Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Как хулиганский паблик-арт поднимает социально "горячие" темы в Украине

Как хулиганский паблик-арт поднимает социально "горячие" темы в Украине
Вместо холстов — стены домов и заборы, вместо кистей — баллончики с краской, трафареты и металлические трубки для взлома ситилайтов. Паблик-арт — искусство на грани хулиганства
000

Посреди тротуара, по которому молодые мамы катят коляски с младенцами на прогулку в Шевченковский парк Киева, припарковался автомобиль. Как раз возле ситилайта с изображением российского портретиста Никаса Сафронова, чья выставка откроется в столице в начале декабря. На моих глазах художник Дмитрий (имя изменено) вскрывает ситилайт с помощью металлической трубки. Стекло поднято. Постер отстёгнут. Его место занял другой. На нём изображена рука, сжимающая шило. Над ней руководство к действию: «Мешает машина —
проколи шину!» Художник аккуратно водворяет стекло на место. За ним наблюдает подросток лет тринадцати. Старательно шевеля губами, он читает плакат. «Шилом хрен такие колёса проткнёшь», — справедливо замечает парнишка и убегает. Шины действительно толстые.

Передвинул. Через час возле постера не осталось ни одной машины — разъехались

Паблик-арт появился в Украине в начале нулевых. У искусства на грани хулиганства — чёткий социальный посыл. Уличные художники пытаются не только заявить о себе, но и изменить жизнь. Разумеется, к лучшему. «На самом деле мы ничего не нарушили, не украли, не сломали, — объясняет Дима с нежной улыбкой Будды. — Просто поменяли коммерческую рекламу на социальную». Месседжи человечеству он выбирает спонтанно. «Мути добро и беги» — этот, например, подсказали знакомые. Каждый плакат живёт от пары часов до нескольких месяцев. Всё зависит от того, как быстро на него обратят внимание власти.

Главное внизу. Художник Александр Курмаз стоит возле своей работы в Киеве — цветной линии на асфальте

Плакат с гламурным художником Сафроновым напоминал свежеснятый скальп врага и был выброшен художником в ближайший мусорный бак. Тем же вечером фото ситилайта с хулиганским постером появилось в соцсетях и вызвало бурную дискуссию.

В отличие от Дмитрия, другой апологет паблик-арта киевлянин Александр Курмаз не шифруется. В этом году он стал номинантом премии PinchukArtCentre 2013. Серия его работ называется «Действие/Противодействие». «Не философствуй, а сексуальным отношениям поспособствуй!» — гласит монументальная надпись на крыше Бессарабского рынка.

Шарик и другие
В августе этого года крымская милиция по всему полуострову разыскивала граффити, на котором президенты Украины, России и Беларуси курили «кальян». Автор работы, фото которой накануне появилось в сети, — житель Симферополя, творящий под псевдонимом Шарик, уже несколько лет портит нервы местным властям. Например, расписывает портретами Виктора Януковича и Николая Азарова мусорные баки напротив здания Верховного Совета Крыма. О Шарике известно мало. К какой-либо арт-группе он себя не причисляет. Свою деятельность считает смесью искусства и вандализма. Одна из главных тем его творчества — одиночество и бесприютность человека. Самая известная работа — ребёнок, у которого вместо головы воздушный шарик, а в руке иголка.


Укусил. Центральным персонажем работы Владимира Кузнецова на стене Дома музыки в Терни является капитолийская волчица, молоко которой достаётся священникам и мафии

Шарик — далеко не самый радикальный представитель «уличного искусства». В прошлом году страну поставило на уши трафаретное изображение «человека, похожего на Януковича», с кровавой дыркой во лбу. Авторы — жители Сум Владимир Никоненко и Игорь Ганенко получили срок за хулиганство. Реакция улицы была мгновенной — такие же отпечатки появились на стенах домов по всей стране.

То, что настенная живопись может быть инструментом агитации, быстро сообразили политики. «Обычно происходит так, — рассказывает Фокусу харьковский художник Роман Минин. — К перепуганным граффитчикам приезжает чёрная машина, выходит какой-то чел, даёт в руки эскизы, скачанные из интернета — Эйфелеву башню, ещё что-то. И говорит, что сегодня мы рисуем «Украина за НАТО» и «Да здравствует Европа». Завтра приезжает другая машина, от оппонентов. Говорят: «Сегодня мы рисуем «Украина против НАТО». И вручают другие эскизы тоже из интернета — с бомбами». Деньги за такую работу платят небольшие. Подростки и вовсе соглашаются работать за бесплатные баллончики с краской.

Модной фишкой сейчас стали 3D-граффити. Киевский художник Олег работает в этой технике. С помощью рисунков на стенах ресторанов и кафе он визуально уплотняет или увеличивает пространство. Цена заказа — от 150 до 400 грн. за квадратный метр. Год назад перед выборами в Верховную Раду граффитчику позвонили представители одной из партий и предложили нарисовать на асфальте 3D-карикатуру на известного нардепа, который бы пожирал другого извест­ного депутата. Несмотря на солидный гонорар, Олег отказался — себе дороже. Имена героев карикатуры и заказчиков назвать Фокусу отказался.

Белым по серому
В этом году на стенах харьковских многоэтажек появились портреты известных личностей, имевших отношение к городу. Со стен домов на прохожих смотрят лётчица Валентина Гризодубова, певица Клавдия Шульженко, физик Лев Ландау, актёры Людмила Гурченко и Леонид Быков. Среди почётных харьковчан оказался даже 35-метровый Юрий Гагарин в скафандре на фоне космического корабля «Восток-1». Присутствие уроженца российского села Клушино авторы объяснили тем, что Гагарин является почётным гражданином многих украинских городов.
По словам художника Романа Минина, власть пытается монополизировать публичное пространство. По официальному прайсу на «монументалку», минимальная стоимость эскиза — 11 000 грн. Это треть общей стоимости работы. С техническим райдером набегает до 40 000. Группа из пяти граффитчиков получает в лучшем случае по 2000 на руки. Судьба остатка, как правило, неизвестна.

Минин организовывал фестиваль стрит-арта в Харькове, но в последнее время на родине работает редко. В этом году талант художника оценили в Хельсинки, где он участвовал в фестивале RE-PUBLIC. Минин создал под мостом граффити под названием Snow-Den/Bear-Logic с изображением скандального экс-цэрэушника Эдварда Сноудена. Поначалу местные полицейские не оценили стараний Романа — его забрали в участок. После трёхдневных переговоров с чиновниками ему разрешили продолжить, правда, без использования краски. «Нам нравится серый цвет моста», — аргументировали запрет на краску местные бюрократы. Тогда харьковчанин пошёл в ближайший супермаркет и скупил у них почти всю муку. Сварил клейстер, которым и нарисовал картину. Художник был уверен, что век этой работы будет недолгим. Так бы, вероятно, и случилось, если бы не финский министр культуры. Приехав на велосипеде, без свиты, он осмотрел «Сноудена» в шапке-ушанке и распорядился портрет не стирать, а охранять от вандалов.

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы
«Хулиганский» паблик-арт — медицинская карта, по которой можно судить о болезнях страны. «Разрешённый» — свидетельство уровня демократии. В конце июля в киевском «Мыстецком арсенале» разразился скандал. Накануне открытия выставки «Великое и величественное», на которой ожидали президентов Украины и России, а также патриарха УПЦ Владимира, директор «Арсенала» Наталья Заболотная закрасила чёрной краской настенную роспись Владимира Кузнецова «Колиивщина: Страшный Суд». На ней были изображены горящие в аду судьи, священники и депутаты, пьяные мажоры за рулём. Благодаря нервному срыву Заболотной имя молодого художника оказалось у всех на слуху.

Кузнецов показывает мне свои «уличные» работы на компьютере. Я узнаю фигурку растерянного человечка с крылышками и православный крест, который перечёркивает символ доллара. Лет семь назад такие фигурки можно было увидеть на улицах Киева. Сейчас «Бомбингом» (хулиганский стрит-арт) Кузнецов занимается редко. Сегодня его привлекают другие материалы и пространства. В Словении на одной из выставок он предложил бойцам обстрелять машину, на которой в 90-е ездили местные бандиты. Стрелки должны были попадать в линии, обозначенные художником на машине. Пробоины от пуль на капоте стали контурами карты Югославии и маленькой Словении, когда-то входившей в состав уже несуществующей страны. Ещё там было слово «Вставай!». Этот же призыв, только на итальянском языке, он оставил на Доме музыки в спальном районе итальянского городка Терни. На этой росписи капитолийская волчица кормит молоком священников и мафиози.

В Италию его пригласила местная галерея искусства после скандала в «Арсенале». Вначале предполагалось, что на здании Академии архитектуры украинец напишет картину на злобу дня. Сюжет такой: над карикатурными фигурами священников-педофилов и мафиози а-ля Берлускони возвышался Давид Микеланджело с коктейлем Молотова в одной руке и книгой в другой. Этот эскиз чиновники Терни приняли, но власти провинции, связанные с партией Берлускони, забраковали. Художник показывает мне фото его работы, нарисованной на стенах PinchukArtCentre в 2011 году. Это римейк офорта Василия Касияна, на котором рабочие и крестьяне бегут бить буржуев. На одной из его картин значится Memento Mori — помни о смерти. Если помнить о смерти, не станешь растрачиваться впустую.

Я общаюсь по скайпу с Николаем Ридным, одним из создателей харьковской арт-группы SOSkа. Видеокартинка чёрно-белая и прерывается. У Ридного волосы зачёсаны назад, из-за этого он кажется юношей из 30-х годов прошлого века. Художник рассказывает о том, как в Люблине перед зданием мэрии установил тридцатиметровые железнодорожные рельсы. Так, чтобы они перегораживали вход. «Дискомфорт заставляет людей задуматься», — говорит он. Рельсы использовал для двух типов колеи — нашей и европейской. Из-за нескольких сантиметров разницы ежедневно по два-три часа на границе простаивают поезда. Ждут, пока сменят колёса.
Чтобы понять разницу между Украиной и Европой, достаточно попробовать проехать нашими колёсами по их рельсам. Или вообразить себе конструкцию, подобную люблинской, перед киевской мэрией. Пока представить себе это так же трудно, как украинского министра на велосипеде.

Из того, что было
Известные мастера уличного искусства
Бэнкси — псевдоним английского граффитчика, настоящее имя которого неизвестно. Рисует на стенах при помощи трафаретов. Продал свою работу «Борьба с вредителями» за $1,9 млн. Кроме рисования на стенах, развлекался осовремениванием шедевров путём добавления в картины химических отходов и бытового мусора.

Марк Дженкинс — современный американский художник, известен благодаря скульптурам из прозрачной плёнки и скотча. Работы первой «уличной» серии Дженкинса (слепки с его тела, сделанные при помощи упаковочной ленты) были установлены на улицах Рио-де-Жанейро и Вашингтона.

Blu — итальянский граффитчик. Стал знаменит благодаря огромным работам на фасадах зданий. Художник много путешествует, его работы можно встретить по всей Европе и в Южной Америке. В интернете известен как автор видео под названием Muto, в котором оживают нарисованные на стенах зданий монстры и люди.

Оксана Савченко, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.