Под грифом "фантастика"

Научную фантастику больше не читают в вагонах метро и автобусах. Она вымирает, уступая место фэнтези. Такое будущее жанра фантасты прошлого не могли предсказать и в самих смелых своих прогнозах. Однако Четвертая международная ассамблея фантастики «Портал-2007», проходившая в рамках Киевской Весенней книжной ярмарки, лишь подтвердила эту тенденцию

Related video

Американский писатель с 35-летним стажем Джон Краули в дни ярмарки выяснил для себя, что Булгаков является не только русским, но и в какой-то степени украинским автором. "Мастера и Маргариту" он называет лучшим образцом жанра фэнтези. К слову, причастность Михаила Афанасьевича к жанру особо подчеркивалась в ходе выставки. Под председательством писателя Сергея Дьяченко прошел круглый стол "Михаил Булгаков и современная фантастика", да и весь день 20 апреля на ярмарке был объявлен Днем Булгакова.

Следовательно, авторы самого передового направления фантастики хорошо понимают критерии качества жанра. А дискуссия, затеянная издательством "Зелений пес" на тему "Фантастика: литература для инфантильных или новая реальность?" — не более, чем провокация для непосвященных.

Лапти с лукоморьем
Какая уж там "новая реальность", если агония научной фантастики началась еще десять лет назад? До этого она худо-бедно издавалась, подпираемая авторитетом братьев Стругацких. Но, сколько веревочке не виться… Вслед за увяданием жанра как-то исподволь сошел на нет и кибер-панк. Место безвременно ушедших жанров занял "роман Пути" и славянское фэнтези. Теперь и они почти слились воедино.

Еще автор "Кому на Руси жить хорошо" подмечал: существуют два вида литературы: борющаяся с невежеством, и его эксплуатирующая. Славянское фэнтези относится ко второму.

Сабли-кольчуги, лапти с лукоморьем, звучные славянские прозвища, авторских мыслей — хорошо, если полторы, — все это хорошо знакомо нашему читателю. Критики стенают: "писатели превратились в поденщиков". Но, как сказал еще один классик, чего хочет публика, тем и бывает литература.

— Для украинской читающей аудитории в равной мере актуальны все жанры, в том числе — научная фантастика, — уверен писатель и литературовед Дмитро Стус. — Я думаю, как минимум процентов 20-30 читателей Украины еще читают фантастику. Но, с другой стороны, у нас, к сожалению, нет особенно интересных, раскрученных новинок в этом жанре. Все как-то сбились на фэнтези, на придуманные миры. Украинскую научную фантастику, безусловно, нужно развивать. А развивать — значит, поддерживать автора. Такой возможности пока нет…

Не фантастика, а беда
На первый взгляд — мысль верная. Но кто гарантирует, что у искусственно вскормленных литературных големов будет читатель? На стенде издательства братьев Капрановых "Зелений пес", специализирующегося на фантастической литературе, в дни ярмарки можно было приобрести сотни две романов соответствующего жанра по акционной цене 10 грн. за штуку. Прилавок пестрел разноцветными обложками, нередко — громкими именами авторов. Было заметно, что изданы книги не на самой дешевой бумаге. Тем не менее, торговля ими шла ни шатко, ни валко.

Только цифры
1 000 – таков средний тираж книг
в жанре фантастическая литература,
издаваемых в Украине.
45,1% населения страны вообще не читают художественную литературу
(в том числе и фантастику).
51% женщин покупают книги и лишь 33% мужчин, но соотношение среди читателей фантастики – 35% и 65%
соответственно.
4 – количество сетей книжных магазинов в стране.
93% книжного рынка Украины принад-
лежит российским издательствам.
0,3 книги на душу населения в год – столько издается художественных книг (в том числе и фантастики) отечественными издательствами.

Разумеется, выставка — не букшоп. Однако главная тенденция видна и здесь. О ней говорят сами книготорговцы. Книге приходится конкурировать с Интернетом, в котором немало информации и текстов, за которые не нужно платить (это существенно, поскольку минимальная зарплата украинца является эквивалентом цены всего 8-10 мало-мальски прилично изданных книг). Но не только в этом загвоздка…

— Писатель, который не способен ничего выдумать, не достоин называться писателем, — заметил на открытии Ассамблеи российский литератор Дмитрий Быков.

Кому, как ни ему, знать главную беду нынешних фантастов: они больше не производят идей. Свифт тоже писал забавные книги, а Моцарт сочинял музыку для развлечения. Но серьезная сторона жизни не исчезала из их работ.

— Кроме киевской выставки мне несколько раз приходилось посещать ярмарки, посвященные фантастике, — говорит Джон Краули. — К сожалению, в Америке нет специализированных ярмарок по этой теме. Самая масштабная, официально финансируемая государством, проводится во Франции, в Нанте, городе, где родился Жюль Верн. Разумеется, бывая на ярмарках, я всегда мечтаю обнаружить фантастический роман, который меня чем-то удивит. Но это случается все реже. Я думаю, фантастика 60-х, 70х и даже 80-х годов упустила многие прогнозы. В этом причина ее кризиса. И сейчас ситуация обстоит так, что наука быстрее расширяет горизонты возможного. Фантастика от нее отстает. Фэнтези, напротив, уводит людей от действительности. И по этой причине жизнеспособнее. Но скудость содержания и ее неизбежно приведет к кризису.

Куча мала

Известный фантаст Алексей Калугин (по его книгам снимались кинофильмы "Лунная радуга" и "Акванавты"), считает: причина кризиса — в фантастическом конвейере, рабами котрого стали многие молодые писатели:

— Когда я знакомлюсь с текстами некоторых нынешних авторов, у меня складывается впечатление, что книг они вообще не читают — только фильмы смотрят. Их тексты построены по принципу киносценариев: эпизод — монтажная склейка — следующий эпизод. Мне кажется, что проблему создали и книгоиздатели, которые свели все, что пишется, под одну вывеску "Фантастика" и стали экономить на зарплате литературных редакторов. В западных книгоиздательствах литературная фантастика и "трэшевое" чтиво четко разграничены. Там литература ужасов, мистика, фэнтези, сайенс-фикшн существуют как самостоятельные и самодостаточные жанры. Никому не придет в голову публиковать под маркой "фантастика" роман о вампирах или мертвецах. Ни один издатель не станет выпускать "трэш" в твердой обложке. У нас же все свалено в одну кучу, и выудить из нее что-то стоящее можно только в том случае, если знаешь имена, на которые можно ориентироваться. Куча книг под общим грифом "фантастика". Выбор превращается в лотерею…

Новинки-2007
Стопроцентных новинок в жанре фантастики было представлено на выставке немного. Самая яркая — презентация нового романа Марины и Сергея Дьяченко "Vita Nostra", "книги о границах жизни", на который писатели возлагают большие надежды. Из молодых писателей Дьяченко советуют обратить внимание на Владимира Аренева, Яну Дубинянскую, Михаила Назаренко, Илью Новака и Лео Каганова. Вообще же, по мнению фантастов, открытие нового имени в их жанре — редчайшая редкость. В русско- и украиноязычной фантастике появляется около 100 дебютов ежегодно. Огромное число, но останутся из них в литературе считаные единицы.

Должно быть, по этой причине "профильное" издательство "Зелений пес" приняло решение свернуть серию "Алфизика", в которой публиковались молодые украинские авторы. Вместо нее свет увидит другая — "Мейнстрим", в которую включены произведения более маститых писателей. Уже выпущены две книги этой серии: "Мангус" Владимира Аренева и "Зруйновані зорі" Валентина и Олега Авраменко.

Еще несколько "премьер" не остались незамеченными: сборник рассказов Генри Лайона Олди (в миру — Дмитрия Громова и Олега Ладыженского), фантастический триллер "Пентакль", а также романы в жанре фэнтези Яна Нэза "Маска" и "Властелин старости".

Самые популярные новинки в жанре фантастики на выставке отсутствовали (не считая нескольких позиций). В украинских и российских букшопах на сегодняшний день лидируют: "Извлечение троих" Стивена Кинга, "Дракула" Брэма Стокера, "Высокий замок" Станислава Лема, "Покушение" Сергея Шияна, "Хребты безумия" Говарда Лавкрафта, "Толмач" Родриго Кортеса и "Ключи от Рая. Часть 1" Антона Медведева.