Учиться по-новому: 12 лет в школе и с бесплатными автобусами

Новопечерская школа / Фото: kfund.ua
Новопечерская школа / Фото: kfund.ua

Фокус поговорил с экспертами о том, нужно ли украинским детям учиться 12 лет, что делать со школами, в которых не хватает детей и зачем ученикам становиться малярами-штукатурами

Related video

Пока в парламенте готовятся голосовать за новый закон "Об образовании", профильный министр Лилия Гриневич рассказала о своем видении реформ в средней школе.

Фокус выбрал четыре тезиса из ее интервью "Зеркалу недели", о которых поговорил с экспертами по образованию.

Тезис №1. В школах введут 12-летнее обучение. В МОН объясняют эту необходимость тем, что так учатся дети в ЕС

Fullscreen

Директор специализированной школы №148 Киева Сергей Горбачев к 12-летке относится неоднозначно. Говорит, что многое будет зависеть от того, как именно собираются внедрять 12-летнее обучение. "Основная причина введения 12-летнего образования — необходимость разгрузить детей. Но если просто растянуть программу на 12 лет — это мало что даст. Нужно одновременно с увеличением срока обучения упрощать базовые программы, делать их более понятными и, может быть, даже менять перечень предметов и уходить от классно-урочной системы", — сказал Фокусу Горбачев. Заменить эту систему, по его мнению, может смешанное, разновозрастное обучение или обучение в виде глобальных блоков — это когда в один блок объединяют связанные между собой темы. Например, дети, изучая, планету Земля, получают знания сразу из географии, астрономии, геологии.

Fullscreen

Директор Винницкого центра оценивания качества образования Геннадий Кузьменко настроен более оптимистично. "12-летка — это европейский и мировой стандарт структуры образования. К тому же ученики не обязаны заканчивать полное среднее образование. Идти дальше базового образования будут около 20–30% выпускников потока. Это те, кто собирается поступать в вузы. Такая статистика характерна для всех европейских стран", — говорит Кузьменко.

Тезис №2. Сокращение количества школ, в которых учатся меньше 25 детей. В основном речь идет о маленьких сельских школах, детей из которых планируют возить на учебу в другие школы на автобусе

По словам Сергея Горбачева, год учебы одного ученика в большом городе обходится государству в 12–15 тысяч гривен. В маленьких селах эта сумма может достигать 60 тысяч. "В школах, в которых учится мало детей, возникают, во-первых, финансовые проблемы, а во-вторых, проблемы с качеством преподавания. Такие школы могут содержать максимум двух-трех учителей, которым приходится преподавать одновременно и язык, и математику, и географию. Это серьезное основание для оптимизации", — уверен Горбачев. Он считает, что сокращать количество школ необходимо, но нужно делать это мягко и грамотно, чтобы учителя маленьких школ не остались без работы.

Кузьменко называет оптимизацию школ вынужденной мерой, связанной с демографической ситуацией и оттоком населения в города. "Сейчас в Украине есть много школ, в которых учатся 5–10 человек. Ясно, что финансировать их очень проблематично, а дети в этих школах не получают нормального образования. Поэтому школьный автобус и мощные школы в округах — хороший выход из ситуации", — говорит эксперт.

Тезис №3. Старшая школа станет профильной, и в течение трех последних лет обучения человек сможет получить профессию

Эксперты сходятся во мнении, что получение профессии в школе — это, по сути, возвращение к УПК (учебно-произведственным комбинатам), которые существовали раньше. "Были бы деньги в моей школе, я бы уже сейчас это сделал. Дети могли бы стать электромонтажниками, штукатурами-малярами, плиточниками. Это то, что реально пригодится в жизни и может стать профессией. Кроме того, дети сейчас плохо владеют компьютерами и современными технологиями. Здесь много чего можно придумать", — говорит Горбачев.

Кузьменко также не видит ничего плохого в желании давать детям профессиональное образование. "Это будут рабочие специальности. Школа ведь должна не просто учить детей теории, а готовить их к жизни", — рассказывает директор Винницкого центра оценивания качества образования.

Тезис №4. Создание одинаковых условий для детей, которые учатся в разных школах, стирание четкой границы между элитными и обычными школами

Сергей Горбачев считает, что полностью избавиться от дифференциации между обычными и элитными школами не получится, и те люди, которые готовы платить деньги за улучшенное образование, будут продолжать это делать. "Так происходит не только в Украине, но и во всем мире. Речь идет о другом. Мы должны обеспечить качественное образование для всех детей. Для этого нужно дать школам работать самостоятельно, в том числе и финансово. То есть каждая школа должна иметь право сэкономленные, например на электроэнергии, деньги тратить на свои нужды — покупку оборудования, премии учителям. Сейчас этого не происходит", — утверждает директор школы.

По мнению Геннадия Кузьменко, для начала нужно ликвидировать разницу между образованием, которое дает сельская школа и городская. "Технические возможности школ и подбор учителей для них очень разный. Уже на этом уровне закладывается социальная несправедливость, которая потом отразится на всей жизни", — говорит Кузьменко.