Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Кто такая Пёрл Харбор, и какое кино любит Питер Веббер

Кто такая Пёрл Харбор, и какое кино любит Питер Веббер

Председатель жюри пятого Одесского международного кинофестиваля Питер Веббер рассказал Фокусу о главной сцене фильма «Девушка с жемчужной серёжкой», фантомных болях и о том, какое кино он любит

000

Британский кинорежиссёр начинал карьеру на телевидении. Занимался монтажом, причём застал те времена, когда монтировать приходилось целлулоидную плёнку. Рассказывают, на фестивале короткометражек в Бухаресте член жюри Веббер так расстроился из-за ошибки монтажа в хорошей картине, что воскликнул: «Я никогда этого не прощу режиссёру». Разножанровые ленты самого Веббера объединяет безошибочно заданный ритм и верно выбранная интонация.

В июне Веббер проводил в Киеве двухдневный семинар по кастингу для украинских киношников. Занятия проходили на Троещине. Единственное, что режиссёр увидел в столице кроме троещинских пейзажей, был Майдан. Его апокалипсический вид впечатлил британца. «Как бы это ни прозвучало, но в разрушениях и трагедиях очень много визуальности», — сказал он Фокусу.

Переговоры с Веббером о его участии в Одесском кинофестивале вели два месяца. Как настоящий режиссёр он тянул развязку до последнего. Возглавить жюри согласился лишь в июне. Фокус взял интервью у британца по скайпу. В тот момент он находился в Ванкувере на одном из кинофорумов. В Канаде было восемь утра, в Киеве шесть вечера. Голос у Веббера был сонным, он не стал включать камеру. Слышно было, как время от времени Питер щёлкает зажигалкой.


Кто он: Британский режиссёр, продюсер, сценарист, документалист. Визитной карточкой Питера Веббера стала игровая картина «Девушка с жемчужной серёжкой» со Скарлетт Йоханссон и Колином Фертом в главных ролях. Дебютная лента о голландском художнике XVII века Яне Вермеере принесла режиссёру три номинации на «Оскар». После он снял ещё два игровых фильма — приквел «Ганнибал: Восхождение» и военно-историческую драму «Император»

Почему он: Возглавит жюри международной конкурсной программы ОМКФ, который пройдёт в Одессе с 11 по 19 июля

Ваш аватар в скайпе — снимок истукана с острова Пасхи. Почему такой выбор?
Я только что закончил снимать документальный фильм, который называется «10 миллиардов». Съёмки проходили на острове Пасхи. Это кино о смене климата, о том, как прекрасен и разнообразен мир, и о коллапсе, к которому может привести наплевательское отношение к окружающей среде. Остров Пасхи — отличное место, чтобы продемонстрировать это.

Вы планируете показать этот фильм на Одесском кинофестивале?
Пока не знаю. Два дня назад я его закончил. Сказал продюсерам, что хотел бы привезти в Одессу. Сейчас всё зависит от них.

Этой зимой украинских кинематографистов можно было встретить с камерами на Майдане. Трагедия оживила кинопроцесс в Украине.
Когда история происходит, это надо снимать. Режиссёр получает уникальную возможность документировать то, как пишется история его страны. Тем более в наше время — документировать события может каждый. Пускай даже на айфон. В Одессе я хочу посмотреть фильм Лозницы (украинский режиссёр Сергей Лозница входит в состав жюри ОМКФ. — Фокус) «Майдан».

Один из снятых вами документальных фильмов — о фантомных болях. Вы узнали что-то новое о человеке во время съёмок этой картины?
Снимать этот фильм было очень трудно. Один из ключевых эпизодов для меня — операция на мозге. Семь утра. Женщина-пациентка была в сознании, и доктора фактически снимали с неё скальп. Меня поразило, что врачи переговаривались во время этого. Говорят, что мозг — карта тела человека. Если дотрагиваются до твоего мозга, ты ощущаешь это прикосновение, например, у себя в ноге, руке. Это своего рода вторжение в тело через мозг. Увидеть такое в реальности было чем-то невероятным. Кроме того, для меня это ещё и личный опыт. Моя мама страдает от фантомных болей.

Раз уж заговорили о личном опыте. В юности вы изучали западное искусство. Это помогло вам снять фильм о Вермеере «Девушка с жемчужной серёжкой» так, будто этот художник ваш близкий знакомый?
Да, у меня диплом по истории искусств, в основном тогда я фокусировался на западном искусстве XVII века. И это здорово, когда вдруг понимаешь, что знания, полученные в студенчестве, можешь применить в работе. Снимая фильм, ты идентифицируешь себя с персонажем. В случае с Вермеером я говорю об этом осторожно. Я отдаю себе отчёт: он гений, я — нет.

Сцена, в которой Вермеер (Колин Ферт) прокалывает ухо служанке (Скарлетт Йоханссон), была прописана в сценарии или вы придумали её по ходу съёмок?
Эта сцена была в сценарии. Именно она побудила меня снимать фильм. Я бы не хотел как-то её интерпретировать, потому что всё, о чём эта сцена, есть в ней самой. Для меня это сердце фильма. Если бы пришлось сократить ленту до одной сцены, я бы оставил именно её.

В отличие от «Девушки с жемчужной серёжкой», ваша связь с главным героем фильма «Император» — американским генералом — довольно слабая, или мне показалось? (Действие происходит в 1945 году в Японии. — Фокус)
«Император» — другой фильм, между мной и героем нет личной связи. В этой картине я пытался показать, как после войны наступает очень сложный период мира, когда нужно находить решения проблем.

В картине есть фраза: «Мы оккупанты, но надо показать им, что мы освободители». Вы сами кем считаете американцев в том конфликте?
На большинство вопросов, которые ставятся в «Императоре», нет однозначных ответов, потому что войну начать очень легко, но очень сложно её завершить. В фильме я пытался проанализировать, как американцы ищут путь к примирению. Что же касается вопроса о том, освободители они или оккупанты, ответ зависит от того, на чьей вы стороне. Мы очень хорошо знаем, что история пишется победителями, но я в своём фильме пытался выслушать историю из уст побеждённых.

Была ли разница в восприятии этого фильма японцами и американцами?

В Японии фильм прошёл с большим успехом, чем в США. Во всяком случае сборы там были выше. Японцы были приятно удивлены тем, что люди с Запада сняли такой фильм. Потому что раньше ленты на эту тему были в основном пропагандистскими — с негативным отношением к японцам. В Америке обратную связь я чаще всего получал от старшего поколения. Американские подростки вообще плевать хотят на историю. Вот пример. На один из показов в США пришёл ветеран войны. Он долго и горячо рассказывал о Пёрл-Харборе, о том, как гибли его друзья, о том, какой это был ад и какое это чудо, что удалось выжить в той бойне. В зале было много подростков. Они слушали его, затаив дыхание. Когда ветеран закончил речь, с заднего ряда руку поднял школьник и задал вопрос: «Это, конечно, всё очень круто, что вы тут рассказываете, но я так и не понял, кто такая Пёрл Харбор».

Исчерпывающая картинка. А вы видели фильм «Солнце» Александра Сокурова о японском императоре Хирохито?
Конечно. Я большой поклонник Сокурова. Он прекрасный режиссёр. Но у него иной подход. Я снимал другой фильм, и для другой аудитории.

Слышали о скандале с Сокуровым? Он вынужден был извиниться перед Путиным за своё выступление на «Кинотавре», где призвал президента освободить политзаключённых России.
Правда? Надо погуглить, я об этом ничего не слышал. С господином Путиным надо быть очень осторожным. Неважно, режиссёр ты или политик.

Вы будете главой жюри международного конкурса Одесского кинофестиваля, от вашего голоса многое зависит. Насколько вы авторитарны в своих суждениях и каковы ваши критерии оценки фильма?
Мой голос — всего лишь один из нескольких. То, что я глава жюри, поверьте, не будет определяющим. Даю гарантию — в этом смысле я не Путин (смеётся). Что касается критериев оценки кино, для меня важен баланс формы и содержания, то, как режиссёр видит мир и как он своё знание и виденье переносит в фильм. Конечно, важна индивидуальность голоса режиссёра. И, кроме того, своим фильмом ты должен бросать вызов аудитории.

Оксана Савченко, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.