Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Какое будущее у онлайн-ТВ в Украине

Какое будущее у онлайн-ТВ в Украине
Украинское онлайн-ТВ не состоялось бы без Майдана. Но даже после того как столичная жизнь вернётся в прежнее русло, интернет-каналы надеются составить серьёзную конкуренцию традиционному телевидению, в том числе на рынке рекламы
000

Трагическим вечером 18 февраля после возобновления боёв в правительственном квартале в домах 480 тыс. украинцев пропала картинка 5-го телеканала, транслировавшего события в прямом эфире. Телеведущие заявили, что их сигнал отключили в кабельных и аналоговых сетях.

У набирающих обороты онлайн-конкурентов — hromadske.tv, espreso.tv, gromtv.net и других — таких проблем не бывает. Тем же вечером только Громадське и Еспресо смотрели около 400 тыс. человек.

За последние год-два в Украине появилось с десяток информационных интернет-каналов. Киевский дизайнер Юлия Цыба говорит, что давно перестала смотреть традиционное новостное ТВ, предпочитая получать информацию из интернета. «Онлайн-стримами (от англ. stream — «поток». — Фокус) Громадьске переплёвывает традиционное ТВ», — говорит она. А для донецкого предпринимателя Олега Пожидаева интернет-телевидение вообще стало единственной возможностью получать адекватную информацию о происходящем.

«Лет через десять интернет станет основной платформой украинского ТВ», — убеждён генеральный директор медийного агентства Vizeum Ukraine Константин Стрюков. Эксперт уверен, что к тому времени высокоскоростной интернет придёт в каждый дом, и телезрители смогут выстраивать телепрограмму по своему вкусу.

Телевизионщики, напротив, невысокого мнения об онлайн-телевидении. «Да, интернет-каналы могут позволить себе больше неформальности, интерактивности, — признаёт медиаменеджер и бывший главный редактор телеканала «Сити» Руслан Кухарчук. — Но они не в состоянии предложить зрителю что-то по-настоящему масштабное и зрелищное — то, что удерживает телезрителя и является основным драйвером роста доходов от рекламы». Правда, с «масштабным и зрелищным» в последние годы у классических телеканалов дела обстоят не очень. По данным самих телевизионщиков, на закупку и производство контента крупные телеканалы тратят около $500 млн в год, тогда как рынок телерекламы оценивается в $400 млн.

Тут интернет-телевидение вне конкуренции: инвестиции в создание онлайн-каналов по меркам ТВ — мизерные, а затраты на телепроизводство несравнимы с аналогичными расходами классического ТВ.

Общественно значимые

Комната площадью метров 30 на предпоследнем этаже офисной высотки «Київміськбуда» в нескольких минутах ходьбы от правительственного квартала — вот и всё Громадське ТВ. Прямой эфир, монтаж, аппаратура, журналисты — всё сконцентрировано здесь, люди работают чуть ли не друг у друга на головах. Бюджет канала по меркам традиционного телевидения просто смешной — 4,8 млн грн. Для сравнения: годовой бюджет TVi составляет 69 млн грн, а бюджет одной только службы новостей «1+1», по оценке Кухарчука, превышает 12 млн грн при курсе доллара на уровне 8,5.


Точка прибыли. Продюсер по развитию Громадського ТВ Марьяна Почтарь говорит, что вскоре у них появится баннерная и видеореклама

Деньги Громадському удалось собрать в качестве пожертвований международных фондов, посольств и простых украинских граждан. При этом более 70% из 4,8 млн грн (преимущественно от украинцев по всему миру) проект собрал за последние два с половиной месяца — после того, как вместе с началом евромайдана оказался одним из немногих объективных источников информации о протесте. С первого дня работы Громадського — 22 ноября — аудитория росла в геометрической прогрессии. Чуть более чем за неделю сайт канала набрал 800 тыс. посещений, а к середине февраля этот показатель превысил 29 млн.

«Мне нравится, что гости приходят самые разные, даже простые украинцы, — говорит телезрительница Цыба. — Громадське у меня включено практически весь день». Её не смущает, что качество картинки подчас оставляет желать лучшего (журналисты частенько снимают репортажи на обычные смартфоны) и другие технические накладки. Громадське — это крупнейший интернет-канал Украины. Он делает ставку не только на прямые трансляции: фишка канала не столько в стриминге с места событий, сколько в осмыслении и интерпретации происходящего Сергеем Андрушко, Дмитрием Гнапом, Мустафой Найемом, Романом Скрыпиным и другими журналистами проекта. Кроме того, канал рассчитывает расширить вещание за счёт расследований, интервью, документальных, портретных и других авторских программ.

Второй по численности аудитории, по статистике YouTube.com, — Еспресо ТВ, запущенный в ноябре 2013-го бывшим совладельцем TVi и депутатом Николаем Княжицким. В эфире канала преимущественно онлайн-стриминг с минимумом комментариев и несколько телепередач. У этого формата есть своя аудитория, отличная от Громадського. Пожилая уманчанка Любовь Логвиновская говорит, что смотрит Еспресо ради 24-часовых онлайн-трансляций, которые ни 5-й канал, ни Громадське не обеспечивают.


В доле. По словам главного редактора Еспресо ТВ Вадима Денисенко, для успеха информационного канала достаточно доли аудитории в 1%

Еспресо разместилось в подвале дома, где живёт его основатель. «Летом прошлого года я выкупил подвальные помещения, чтобы минимизировать затраты на открытие телепроекта», — говорит Княжицкий, по словам которого на канале действует жёсткий режим экономии. Но «минимизация» — последнее слово, которое приходит на ум после того, как Княжицкий озвучивает сумму расходов: около $2 млн в год. Бизнесмен уверяет, что для проекта, где работает примерно 100 человек и который представляет собой не только онлайн-ТВ, но и новостной сайт, это немного. С его слов, годовой бюджет одного из конкурентов Еспресо — канала «112-Украина», принадлежащего советнику предправления банка «Рыночные технологии» Андрею Подщипкову, составляет $12 млн. Правда, 112-й канал транслируется в кабельных сетях, а это дополнительная статья расходов.

Интернет-телевидение можно сделать даже «на коленке», без миллионных затрат на аппаратуру и профессиональных журналистов. По словам репортёра Гром-ТВ Дмитрия Филимонова, достаточно купить видеокамеру, роутер, найти помещение (в общей сложности расходы составят пару тысяч долларов) — и можно начинать прямую трансляцию. Филимонов говорит, что Гром-ТВ, как и Громадське, создано на пожертвования зрителей. Общую сумму, собранную каналом с начала работы, руководство Гром-ТВ не раскрывает. Пока показатели довольно скромные: 2,2 млн просмотров с июля 2013-го против более чем 23 млн просмотров у Громадського всего за три месяца.

Вернуть инвестиции

Денег, собранных Громадським, хватит примерно на восемь месяцев. Что дальше? Канал, конечно, будет собирать пожертвования, но параллельно запустит баннерную рекламу на сайте и видеорекламу, предваряющую онлайн-трансляции, отвечает Марьяна Почтарь. На публикации видео в YouTube Громадському пока удалось заработать только $6,5 тыс.

«Если контент актуальный, каковым, например, были видеопотоки с мест уличных сражений, в месяц можно зарабатывать 1–2 тысячи долларов», — говорит Филимонов.

Вопросом возврата инвестиций озабочен и Княжицкий. «В отличие от владельцев крупных телеканалов, меня не интересует политическое влияние, — уверяет он. — Главное — выйти на самоокупаемость». Инвестор уже знает, как вернёт $2 млн, потраченные на проект: за счёт рекламы. Он убеждён, что к концу 2014-го канал выйдет в ноль, причём без присутствия в кабельных сетях. По словам Княжицкого, на прямой трансляции боёв с ул. Грушевского его канал заработал около $8 тыс. Сумму других доходов Княжицкий не раскрывает.

Руслан Кухарчук уверен, что место крупных центральных телеканалов онлайн-ТВ никогда не займёт. «При размещении рекламы транснациональные корпорации ориентируются на показатели просмотров крупнейших телеканалов», — говорит он. Привлечь аудиторию численностью в несколько миллионов человек украинским онлайн-каналам не удастся, категоричен эксперт.

Тем не менее шанс выйти на окупаемость у онлайн-каналов есть. Главред Еспресо ТВ Вадим Денисенко считает, что в перспективе года-полутора качественные информационные интернет-каналы отберут аудиторию у аналогичных телепроектов с аудиторией около 1% (к примеру, у 5-го и 24-го каналов). А 300–400 тыс. зрителей достаточно для того, чтобы онлайн-проекты были прибыльными.
Оптимистично оценивают перспективы онлайн-ТВ и во Всеукраинской рекламной коалиции. Там прогнозируют рост рынка видеорекламы в интернете вдвое, до 300 млн грн в 2014 году. 40% этой суммы (120 млн грн) придётся на рекламу, предваряющую прямые трансляции интернет-каналов.


Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь. 

Правда, какая доля рекламного пирога достанется новичкам, сказать сложно, поскольку онлайн-трансляция хотя бы части контента есть практически у каждого классического телеканала. А поскольку Майдан, похоже, закончился, Громадському, Еспресо и многим другим онлайн-каналам придётся искать новые темы. Но Княжицкого это не пугает. Сейчас журналисты его канала и других онлайн-проектов работают в Крыму и на востоке Украины. Тем для сюжетов хватает, поскольку становление гражданского общества в Украине — долгий процесс.

Максим Бутченко, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.