Кнопка SOS. Как подарить родным безопасную старость

Фото: Александр Чекменев
Фото: Александр Чекменев

Киевлянка Валерия Назарчук организовала сервис "Линия-24" для помощи пожилым людям - одиноким и тем, чьи родственники далеко

Related video

Проработав 14 лет в строительном бизнесе, Валерия Назарчук создала проект, помогающий пенсионерам и людям с ограниченными возможностями (в Украине 13,5 млн пенсионеров, треть из них живут в одиночестве, четверть – не могут самостоятельно выйти из дома). К созданию сервиса "Линия-24" ее подтолкнули и личные причины.

"Мой отец в хорошей физической форме, но иногда дает о себе знать астма: приступы случаются редко, но все же бывают", – рассказывает Валерия. Она не всегда может оказаться рядом и хочет быть спокойной за здоровье отца.

Главная проблема, с которой столкнулась Валерия после запуска проекта, – подозрительность потенциальных пользователей. Она надеется, что со временем этот сервис станет в Украине таким же привычным, как в других странах.

Я филолог-германист. Четырнадцать лет работала в строительной индустрии: занималась продажей и реализацией стройматериалов.

Идея о социально ориентированном бизнесе появилась, когда я была в декретном отпуске. У меня было свободное время, чтобы обдумать жизнь. Я поняла, что хочу что-то перезагрузить.

Мне 41 год. Родители стареют, им нужно все больше заботы. Я работаю, путешествую, встречаюсь с друзьями – не всегда получается быть рядом с ними. В похожей ситуации оказываются многие люди, ведущие активный образ жизни. Для них мы с братом Дмитрием решили создать сервис, который бы помогал заботиться о близких, не ущемляя свои интересы.

Мы начали реализовывать эту идею осенью 2012 года. Закупили канадское оборудование, создали сайт и запустили колл-центр. Сервис "Линия-12" открылся в неспокойное время, в конце 2013 года. Мы вели переговоры с инвестиционной компанией, которая хотела вложить деньги в проект на этапе стартапа. Сделка не состоялась из-за событий в стране – люди не захотели рисковать в неопределенной ситуации.

Суть такова: мы продаем системы экстренного вызова помощи и обслуживаем их. Наши клиенты – пенсионеры, одинокие или живущие вдали от родственников. Обращаются люди, страдающие тяжелой формой диабета с вероятностью комы, сосудистыми болезнями, когда есть риск инсульта, эпилепсией и другими хроническими заболеваниями со склонностью к обострениям.



Fullscreen

Клиент покупает домашнюю станцию, на которой есть кнопка Help и большой динамик. К ней прилагается браслет или кулон с тревожной кнопкой и датчиком падения, которые пожилой человек носит с собой постоянно. Если ему стало плохо, но он остается в сознании, клиент нажимает кнопку на браслете или кулоне. Через домашнюю станцию сигнал поступает в наш колл-центр. Оператор связывается с пострадавшим через громкую связь домашней станции, узнает, что случилось, и действует по ранее оговоренному протоколу: вызывает скорую помощь, связывается с родственниками, соседями и т. д. Если человек упал и потерял сознание, срабатывает датчик падения, который подает сигнал в колл-центр. Оператор связывается с потерпевшим. Если в течение пяти секунд не получает ответа – действует по протоколу. Стоимость оборудования – от 800 до 1200 грн. Абонентская плата – от 100–200 грн в месяц в зависимости от программы.

Идея не новая, она популярна во многих странах. На Западе чаще всего ее реализуют за счет страховой медицины. Страховые компании идут навстречу: они заинтересованы в том, чтобы помощь была оказана быстрее. Тогда последствия болезни или травмы будут не такими губительными для человека, а последующие медицинские услуги – не такими затратными. Иногда подобные программы работают через государственные социальные службы. Компания заключает договор с городской властью, и ее работа оплачивается из бюджета. Так сопровождается социальная помощь в Москве.

В Украине этот бизнес непривычен, и в этом самая большая трудность. Как правило, идея нравится молодым людям и людям среднего возраста – детям наших клиентов. Пожилые чаще всего реагируют отрицанием: "я не буду ничего носить". Они боятся, что родственники о них забудут, станут реже приезжать. Мы говорим с "детьми" о возможном сотрудничестве. Двадцать человек скажут "да", но надо поговорить с родителями. После разговора пятнадцать откажутся, потому, что идея не понравилась их близким. Три человека станут нашими клиентами. Кроме того, пенсионеры часто боятся технических новшеств: многие не освоили мобильный телефон или пользуются им неохотно.

Сначала рекламная кампания сервиса была рассчитана на людей от 25 до 45 лет, которые активны в социальной жизни, профессионально реализованы и хотят позаботиться о своих родственниках. Работая над проектом, мы увидели, что сервис интересен и одиноким пожилым людям. Чтобы наладить коммуникацию с этой аудиторией, мы обращаемся в "университеты третьего возраста" – для пенсионеров.

Наш сервис часто помогает справляться с тревожностью: человеку или его близким важно знать, что ситуация под контролем, и им будет спокойнее.

У нас есть клиент – юридическое лицо. Компания оборудовала спортзал для своих сотрудников. По технике безопасности в спортивных залах должна быть система безопасности – датчики падения для клиентов, которые тренируются без сопровождения. Если человек "перезанимался", ему стало плохо и он потерял сознание, сработает датчик на браслете и ему окажут помощь. Наша абонентская база на сегодня – около 2 тыс. клиентов.

Наш проект во многом социальный: он не окупается через пять или семь лет, как бизнес по производству продуктов питания или строительных материалов. Мы по-прежнему ищем поддержку со стороны инвесторов. Компании, с которыми говорим о возможном сотрудничестве, отвечают, что сейчас актуальны другие социальные проекты, связанные с переселенцами или воюющими в АТО.

Фото: Александра Чекменева