Ген секса. Украинский ученый о секретах сексуальности, вакцине от неверности и генах либерализма

Фото: из личных архивов
Фото: из личных архивов

Александр Коляда рассказал Фокусу о возможностях генетики, определении сексуальных предпочтений по ДНК и вакцине от неверности

Related video

Помню, как в школе мои одноклассники считали дни до получения новых учебников по биологии. Мы знали, что плакаты с инфузорией-туфелькой и рассматривание луковиц под микроскопом останутся в прошлом, а нам, старшеклассникам, вот-вот откроются знания о том, кто же мы такие и из чего состоим.

Так же отчетливо запомнилось и разочарование во время этих уроков. В один момент ДНК и РНК смешались в одно, интерес к белкам и пептидам угас, а подготовка к урокам биологии человека превратилась в монотонное зазубривание параграфов.

Если бы тогда мы каким-то чудом попали на лекции кого-то, кто говорит о генах с таким же энтузиазмом, как это делает Александр Коляда, возможно, людей, посвятивших себя генетике, стало бы гораздо больше.

КТО ОН

Ученый-генетик, научный сотрудник Лаборатории эпигенетики Института геронтологии НАМНУ, соучредитель американской компании Titanovo, спикер ТЕDx

ПОЧЕМУ ОН

Занимается популяризацией генетики в Украине, читает лекцию на первой в Украине образовательной конференции в стиле TED на тему секса SEX.Простір #1

Генетика — самое интересное, что есть во Вселенной. Если будете долго задавать вопросы о том, почему человек таков, каков он есть, рано или поздно упретесь в генетику.

Последние несколько лет генетики занимаются исправлением ошибок и генетических сбоев. Раньше генетика использовалась только для предсказаний. Можно было сдать тест о вероятности развития того или иного заболевания.

Откуда человек произошел, с кем он скрещивался, сколько нашему виду лет, чем отличаются разные народы — интересные вопросы. Генетика может на них ответить. И обязательно это сделает, но позже, это может подождать. Гораздо важнее — научиться бороться со смертельными болезнями.

Я мечтаю организовать выставку "Ген украинца". За много лет работы генетики в Украине собрали тысячи образцов ДНК. В том числе у рекордсменов-долгожителей, олимпийских призеров, обладательницы титула "Мисс Украина". Обелиск ДНК у каждого человека уникален. Хотелось бы показать и генетические портреты разных людей, и образ среднестатистического украинца.

В Америке проводятся исследования, связанные с поиском генов, отвечающих за либерализм избирателей. Научно доказано, что у жителей штатов, проголосовавших за либералов, преобладают одни гены, а у тех, кто голосовал за их оппонентов, — другие. Мы не знаем, какие результаты дало бы исследование украинских избирателей. Учитывая возможности, которые предоставляют современные технологии, и наличие банков крови и банков ДНК, сто ученых проделали бы эту работу за неделю.



Александр Коляда: "Украинцы — народ, принадлежащий к восточным славянам, у которого 5% семитских кровей, около 20% гомотипа выходцев из Западной Европы"
Fullscreen
Александр Коляда: "Украинцы — народ, принадлежащий к восточным славянам, у которого 5% семитских кровей, около 20% гомотипа выходцев из Западной Европы"

Что мы вообще знаем об украинцах? Мы — народ, принадлежащий к восточным славянам, у которого 5% семитских кровей, около 20% гомотипа выходцев из Западной Европы. Этого достаточно, чтобы понять, что мы не инопланетяне и не азиаты. Но мало для того, чтобы говорить о психологических особенностях украинцев. Согласитесь, было бы очень интересно узнать, например, насколько наша нация склонна к поиску новизны, насколько мы моногамны или полигамны.

Гены не эволюционируют в традиционном понимании этого слова. Поэтому нельзя сказать, что наши гены как-то отличаются от генов наших предков. Все, что с ними происходит, — перетасовка имеющихся характеристик, реже — исключение одной из них. Мутации в генах хотя и происходят, но это редкое явление.

Давайте представим, что украинцы вдруг перестанут жениться на блондинках и рожать от них детей. Возможно, по каким-то причинам правительство введет такой запрет или придет мода на спаривание исключительно с брюнетами. Введите жесткий контроль — и через пару тысяч лет блондинов среди украинцев не будет. Как, к примеру, нет их среди китайцев. Если, наоборот, будем отдавать предпочтение только блондинам, станем похожи на норвежцев.

На генный состав могли повлиять исторические события. Российские ученые, исследуя блокаду Ленинграда, опубликовали статью, в которой сравнили генофонд города до и после блокады. Оказалось, что произошли серьезные изменения. Сильно восприимчивые к голоду или стрессу люди во время блокады не выжили. Таким образом, в пропорции генов горожан кое-что изменилось: количество генов, отвечающих за устойчивость к голоду и стрессу, увеличилось. Голод, который пережили украинцы, сопоставим по тяжести. Думаю, он повлиял на пропорцию наших "этнических генов".

Специалистам из нашей лаборатории несколько раз приходилось определять пол для трансвеститов. Они искали подтверждение своей гендерной принадлежности в молекулярной биологии. Кроме того, часто приходится делать тест на отцовство — это один из самых распространенных в Украине тестов. Фразы о том, что у новорожденного "носик, как у соседа", бывает достаточно, чтобы посеять в голове отца зерно сомнения. А генетический тест дает возможность через неделю расставить точки над "i".

Fullscreen

Многие проблемы в нашей жизни связаны с сексуальным поведением. Весь комплекс наших проблем и особенностей, потребность в любви, предпочтения в сексе — это не случайность, не подачка свыше, а результат нашей эволюции. То, что мы сейчас имеем — боязнь неверности супруга, наличие оргазма у женщин, болезненные роды, — является побочным результатом эволюции. Когда люди начинают понимать, что происходящее с ними — не кармические проблемы, а лишь особенности физиологии, многих попускает. Они начинают проще относиться ко всему.

У человека, как и у животных, есть гены, отвечающие за особенности сексуального поведения. Для того чтобы завести семью, человеку нужно пройти ряд этапов: взаимная симпатия между полами, первый сексуальный контакт, терпение к партнеру. За каждый из этих показателей отвечает определенный ген.

Можно ввести определенное вещество — и человек влюбится в первого попавшегося. Или организму, который вообще не склонен к длительным отношениям, ввести ген привязанности — и он станет моногамным. Американские мыши-полевки, ведущие полигамный образ жизни, ненавидят своих партнеров после спаривания. Спариваются — и сразу после этого проявляют агрессию к своему партнеру. Если ввести им нужный ген, то после спаривания они начинают любить друг друга всю жизнь. Можно создать вакцину от неверности и для людей. Но социум должен решить, хочет ли он этого.

Fullscreen

Александр Коляда: "Уже известно, какие гены отвечают за склонность к измене, — об этом, как и о сексуальной выносливости, можно судить по ДНК"

Гены могут многое рассказать о сексуальных предпочтениях человека. К примеру, науке известно, что есть гены, определяющие болевой порог. У всех он разный. Можно предположить, что у тех, кто увлекается БДСМ, болевой порог будет выше. Кроме того, уже известно, какие гены отвечают за склонность к измене, — об этом, как и о сексуальной выносливости, можно судить по ДНК. На основании анализа генов можно предсказать, насколько долгим будет период эрекции у мужчин после 40. Можно сказать, когда конкретная женщина быстрее достигает оргазма — при мастурбации или интервагинальном проникновении.

Для отсрочки климакса или повышения либидо генная инженерия не нужна. С этими задачами сегодня прекрасно справляется гормональная терапия. В перспективе генная инженерия будет использоваться для лечения эректильной дисфункции у мужчин и аноргазмии у женщин. Но над этим пока никто не работает.

Вероятность того, что новые генетические открытия будут сделаны в Украине, почти равна нулю. Меня это не очень огорчает. Открытия происходят нечасто, оправдывают себя очень редко, пользы от них не очень-то много. Наука не мыслит открытиями, для нее гораздо важнее проводить исследования. Давайте представим, что нам нужно понять, из чего состоит стена напротив. От этого зависит, построим ли мы новые дома, станем ли эту стену укреплять, упадет она или нет. Если в этой стене мы найдем остатки семьи Романовых — круто, мы совершили открытие. Но нам это не нужно, нам нельзя отвлекаться, нас интересует стена.

Фото: из личных архивов