Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Как Евромайдан делает революцию в украинском театре

Как Евромайдан делает революцию в украинском театре
В Киеве прошла премьера украинско-швейцарского спектакля «Гамлет. Вавилон». События на Евромайдане вдохнули жизнь в этот проект
000

Пьеса «Гамлет» — как популярный дет­ский конструктор «Лего», из неё можно сделать что угодно. Премьера новой интерпретации самого знаменитого произведения Шекспира состоялась 29 ноября в одном из павильонов киностудии Довженко. Украинскую сторону в этом проекте представляют режиссёр Дмитрий Костюминский, актрисы Татьяна Гаврилюк и Виктория Литвиненко, швейцарскую — поляк Бартоломей Созански (живёт в Швейцарии). Автор текста по мотивам шекспировской пьесы — украинский поэт и прозаик Екатерина Бабкина.

30 ноября, после избиения бойцами «Беркута» студентов, митингующих на евромайдане, спектакль заиграл новыми смыслами — украинцы рвутся в тот мир, одним из символов которого является Гамлет. Текст обрёл красоту и энергию. У актёров появилась харизма и злость. События в социуме дали энергию театральному действу. Шелуха была содрана и со зрителей, и с актёров. Возник второй план, без которого всё происходящее на сцене не имеет смысла. Спектакль обрёл стиль. «У Жанны д’Арк был стиль. У Иисуса был стиль», — говорил писатель Чарльз Буковски. У украинских политиков нет стиля, у постановки «Гамлет. Вавилон» его тоже не было. До 30 ноября.

Потерялась. Поэт и прозаик Екатерина Бабкина говорит, что потерянность человека — главная тема её версии «Гамлета»

Мирная репетиция
«Это эпилепсия!» — в тёмном павильоне киностудии Довженко раздражается осветитель Маша. Обстановка на прогоне спектакля нервозная — через несколько часов премьера. Актёры «Гамлета. Вавилон» репетируют в шапках и тёплых куртках. В павильоне холодно, как на улице. На экране, натянутом на заднике импровизированной сцены, показывают видео: на тёмном фоне, как в тетрисе, падают кубики. На сцене валяются куски угля. Кто-то из постановочной группы просит показать финальное видео — экран смерти, заставку, появляющуюся при аварии операционной системы компьютера. В кромешной темноте звучит крещендо — пробуют звук. В постановке используются флейта, две виолончели, бас-гитара. Музыку написал Алексей Ретинский, который сейчас живёт и учится в Швейцарии.

Режиссёр Дмитрий Костюминский подклеивает что-то скотчем на сцене. Он нервничает перед премьерой и малоразговорчив. Я спрашиваю, не возникала ли идея показать спектакль на Майдане перед митингующими. Он недоумённо пожимает плечами: «Конечно, можно привязать что угодно к чему угодно, но зачем? Я не хотел бы. Я не понимаю, зачем нам сейчас нужно вступление в Евросоюз. Например, Сербия уже в ЕС. И сейчас Европа натянула на страну ярмо. Мы можем попасть в ситуацию ещё худшую, чем Сербия».

Революционерка. Татьяна Гаврилюк – Офелия. После спектакля актриса ездила к митингующим на евромайдан и выступала перед ними

Исполнитель главной роли поляк Бартек бормочет роль. Украинского он почти не знает, поэтому текст произносит нечётко. Для него главная тема спектакля — поиск своего дома. Бартек родился в Польше, учился во Франции, живёт в Швейцарии. Ему под сорок. Семьи нет. Бартек мечтает сыграть «Гамлета» в Польше, которую он уже давно не чувствует своей родиной.
До «кровавой ёлки» остаётся немного времени — через десять часов невнятный до этого спектакль на Майдане приобретёт очертания трагедии.

Офелия на Майдане
— Девушка, если вы будете ходить под шлагбаумом, мы вас не пустим в следующий раз.
— Я дико опаздываю на репетицию. Через ваш шлагбаум путь короче.
— Не положено.
— Ах, боже мой. Правила надо иногда нарушать.
Эта перепалка между исполнительницей роли Офелии, актрисой театра «Дах» и певицей фрик-кабаре «Дах дотерс» Татьяной Гаврилюк и охранником на проходной киностудии Довженко накануне премьеры спектакля «Гамлет. Вавилон». Таня выглядит феерически. На ней белое сценическое платье, грубые спортивные ботинки и реперская шапочка. Она училась в консерватории, играет на флейте.

Офелия «дико опоздала» на репетицию, поскольку предыдущую ночь провела на Майдане. Выступала перед митингующими, читала стихи Иосифа Бродского. По словам Гаврилюк, её выступление продолжалось ровно одиннадцать минут, запись видео уже есть на YouTube.
У Тани нежное детское лицо, как на картинах Боттичелли, острый язык и ручка с надписью «Навальный». 29 ноября, за семь часов до разгона митингующих, она рассказывает мне о том, почему ходит на Майдан и что думает о евроинтеграции: «Я из тех, кто не дала бы ни тем и ни другим — ни Европе, ни России. Я одинаково ненавижу любую имперскость».
Таня пьёт четвёртую чашку кофе. «Я разрываюсь между революцией и постановкой, — рассказывает она. — Спектакль начинается там, где появляется зритель. Только сегодня вечером станет ясно, какая из меня Офелия и насколько актуален наш «Гамлет». Точно так же со страной — всё зависит от того, как поведут себя люди. Потому что на самом деле власть — это мы, она в наших руках. Я за то, чтобы в моей стране были свободные, адекватные, сознательные, незашоренные личности».

Как повела себя власть в ночь с 29 на 30 ноября — известно: бойцы спецподразделения «Беркут» жестоко разогнали демонстрантов на Майдане. 30 ноября Офелия-Таня во время спектакля вместо написанного в тексте Бабкиной «П… Данії» сказала громко и чётко: «П… ганебній владі».

Гамлеты нашего времени
Интерпретации шекспировской трагедии в современном театре далеко ушли от оригинала
Режиссёр немецкого театра Schaubuhne am Lehniner platz Томас Остермайер сломал представление о Гамлете как красавце. В его постановке 2008 года главный герой — тощий, с накладным животом. Он юродствует, чихает и кашляет, страдая от аллергии на враньё.

В Тель-Авивском камерном театре режиссёр Омри Ницан в 2009 году сделал из «Гамлета» политический триллер. А знаменитый монолог «Быть или не быть?», перенесённый в первую картину спектакля, Гамлет произносит с ножом, выдернутым из свадебного пирога.

Режиссёр Андрей Жолдак в 2002 году поставил в Харькове спектакль «Гамлет. Сны». Роль принца датского исполнил певец EL Кравчук. В пред­ставлении практически отсутствовал шекспировский текст, зато было в изобилии музыки, сюрреалистических образов и отсылок к Фрейду и Бергсону.

Оксана Савченко, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.