёркивает Галушко.

В будущем борьба за лучшее качество украинских дорог вряд ли обойдётся без судов и прокуратуры.

Игра цифр
37 тыс. км украинских дорог изрыто ямами
28,5 млрд грн. задолжал Укравтодор западным банкам
1400 грн. в год платит в среднем каждый водитель за содержание дорог
85 лет понадобится на латание дыр, если ремонт будет проводиться нынешними темпами
300 тыс. м2 — прогнозируемая площадь ям на киевских дорогах к концу февраля 2013 году

Виталий Атанасов, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.