Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Анатомия смеха. Как шутки над своим одиночеством помогают стать счастливым

Анатомия смеха. Как шутки над своим одиночеством помогают стать счастливым

Участница киевского проекта The Stand up и победитель шоу "Рассмеши комика" Наталья Гарипова рассказала Фокусу, из чего рождается смех и как с помощью шуток рубить канаты, связывающие с прошлым

000

"Всем привет! Меня зовут Наташа. Мне 30 лет, и у меня никого нет!" — в луче прожектора на сцене невысокая блондинка с ярко-красными губами, в чёрном платье чуть выше колена и классических лодочках. Она достаёт микрофон из крепления на стойке и ходит по сцене широкими шагами. "У меня никого нет", — говорит почти с вызовом. Так что даже если тебе 25 и у тебя кто-то есть, ты всё равно понимаешь: к 30 ситуация может кардинально измениться.

Происходящее напоминает собрание клуба анонимных одиночек, но мы на киевском стендап-шоу.

"То есть, понимаете, я идеальная женщина для жизни. Я добрая, смешная, вообще не обидчивая. Но, правда, есть одна проблемка. Я не секси", — говорит со сцены блондинка.

Её зовут Наталья Гарипова, и по монологам можно читать её личную жизнь. Вот она переживает, что не секси, вот рассказывает о заигрываниях на работе или в интернете, а вот — она влюбилась и шутит о том, как это, влюбиться в 31 год.

У киевского стендап-шоу круг зрителей, которые не пропускают ни одного выступления. Когда ведущий объявляет Гарипову, люди в зале всегда отрываются от телефонов и коктейлей. Даже если её шутка будет несмешной, она голосом, напором и манерой поведения сделает так, чтобы все смеялись. Как говорят комики, продавит. Кажется, что Гарипова так и родилась — в чёрном платье, с красными губами. Но на самом деле этому образу всего два года.

— В детстве я не то чтобы была смешной. Вот мой брат — тот всегда интересовался юмором. Учил монологи Петросяна. Не спрашивай зачем. Может, как раз из-за Петросяна не он стал комиком, а я. Папа часто придумывал для меня сказки, и я начала придумывать вместе с ним. А потом поняла, что могу всё в жизни не делать, но не писать — не могу.

Потом был студенческий КВН, работа сценаристом. Когда её знакомые начали развивать стендап-шоу, Наташа тоже решила попробовать.

— Я понимала, что стендап — это твоя история, ты должен рассказывать о себе. Но не знала, как это делать. Сначала шутила о том, как я общаюсь с пацанами-сценаристами (Гарипова работала в мужском коллективе. — Фокус). Рассказывала, что почти всё время я для них кореш, а когда начинается какая-то вечеринка и надо нарезать колбасу или что-то убрать, сразу превращаюсь в женщину.

"Мне 30 лет, и у меня никого нет"

Так всегда бывает при знакомстве с новым человеком. Сначала ты не знаешь, о чём говорить, и поэтому вы разговариваете о чём-то неважном. Когда связь налажена, можно переходить к по-настоящему волнующим темам.

—Мне стукнуло 30 лет, и у меня никого не было. Я не могла понять почему. Свой первый стендап на эту тему я написала за один вечер, вообще не отрываясь. Потом выступила с ним, и то, что почувствовала на сцене, это был настоящий кайф. Прямо во время выступления придумывала что-то новое, импровизировала. Вдруг поняла, что это и есть я. И не писать об этом — значит отказаться от себя.

Гарипова легко и весело рассказывает о том, что заставило её шутить над собой. Но если представить, что всё это человек говорит без шутливой интонации, получится квинтэссенция боли.

— У меня всегда были мужчины младше меня. Я становилась их личным тренером: "Ух, давай! Давай-давай-давай!"

Наташа говорит это "Ух, давай" как бы голосом тренера. На языке комиков это называется "отыгрыш".

— Я вроде бы чем-то занималась, но всё время возлагала надежды на мужчину, с которым живу. А мужчины были какие-то надкусанные, поломанные. Мне приходилось собирать эти раздавленные торты. И каждый раз ничего не получалось. Женщина ведь с самого детства придумывает себе образ того самого мужчины. Мамы, бабушки, тёти ей в этом помогают. Она представляет, какая у них будет свадьба, какие дети. А потом — бац, и она влюбляется в совсем другого мужчину. Неплохого. Но он, например, неправильно ставит ударение или говорит "ёк-макарёк", или носит льняные рубашки. И её это бесит. Хотя, если бы она не придумала себе хе...ню об идеальном мужчине, льняные рубашки могли бы стать просто его фишкой. Я была очень несчастлива и не могла понять, почему мне 30 лет и у меня никого нет.

В психотерапии есть такое упражнение. Нужно взять листы бумаги и писать на них всё, что приходит в голову. Сначала будут сиюминутные дела и переживания, а потом вдруг польётся то, что действительно волнует, — с самого раннего детства. По идее, это должно иметь терапевтический эффект.

Наталья Гарипова: "Сначала тебя страшно открывать какие-то двери внутри себя. Но чем больше говоришь о своих переживаниях, тем свободнее становишься"

— Я говорю о том, что у меня никого нет, уже два года, и в какой-то момент поняла, что это перестало быть больной темой. У Vivienne Mort есть песня: "Была беда — стала музыка". Даже если мне плохо, я знаю, что это состояние в любом случае можно превратить в бит (блок шуток на одну тему. — Фокус). Взять хотя бы мой первый стендап про "я не секси". Это была моя внутренняя боль. Я не считаю себя сексуальной и женственной. Мне было страшно сказать об этом вслух, а потом прочитать ребятам-сценаристам, с которыми я работала.

Наташа говорит, что, когда читаешь свой стендап близким, это всегда момент откровения. Люди начинают понимать, что творится у тебя в голове, о чём ты думаешь.

— Сначала тебе страшно открывать какие-то двери внутри себя. Но чем больше говоришь о своих переживаниях, тем свободнее становишься. Они тебя больше не волнуют. Ты осознаёшь, что в этой жизни нет ничего серьёзного. Всё весело.

— Но если всё весело и поиск любви прекратился, как ты пишешь новые монологи?

— Даже если ты никого не ищешь, в твоей жизни всё равно что-то происходит. Я участвовала в передаче "Рассмеши комика", и после этого мне начали пачками приходить сообщения от мужчин. Там было много жести, и я написала об этом целый стендап. Например, есть мужчины, которые на фотографиях сидят в игрушечных машинках на детской площадке и показывают фак. Мне много таких пишет. Почему? Как сказать мужикам, чтобы они никогда в жизни так не делали? Что во мне такого, что они летят на меня, как пчелы на мёд?

Наташа делает большие глаза и размахивает руками. Она такая маленькая, но во время разговора из-за жестов и постоянных переходов в голосе пространство вокруг неё становится объёмным. Как будто сидишь в 3D-очках.

— Мне одновременно писали два человека. Сообщение одного: "Приветики, Натка! Ты спатки ложишься?". А второй писал: "Я тр..хну тебя так, что у тебя глаза на лоб вылезут". Я зашла на его страницу, и оказалось, что он состоит в группе "Сотня Иисуса Христа". Так много странных людей. Ты можешь себе это представить?

То, что Наташа рассказывает, одновременно смешно и знакомо. И, скорее всего, смешно — как раз потому, что знакомо. Наверное, в этом и заключается фокус стендапа — говорить то, о чём думают все, и делать это смешно.

— То, что ты рассказываешь на сцене, это всегда правда?

— Почти всё правда. По крайней мере предпосылка к шутке всегда правдивая, а вот повороты могут быть выдуманными. Хотя часто я рассказываю истории из жизни. Например, когда-то я жила со своим бывшим и его братом. Вышла в коридор, а по нему в буквальном смысле ползёт брат бывшего. Я очень испугалась, а потом оказалось, что он так долго сидел в туалете, что у него затекли ноги. В стендапе я шутила, что это было моей единственной в жизни ошибкой: надо было мутить с братом бывшего, потому что он более целеустремлённый.

Наталья Гарипова: "Вещи, которые тебя цепляют, в итоге станут лучшими битами. А если ты вымучиваешь стендап, делаешь его по математическим формулам юмора, это всегда видно"

Формула шутки

В жизни Наташа не ходит с красными губами и не надевает чёрное платье. Она маленькая, улыбчивая и очень подвижная. Мы сидим с ней на летней площадке McDonald's, и вдруг она отвлекается:

— Смотри! Женщина идет в бандане! — я оглядываюсь и действительно вижу девушку в чёрной футболке и бандане. — Что угодно может стать предпосылкой к шутке, если это заметить. Например, порассуждать, что заставило её надеть бандану? Как она поняла, что это ей необходимо?

Я думаю о том, сколько людей сидели рядом с Наташей в McDonald's и не догадывались, что стали героями её шуток или дали толчок для темы стендапа.

— Иногда я прямо в кафе сажусь и наблюдаю за людьми. По речи, паре жестов, обрывку разговора можно придумать комедийный образ. Например, я как-то заметила, что есть тип парней, которые завязывают свитер на груди. Я подумала, что, наверное, у них мёрзнет только спина. Или им никто не сказал, что после "Святошино" не будет остановки "Кембридж". Или что со спиной у них какая-то лажа. Что там за занавесом свитера? Кукольный театр? Янтарная комната? Так родилась шутка.

Наташа говорит, что не существует вещей, которые она не могла бы рассказать со сцены. Сначала этому не веришь, а потом вспоминаешь недавнюю историю из Facebook. Пиарщик из Москвы случайно познакомился с девушкой в интернете и занялся с ней виртуальным сексом — с помощью веб-камеры. Девушка записала видео, а потом потребовала три тысячи евро за то, чтобы эти кадры не попали к друзьям, коллегам и родным пиарщика. Он пару часов бился в истерике, а потом решил не вестись на "развод" и обстебал историю в Facebook. Наверняка ему было непросто говорить об этом, но результат того стоил. Он сэкономил деньги и стал популярен.

— Может быть, скоро я начну говорить о каких-то вещах из детства — о семье, о тех переживаниях, от которых не могу избавиться всю жизнь. Мне бы хотелось обрубить эти канаты. А ещё я думаю: вот расскажу об этом, а окажется, что и у другого человека такое было. Он увидит, что я несерьёзно к этому отношусь, и поймёт: всё можно пережить.

— Не боишься, что наступит момент, когда ты скажешь со сцены обо всём что наболело и темы закончатся?

— Это ежедневный страх. Но я с ним борюсь. Когда что-то в жизни меняется, сразу появляются темы для стендапа. Например, если через год я влюблюсь, смогу шутить на тему "Мне 32, и у меня первые серьёзные отношения".

Наталья Гарипова: "Счастье — это не когда рядом с тобой есть кто-то идеальный. Счастье может быть, когда ты, например, не ешь впопыхах, а выходишь с тарелкой на балкон, садишься в кресло и смотришь на солнце, на людей внизу"

По словам Наташи, лучший стендап — тот, в котором раскрыта одна тема, но со всех сторон. То есть то, о чём ты думал и чем терзался годами, можно просто взять и обшутить на сцене за семь минут.

— Вещи, которые тебя цепляют, в итоге станут лучшими битами. А если ты вымучиваешь стендап, делаешь его по математическим формулам юмора, это всегда видно. Да, это может быть смешно и забавно, но если это не та история, которую ты пережил сам, она не пустит в людях корни. Математики никогда не попадут в сердце.

— Какое твоё главное открытие за два года стендапа?

— Раньше я только думала, что нужно быть счастливой каждый день, а теперь я по-настоящему счастлива. Счастье — это не когда рядом с тобой есть кто-то идеальный. Счастье может быть, когда ты, например, не ешь впопыхах, а выходишь с тарелкой на балкон, садишься в кресло и смотришь на солнце, на людей внизу. Счастье — в простых вещах.

Через несколько дней после разговора с Гариповой на стендап-шоу я буду пытаться анализировать, почему от чьих-то шуток смешно, а кому-то хлопаешь, чтобы подбодрить. Крымский татарин, который шутит о том, что каждый раз в купе поезда представляется попутчиком новым именем, ведь настоящее они не запомнят, — смешно. Парень без одной руки с шутками про нелюбовь к хороводам и радость завязывать шнурки — смешно и немного стыдно. Мужчина с пародиями на сериал "Виталька" — вообще не смешно. Парень, зачитывающий с телефона шутки про свою выдуманную поездку на Lamborghini, тоже ноль.

Я вспоминаю свой любимый журналистский текст. Он о музее разбитых сердец в Загребе. Любой человек может отдать в этот музей артефакт своей несчастливой любви. Та журналистка ехала в Загреб за сильной и настоящей историей, а нашла только неубедительные наручники, костыль и презервативы. Зато она вспомнила о письмах своего отца теперь уже бывшей жене из тюрьмы. Он писал, что вокруг всё ужасно и единственное, что даёт ему силы, это обмылок земляничного мыла. Он напоминает о запахе жены и дочери, которую он никогда не видел. Журналистка писала, что, когда она рассказывает эту историю друзьям за столом, все замолкают. Когда после парня с шутками про Lamborghini на сцену выходит Гарипова, все смеются. Раньше я не могла понять, в чём её секрет. А теперь понимаю. Она говорит о своём земляничном мыле.

Фото: Александр Чекменёв

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.