Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Изобразительное искусство

Ад в музее. Что случилось в Мыстецком Арсенале

Ад в музее. Что случилось в Мыстецком Арсенале
Украинский художник Владимир Кузнецов, чья работа была закрашена на выставке в «Мыстецком арсенале», рассказал Фокусу о народном восстании, вандализме и Страшном суде
000

В музейном комплексе «Мыстецкий арсенал» в Киеве начала работать выставка «Великое и величественное», посвящённая 1025-летию Крещения Руси. Помпезное открытие (на нём присутствовал президент Виктор Янукович) сопровождалось скандалом. Накануне гендиректор музейного комплекса и куратор выставки Наталья Заболотная собственноручно закрасила работу пока малоизвестного украинского художника Владимира Кузнецова чёрной краской, назвав свои действия «перформансом». Она заявила, что художник нарисовал не то, что было заказано, — изначально договаривались о сюжете по мотивам событий во Врадиевке, где жители штурмовали отделение милиции.


Объятые пламенем. Так выглядел мурал Кузнецова до того, как его закрасили чёрной краской

В ответ Кузнецов обвинил Заболотную в цензуре. Уничтоженная работа представляла собой мурал — роспись на стене размером 6 на 11 метров. Художник изобразил горящих в адском пламени коррумпированных чиновников и милиционеров, пьяных «мажоров» и неправедных священников. По словам Кузнецова, это классическая вариация библейского сюжета о наказании грешников во время Страшного суда.

Почему вы решили участвовать в выставке «Великое и величественное»?
От участия можно было отказаться, но тогда я лишился бы возможности высказаться на важные для меня темы. Эта выставка показалась мне подходящей площадкой для работы, в которой должны были соединиться три основных мотива: традиционный — классические сюжеты Страшного суда, современный — горячие новости с первых страниц медиа и национально-исторический — Колиивщина, кровавое народное восстание, жестоко подавленное властями.

К слову, я был приглашён именно потому, что моя предыдущая работа «Колиивщина: Remanufacture», выполненная в Центре современного искусства в замке Уяздовском в Варшаве, привлекла внимание кураторов выставки в «Мыстецком арсенале» Натальи Заболотной и Александра Соловьёва. Всё это я объединил под названием «Колиивщина: Страшный суд».

Наталья Заболотная назвала закрашивание мурала чёрной краской перформансом и высказыванием против «дерзости некоторых художников». Как вы оцениваете действия Заболотной?
То, что сделала куратор, — это акт вандализма и бюрократического подхалимства.

Почему она пошла на такой шаг?
Возможно, испугалась, что тем, кто финансирует выставку, не понравится работа и они откажутся давать деньги. Но представитель музея, галереи не может так действовать, это тупик. У художника должна быть возможность свободно выражать свою позицию.

Для этого необходимо прекратить преклоняться перед властными иерархиями и работать с художниками по прозрачным правилам. Без этого «Арсенал» как художественная институция не имеет будущего.

Заключали ли вы с «Мыстецким арсеналом» контракт, в котором прописаны права и обязанности сторон?
Нет, никакого договора мы не заключали. Отсутствие контракта — общая практика почти во всех художественных учреждениях страны. Приходится верить на слово.

Вы отказались от гонорара за уничтоженную работу?
Предполагалось, что я получу гонорар за участие в выставке и выполненную работу, а не уничтоженную.

Намерены ли вы подать в суд на «Мыстецкий арсенал» или Наталью Заболотную?
Это не исключено. Некоторые юристы советуют так поступить, но я пока не принял окончательного решения.

Кому в данном случае выгоден скандал?
Скандал выгоден тем, кто отстаивает принципы прозрачности и открытости в работе музеев и галерей.

Сразу после открытия выставки Наталья Заболотная, по словам её помощников, уехала за границу. К моменту сдачи номера в печать Фокус так и не смог получить комментарий гендиректора музейного комплекса, но готов предоставить такую возможность.


Остался доволен. Открывать выставку гендиректор «Мыстецкого арсенала» Наталья Заболотная (справа) позвала президента Виктора Януковича

Христианский след. По задумке организаторов, выставка должна показать, как сильно христианство повлияло на развитие украинской культуры

С чёрного листа. Молодые украинские художники на открытии выставки устроили акцию протеста в знак солидарности с «отцензурированным» Кузнецовым

Виталий Атанасов,
Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.