Учат в школе. Какое образование нужно детям и о чем они мечтают

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Система образования требует серьезной модернизации, поскольку дети ХХІ века по-другому воспринимают информацию. Подборка лучших материалов о школе и образовательных реформах, опубликованных Фокусом в 2016 году

Related video

Традиционная школа учит молчать, обманывать и ненавидеть, — Алексей Греков

Fullscreen

Традиционная школа готовит детей к миру, которого больше нет. Моя бабушка была бухгалтером на заводе. Бухгалтерия представляла собой большое помещение на 40 столов, за которыми в затылок друг другу сидели люди в нарукавниках. Они быстро считали на счетах и аккуратно записывали бисерным почерком цифры в большие амбарные книги. Кому сейчас нужны эти люди-калькуляторы, люди-принтеры? А школа с упорством, достойным лучшего применения, продолжает штамповать кадры для несуществующих бухгалтерий, каждую из которых заменяет сейчас один компьютер, а то и вовсе облачный сервис.

Основатель школы "Афины" Алексей Греков рассказал Фокусу, почему нынешняя система образования готовит детей к жизни в несуществующем мире, чем учитель похож на садовника и когда сотрудники McDonalds потеряют работу. Читайте далее

Дело Якира. Почему учитель математики не советует искать формулу счастья и алгоритм успеха

Fullscreen

Самые кошмарные родители — те, кто реализовываются за счет детей. У них нет своей жизни. Такие родители приходят и говорят: "Вы знаете, у меня гениальный ребенок! Он должен выиграть олимпиады по математике, физике, химии и китайскому языку. Мы хотим, чтобы у него весь туалет был завешен дипломами". Такие родители мешают и мне, и ребенку.

Учитель математики Михаил Якир рассказал Фокусу о том, почему не все способные дети становятся успешными, как патологоанатом может помочь осознать ошибку, а также о талантах, интеллигентах и жлобах. Читайте далее

Школьная партия. Министр образования Лилия Гриневич о том, почему нельзя обойтись без двенадцатилетки

Fullscreen

Современному человеку важнее не запоминать большое количество теории, а уметь работать с ней — использовать для решения жизненных и профессиональных проблем, уметь критически мыслить, анализировать и формировать свое отношение к той или иной проблеме. В новой двенадцатилетней школе мы сможем сформировать выпускника, который будет развитой личностью, гражданином-патриотом, инноватором. Это те цели, которые мы ставим в образовании. Достигнуть их за 11 лет без вреда для здоровья ребенка просто невозможно

Лилия Гриневич рассказала Фокусу о том, почему нельзя обойтись без 12-летнего школьного образования, как изменился подход абитуриентов к выбору вуза после перераспределения госзаказа и почему на образование нужно ежегодно тратить не менее 7% ВВП. Читайте далее

Дано доказать. О чем мечтают и чего боятся украинские вундеркинды

Fullscreen

Разговоры с этими детьми оставляют странное послевкусие. Ты пытаешься вспомнить себя в их возрасте, вспомнить, что тогда волновало. Счастье? Будущее? Предчувствие чего-то большого и прекрасного? Конечно, я спрашивала у учителей, кем становятся потом такие дети. Ответ получила размытый: "Мы не следим за их судьбами, но не слышали ни об одном случае, чтобы человек опустился, спился или с ним произошло что-то ужасное. Кто-то стал профессором в Оксфорде, кто-то — айтишником в международной компании". Математик из другой специализированной школы, мне кажется, ответил на этот вопрос более честно: "Некоторые достигают больших высот в науке, становятся теми, кого мы называем выдающимися учеными. Остальные превращаются в обычных людей. Но дай бог нам всем так взлететь, как они падают".

Фокус побывал в Украинском физико-математическом лицее КНУ им. Тараса Шевченко и узнал, чем мир юных гениев-математиков и физиков отличается от мира их сверстников. Читайте далее

Уровень — боги. Как творить мир с помощью слов и красок

Fullscreen

Умиление и снисходительные улыбки, которыми вы привычно одариваете детские рисунки, прячьте подальше — работы учеников харьковской студии Aza Nizi Maza загонят вас в тупик, собьют с толку и не дадут притворяться. Нет, это не гении и не вундеркинды, а обычные дети, чьи фантазии материализуются в картинах, чьи глаза смотрят с автопортретов с иконографическим вниманием. Это освобожденные фантазии, а иногда и страхи, от которых художественные школы обычно заслоняются классическими портретами и натюрмортами.

Как ученики харьковской студии Aza Nizi Maza творят мир, населенный плавающими в банке с огурцами мальчиками, канатоходцами, которых тошнит, и социально незащищенными пиратами. Читайте далее

Учиться договариваться. Чем домашняя школа отличается от обычной

Fullscreen

Пять лет назад три семьи решили сделать домашнюю школу для своих детей-первоклашек. Идея появилась весной, а к осени уже построили небольшой двухэтажный дом, где и начали проводить занятия. Думали: "Попробуем. Если не получится, дети пойдут в обычную школу, просто на год позже". Так родители стали еще и учителями. Сейчас в "БеркоШко" учатся девять человек в шестом классе и одиннадцать — в первом.

Одна из основательниц проекта "БеркоШко" Валентина Мержиевская рассказала Фокусу, почему альтернативное образование не блажь родителей, кому подходят домашние школы и чем они отличаются от обычных учебных заведений. Читайте далее