Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Умышленный и беспощадный. Город трех революций

Умышленный и беспощадный. Город трех революций
Гуляя по Петербургу Достоевского и Раскольникова, можно понять, почему именно этот город стал колыбелью трёх революций
000

Настроение: ностальгия. Звук: скрип снега.Свет: белые ночи. Музыка: Дмитрий Шостакович. Седьмая («Ленинградская») симфония. Кино: Трилогия о Максиме. Книги: «Преступление и наказание». 

Туристы воспринимают Санкт-Петербург как город-музей. Но музей — это собрание мёртвых экспонатов. А Питер продолжает жить своей жизнью «самого умышленного города на свете», как назвал его Достоевский.

В сотне метров от дома, где снимал квартиру Фёдор Михайлович, когда писал «Преступление и наказание» (ул. Казначейская, 7), стоит на углу Гражданской улицы и Столярного переулка описанное в романе здание, под крышей которого в «комнате, на гроб похожей», жил Родион Раскольников. Вот только посетить эту комнату у вас не получится, так как жильцы дома, которым надоели почитатели романа, закрыли ворота во двор на замок.

Врезали замок во входные двери и жильцы подъезда, где жила жертва Раскольникова — старушонка-процентщица (дом на набережной Грибоедова, 104). Я туда попал, когда замка еще не было, и мрачность ауры тесной и тёмной лестничной площадки, где стоял с топором за пазухой Родион, ощутил. Правнук писателя Андрей Достоевский потом сказал мне, что в районе этого дома в 1990-е убили трёх «новых русских». Как говорил его великий прадед, «кровь зовёт кровь». Вы можете повторить маршрут Раскольникова и посчитать количество шагов от его дома до здания, где жила старушка. У меня получились 730, как и в романе.

В «Преступлении и наказании» Достоевский обнажил самый больной нерв бывшей имперской столицы — противостояние богатства и нищеты. В Питере оно было особенно наглядно, потому что богачи снимали квартиры в тех же доходных домах, что и остальные горожане. Именно в этих зданиях, а не в музеях и дворцах, живёт «гений места» Санкт-Петербурга. Обычно они представляют собой вытянутый в глубину прямоугольник, перепоясанный посередине ещё одной секцией с квартирами внутри, и прорезанный двумя арками, ведущими в первый и второй двор. В фасадной части дома жили богатые квартиросъёмщики, в первом дворе — средний класс, во втором — низший средний класс и бедняки, которые снимали комнаты у арендаторов квартир или углы у «субарендаторов» комнат. Представьте себе, какой концентрации достигали пары классовой ненависти, клубившиеся в этих дворах.

Даже в знаменитом доходном «толстовском доме» (ул. Рубинштейна, 15-17) рядом с «барскими» квартирами жили небогатые люди. А о масштабах роскоши, которую они могли видеть за стеной, можно судить по тому, что в доходном «доме Мурузи» (Литейный, 24), сдаваемые внаём квартиры, превращённые при советской власти в коммуналки, были так велики, что после приватизации на них не нашлось покупателей. В то же время в таких вот роскошных доходных домах сдавались внаём однокомнатные гостинки без кухонь и уборных — они были общими и размещались в длинном коридоре.

А в доме в Кузнечном переулке, где была последняя квартира, которую снимал Достоевский (сейчас там музей писателя), «удобства» и вовсе были во дворе. Фёдор Михайлович всегда жил в бедных районах — таких как этот Кузнечный переулок, который и в начале двухтысячных оставался прибежищем люмпенов. Да и Столярный переулок и его обитатели ещё несколько лет назад почти не отличались от описанного в «Преступлении и наказании» «С-ого переулка». Мне там не раз казалось, что сейчас на покосившуюся уличную скамейку рядом со мной сядет бывший студент Родя. Призрак бунта бедноты по-прежнему живёт в питерских дворах и на улицах города.

В «Преступлении и наказании» этот русский бунт, «бессмысленный и беспощадный», как сказал о нём любимый поэт Достоевского Пушкин, воплотился в ударе обухом топора, раскроившим лоб петербургской старухи-ростовщицы. Пройдёт всего полвека — и этот топор в руках большевиков и их противников обагрит кровью всю Российскую империю. А начиналось всё здесь, в Санкт-Петербурге.

Полезные советы.
Что нужно сделать в Санкт-Петербурге.



Проехать на экскурсионном катере по речкам и каналам. Аристократический район дореволюционного Санкт-Петербурга — это не Невский проспект, а треугольник между Невой, Мойкой и Фонтанкой.



Посетить квартиру-музей Анны Ахматовой (на фото), где создана полная реконструкция быта того времени. И для контраста — квартиру-музей Сергея Кирова, чтобы понять, как жила большевистская элита.



Не пожалеть денег на посещение Мариинского театра оперы и балета. Мало где в мире вы увидите оперную и балетную труппы такого класса и столь ослепительную имперскую роскошь внутри здания театра.




Посвятить посещению Эрмитажа не меньше дня и при этом помнить, что картины не рассматривают на ходу. Перед ними стоят, иногда подолгу. А скульптуры обходят кругом, наблюдая игру света и тени.

Сергей Семенов, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.