Разрешите пожаловаться. Как сделать Украину чище с помощью экокарты

Фото: Александр Чекменев
Фото: Александр Чекменев

Как, потратив 10–15 минут в день, решить проблему мусора в неположенных местах или загрязнения водоемов, знает один из создателей сервиса Ecomap, эколог Александр Баськов

Related video

Активисты общественной организации "Зелена хвиля" придумали способ привлечь людей к решению экологических проблем. Они запустили проект Ecomap – электронную платформу на базе карт Google.

"В советское время были распространены книги жалоб – это технологии 60–70-х годов. Ecomap – современный аналог такой книги", - рассказывает председатель "Зеленой хвили" Александр Баськов.

Чтобы воспользоваться сервисом, нужно сфотографировать незаконную свалку или загрязненный водоем и разместить снимок с описанием проблемы на карте.

Я окончил Киево-Могилянскую академию, работал инженером-экологом на заводе. Сейчас возглавляю общественную организацию "Украинский экологический клуб "Зелена хвиля" — киевское представительство Всемирного фонда дикой природы в Украине (WWF).

За время работы в общественной организации я понял, что активисты могут охватить не более одной тысячной процента существующих проблем. При этом есть люди, которые хотели бы изменить что-то на местном уровне: избавиться от незаконной свалки мусора или остановить вырубку сквера. Они не знают, с чего начать, как действовать. Общественные организации могли бы рассказать, как пошагово решить ту или иную проблему.

Подобные мысли давно посещали меня и моих коллег — Наталью Гозак и Александру Ковбаско. Оформить их в конкретную идею удалось в январе 2014 года. События на Майдане привели к развитию сильного волонтерского движения. Мы стали думать, как использовать энергию протеста, чтобы объединить людей вокруг проблем окружающей среды. Так появился проект Ecomap.

Пользоваться экологической картой просто.Вы фотографируете разбросанный в парке мусор, уличного фотографа, который таскает на поводке обезьяну, или любую другую проблему, размещаете фото и пишете, где это произошло. Администратор проверяет, правильно ли оформлена информация, и дает разрешение на ее публикацию на карте.
Fullscreen

Скриншот сервиса Ecomap / Нажмите для увеличения

Техническая реализация проекта стоила бы от 50 до 100 тыс. грн — столько бы пришлось заплатить программистам. Мы реализовали его бесплатно. В феврале 2014 года Александра Ковбаско представила идею Ecomap на благотворительном форуме разработчиков Hack4Good. Разработчикам, которые участвовали в хакатоне, замысел понравился. Первоначальный вариант сайта был написан тремя программистами за сорок восемь часов. Пару месяцев сайт работал в тестовом режиме. Потом мы обратились за помощью в SoftServe — компанию, которая работает со студентами-айтишниками Львовской академии. Работа над картой стала их дипломной работой. Разработали страницу для веб и версию для iPhone. Сейчас ищем энтузиастов, которые бы помогли нам с Android-версией.

Изначально мы составили перечень из десяти распространенных проблем (организация уборки в парках, торговля первоцветами, браконьерскими елками и т. д.) и расписали способы их пошагового решения. Потом пользователи стали обращаться со своими предложениями. Так появилось еще два алгоритма: что делать, если предприятие загрязняет воздух, и как помешать разбрасыванию мусора возле водоемов.

Fullscreen

Активисты могут охватить не более одной тысячной процента существующих экологических проблем

Мусор в неположенных местах, загрязнение водоемов сточными водами, вырубка лесов — самые распространенные проблемы для пользователей карты. Особенно актуально это для Западного региона. Самые активные наши посетители — жители города Броды Тернопольской области.

Сейчас есть много инструментов, которые помогают людям участвовать в общественной жизни. Задача граждан — не лениться и пользоваться ими. Например, потратить 10–15 минут в день, чтобы уточнить по карте: может кого-то в твоем регионе волнует та же проблема, что и тебя. Или потратить полчаса и написать о новой проблемной ситуации. Когда идея Ecomap только появилась, мы думали, что она станет очень популярной. В последнее время активность пользователей снижается. Возможно, сказывается общая усталость и перенасыщенность общественными делами. Сейчас мы публикуем от 20 до 50 новых сообщений о проблемах в месяц.

К нам обращались из Министерства экологии, просили отдать им карту. С ее помощью чиновники хотели отслеживать, как работают их подразделения и региональные отделения. Мы им отказали: хотим, чтобы карта была частью общественного контроля, способом давления. То, как государственное ведомство использует интерактивную карту обращений, можно увидеть на примере Киевгорадминистрации. Человек делает заявку, определяется ответственный за нее, и проблема отслеживается. Но в этом случает не видно, волнует ли эта ситуация других людей, а обозначение проблемы на карте — не гарантия того, что чиновники ее решат.

Люди редко сообщают о решенной проблеме: она просто перестает их волновать. Был такой случай. Под Киевом ласточки вили гнезда на одном из зданий. Владелец здания пригнал краны и стал счищать эту колонию. Поднялся шум. Эта ситуация обсуждалась не только на нашей карте, но и на других ресурсах. После визита экологической инспекции этот человек перестал разрушать гнезда.

Фото: Getty Images