Жизнь low cost

Малозатратная жизнь в Европе не просто в моде – она превратилась в новую экономическую модель

Related video

Решив однажды посвятить субботнюю кулинарную передачу на телеканале France-Inter приготовлению блюд стоимостью менее 5 евро, Жан-Пьер Кофф не на шутку удивился. За свою жизнь он исследовал немало рынков и утверждает, что ничего подобного не видел со времен войны. Господа в галстуках копошатся в мусорных ящиках, шикарные дамочки покупают на парижских рынках спаржу, а бизнесмены постоянно брюзжат, что у них пустые кошельки.

Г-ну Коффу самое время вспомнить бабушкину стряпню и найти в своей библиотеке кулинарные книги, изданные еще во времена кризиса 1929 года. Правда, блюда, которые готовит Жан-Пьер, не очень-то соблазнительные. Например, отварные рыбьи головы ("200 г на человека, и всего за 1 евро – куда уж лучше?"), суп из ботвы редиса или рагу из языка ягненка.

Дешево и не стыдно
Когда покупательская способность на нуле, а цены на базовые продовольственные товары зашкаливают, приходится учиться потреблять по-новому, зачастую проявляя при этом немалую находчивость.

Low-cost авиакомпания EasyJet и ей подобные вроде Ryanair произвели революцию в авиаперевозках. Потом был Renault со своим Logan. А еще – Ikea с мебелью "сделай сам" и короли жестких скидок – немцы Lidl и Aldi, бизнес которых, несмотря на мрачные прогнозы, показал позитивный рост.

Им на пятки наступают Auchan, Carrefour и другие. Даже парикмахеры стараются работать экономно. Tchip Coiffure, например, предлагает отказаться от шампуня, и за счет этого цены на услуги вне конкуренции. "Все предприятия стремятся в низкобюджетный сегмент прежде всего потому, что они сами хотят снизить свои издержки. Достичь этого просто: надо заставить работать потребителя – это дешево и доступно", – отмечает социолог Мари-Анн Дюжарье.

Роберт Рошфор, директор Исследовательского центра по изучению и наблюдению условий жизни, обратил внимание на феномен low-cost лет 10 назад. С тех пор он стал еще более актуальным. "Потребители постепенно начинают вести себя как настоящие предприниматели. Они объявили: смерть затратам, и всеми силами пытаются сокращать свои издержки", – говорит г-н Рошфор.

Даже богачи не стыдятся захаживать в дешевые супермаркеты. "Раньше львиную долю наших покупателей составляли люди малоимущие. Теперь наши новые клиенты паркуют свои Audi прямо перед магазином", – смеется директор супермаркета-дискаунтера Lidl.

Кредо нового потребителя – взвешенность. "Французы все просчитывают. Они предпочитают наполнять свои продуктовые тележки в дешевых супермаркетах, чтобы иметь возможность потом купить себе дорогой телевизор", – говорит Оливье Жерадон де Вера, директор института маркетинга Iri-Secodip.

Скупердяи онлайн
Отличную возможность сэкономить дает интернет. Только за прошлый год электронная торговля выросла на 35%. Ради экономии киберпокупатели часами сравнивают цены на одних сайтах, а на других скрупулезно изучают мнения потребителей.

Благодаря подобным интернет-ресурсам 15 тыс. французов экономят более тысячи евро в месяц. "Наш слоган "стань скупым" никогда еще не был настолько актуален, – признается гендиректор интернет-компании PriceMinister Пьер Коцуско-Морисет. – Самый удачный для нас месяц в году – январь, когда люди возвращают не понравившиеся им новогодние подарки: французы в этом плане без комплексов".

Может, вы хотите поскорее избавиться от лошадиного навоза, который наполнил зловонием ваш гараж? Хотите продать карликовую козу за 55 евро или картину за 1 евро, увековечившую Джеймса Дина? Вы продаете домашние пирожки или куриные яйца по 4 евро за десяток? Leboncoin.fr – сайт для безденежного обмена. На нем можно найти от 2 до 3 млн. товаров одновременно.

Этот бартерный сайт был создан в 2006 году и чем-то напоминает чердак. По словам создателя сайта Оливье Айзака, тут продают не только автомобили и дома, но даже "пятилистный клевер". Ежедневно сайт посещают около 800 тыс. человек, это в основном жители северных регионов, где с покупательской способностью дела обстоят неважно. Зато с обменом тут все в порядке.

Охотники за скидками
"Всем сейчас нелегко. Правительство для нас ничего особо не делает, вот нам и приходится выкручиваться самим. Мы меняемся детской одеждой, мебелью – всем. А среди моих друзей все больше тех, кто выращивает овощи на своем огороде", – рассказывает 30-летний Грэгори. Он отец троих детей, а в прошлом – борец за экологию в рядах Greenpeace. "Быть "зеленым" тоже выгодно. Я, например, на рынок езжу на велосипеде", – говорит Грэгори.

А вот у Йогана из Тулона выбора нет: автомобиль ему необходим для работы. Он нашел выход: заливает в бак рапсовое масло. "Это, конечно, нелегально, но ведь все хитрят. Кто-то тайно подрабатывает, кто-то крадет интернет-абонементы или использует IP-адрес своих соседей, чтобы бесплатно качать музыку и фильмы", – отмечает Йоган. Его жена с тех пор, как пошла в декретный отпуск, все дни напролет собирает бесплатные образцы косметики и скидочные купоны.

Всеобщая страсть к экономии только на руку Жерому Саватте. "Дешевой жизнью" он увлекается с 14 лет. Тогда в конкурсной игре он выиграл часы. Повзрослев, Жером совершил кругосветное путешествие, не заплатив ни цента, выиграл скутер, массажное кресло и множество разных подарков. В своей маленькой квартире в Париже этот 33-летний мужчина самостоятельно продвигает четыре low-cost интернет-проекта и собственный блог. С их помощью он ежемесячно получает 1,5 тыс. евро.

А Жак Сидмэн уже третий раз публикует путеводитель по бесплатному Парижу, который разошелся тиражом 14 тыс. экземпляров. В то время как покупательская способность находится в свободном падении, этот неисправимый оптимист собирается показать нос кризису, хорошо при этом повеселившись.

Голова в муке
Экономия стала золотой жилой и для телевизионщиков. Еще в 2007 году Жюльен Курбе запустил на TF1 передачу о бытовых секретах. И, как оказалось, попал в точку. Его аудитория – а это 6,5 млн. человек – еженедельно в прайм-тайм узнает, что, разрезав огурец, можно получить дешевый и экологически чистый дезодорант, если потереть им под мышками. Банановая кожура станет замечательным кремом для обуви, а мука заменит шампунь.

В дешевых супермаркетах, тщательно перебирая скидочные купоны и толкая свои продуктовые тележки, которые с каждым разом наполняются все меньшим количеством продуктов, потребители наблюдают за ростом цен. Перед ним они безоружны. Поэтому вся их жизнь превращается в сплошной low-cost.

По материалам журнала Le Nouvel Observateur