Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Украинский экспорт в Канны

Украинский экспорт в Канны
В конкурсе очередного Каннского фестиваля Украина представлена самым неожиданным образом. Австрийский режиссёр Ульрих Зайдль везёт на кинофорум фильм «Импорт/Экспорт» — историю любви украинской гастарбайтерши и австрийского скинхеда. Исполнительница главной роли — актриса Николаевского драмтеатра Екатерина Рак — угодила в компанию титулованных актрис, празднующих в Каннах 60-летие мероприятия
000


Оргкомитет Каннского фестиваля в этом году ослепляет «представительским классом» участников и гостей. Специально к юбилею любимым режиссёрам Канн — в числе которых Кроненберг и Китано, Кончаловский и Каурисмяки, Кар-вай и братья Коэны — предложено привезти с собой по трёхминутному фильму на тему «Зал кинотеатра». Согласитесь, тема — не для боевиков. Хотя, кто знает, фантазия режиссёров изощрённая…

Битва титанов
В список 22 конкурсантов страшно заглядывать. Таким перечнем имён не мог бы похвалиться и пафосный фестиваль 2005 г. Основное внимание будет уделено режиссёрам и их новым картинам. Среди них немало лауреатов прошлых лет. К примеру, Квентин Тарантино. В 1994-м его «Криминальное чтиво» завоевало главный приз. В нынешнем он явит публике «Доказательство смерти» — полную версию (120 минут фестивального фильма против 87 прокатного) хоррора «Молотильня», снятого совместно с Робертом Родригесом.

"Импорт/Экспорт". Кадр из фильма
"Импорт/Экспорт". Кадр из фильма


Россиянин Александр Сокуров везёт в Канны уже свой пятый фильм — «Александру» с оперной примой Галиной Вишневской в главной роли. Картина претендует на главную кинематографическую награду — «Золотую пальмовую ветвь». Больше него из нынешних участников на фестиваль приезжал только тайванец Хоу Сяо Сьен, который привозит свои фильмы в шестой раз. Второй русский фильм, представленный в Каннах, — «Изгнание» Андрея Звягинцева, продолжает метафорическую стилистику его сенсационного дебюта «Возвращение». После завоёванных в Венеции двух «Золотых львов» режиссёра считают прямым наследником Андрея Тарковского и о его вероятном успехе говорят даже мэтры кино. К слову, жюри конкурса короткометражных фильмов-дебютов возглавляет также россиянин — автор нашумевшей картины «Остров» Павел Лунгин. До него почётную миссию вручения «Золотой камеры» выполняли такие гиганты, как Вим Вендерс и Мартин Скорсезе.

«Наші» в Каннах
Благодаря австрийцу Ульриху Зайдлю на нынешнем фестивале будет представлена и Украина.
Ульрих учился в Вене. Изучал журналистику, театроведение и историю искусств. Чтобы оплачивать обучение, подрабатывал сторожем, работал на складе и «тестируемым пациентом фармакологической продукции». Только в 26 лет решился посещать киноакадемию, которую успешно забросил после дебюта своего первого документального фильма Einsvierzig (1980). Проработав двадцать лет в документалистике, Зайдль снял свой первый полуигровой фильм «Модели» (1999). Успех пришёл к нынешнему каннскому конкурсанту на Венецианском фестивале, отметившем своей наградой его «Собачью жару» (2001).

"Импорт/Экспорт". Кадр из фильма
"Импорт/Экспорт". Кадр из фильма


«Действие моего нового фильма «Импорт/Экспорт», — сообщил Ульрих Зайдль Фокусу перед началом съёмок в Украине, — будет разворачиваться зимой. По сути, это антипод «Собачьей жары». Я жду зимних, жутких, собачьих холодов на Украине, чтобы приступить к съёмкам. Никакого солнца!»

Увы, ждать австрийцу пришлось долго: зима в Украине выдалась на диво тёплая.

Но Зайдль никуда и не спешил. Только отбор актёров для фильма, который покажут Каннской публике, отнял у его съёмочной бригады год. Скинхеда Пауля нашли быстро, а вот на главную женскую роль пробовались 500 актрис. Искали их не только в Киеве, но и в регионах. В конце концов, на роль медсестры Ольги взяли Екатерину Рак — актрису Николаевского художественного театра. Зная пристрастие австрийского нонконформиста к непрофессиональным актёрам, выбор удивительный, но, конечно, не случайный.

"Импорт/Экспорт". Кадр из фильма
"Импорт/Экспорт". Кадр из фильма


Нынешняя претендентка на звание лучшей актрисы Канн — не единственная, кто прошёл изнурительный кастинг. По результатам кинопроб в фильм угодил ученик 11 класса СШ № 24 Краматорска Дима Гачков. Бедному мальчику приходилось пить и курить перед камерой (о чём он потом просил прощения у мамы).

Екатерина Рак тоже не сразу вжилась в роль медсестры-иммигрантки. В общем, это было как раз то, что нужно Зайдлю. «Сначала мы искали украинку, живущую в Австрии. Но оказалось, что девушки, живущие здесь, успевают освоиться в стране за несколько месяцев пребывания в ней. Я хотел найти актрису, которая никогда не была на Западе. Нужно было запечатлеть её непосредственную реакцию, эмоции», — говорил Зайдль. 
 
Каких-то 10 лет назад голливудские промышленники в поисках дешёвых панорамных видов снимали в Чехии. Теперь слава самой дешёвой съёмочной площадки у Украины.

Топ-10 самых кассовых фильмов-победителей Каннского кинофестиваля



Конкуренты не дремлют
Мало кто знает, но первый кинофестиваль в Каннах был запланирован на сентябрь 1939 г. В аккурат, когда началась Вторая мировая. Пришлось отложить мирные утехи синефилов до лучших времён. Фестиваль возобновился лишь 1946-м. С этого года Канны и насчитали себе 60 полновесных лет. Один срыв не в счёт — фестиваль 1968-го не состоялся из-за знаменитой Студенческой революции.

«Золотую пальмовую ветвь» традиционно изготавливают ювелиры швейцарского дома Chopard
«Золотую пальмовую ветвь» традиционно изготавливают ювелиры швейцарского дома Chopard


К слову, как раз тема революции волнует Ульриха Зайдля меньше всего. «Текущую политическую ситуацию в Украине я освещать не собираюсь, да и вообще в моих фильмах это не главное, — говорит австрийский режиссёр. — Для меня важнее тот факт, что в Украине много безработных. Моя героиня — медсестра, которая хочет уехать в Австрию на заработки. В Австрии 90% уборщиц — женщины из Украины или Молдовы. Многие из них приезжают в страну нелегально, они охвачены страхом, годами не видят родных».

Зайдль — в числе немногочисленных дебютантов Канн. Но даже среди них у его «Импорта/Экспорта» есть достойные конкуренты. К примеру, лента американца Дэвида Финчера «Зодиак», которую сняли с проката, как только стало известно, что её представят в Каннах.

В дни фестиваля набережная Круазетт становится центральной улицей мира
В дни фестиваля набережная Круазетт становится центральной улицей мира

 

Фестивальные хроники
1947
Началось строительство Дворца Фестивалей. После первого же шторма
крыша нового здания рухнула. Не меньший интерес, чем это ЧП, у журналистов вызвал Жан-Поль Сартр, которого они впервые увидели в купальном костюме.
1953
Президент жюри Жан Кокто попросил
членов жюри смотреть конкурсные фильмы по два раза.
1955
Гран-при фестиваля сменяет «Золотая пальмовая ветвь». Главная сенсация конкурса: заявление члена жюри живописца Диньемона о том, что последний раз он был в кино в 1913 г.
1977
На фестиваль приехала княгиня Монако Грейс (голливудская актриса Грейс Келли). Некий журналист польстил ей: «Вы не менее популярны, чем Пеле!». На что Грейс ответила: «Просто немногие видели, как я играю в футбол».
1980
Изабель Юппер повторяет рекорд Жан-Луи Трентиньяна 1969 г.: исполняет главные роли сразу в трёх фильмах-конкурсантах: «Лулу», «Спасай, кто может (жизнь)» и «Наследница».w
1983
Проныре-журналисту удалось узнать о победе японского режиссёра за полчаса до объявления решения жюри. Он пришёл к Нагисе Осиме и поздравил его с победой. Растроганные японцы с ним выпили. Вскоре журналюге пришлось спасаться бегством, а японцам — увеличить дозу. В Каннах победила картина Сохеи Имамуры.
1989
Микки Рурк опоздал на пресс-конференцию, посвящённую фильму «Святой Франциск», в котором сыграл главную роль, на 35 минут. Когда его спросили, изучал ли он жизнь святого Франциска, Рурк ответил: «Да. Я пытался меньше есть».
1990
В центре внимания — Виктор Каневский. Советский режиссёр прибыл без единого франка и раньше срока, подрался, побывал в полицейском участке, а также переночевал на пляже… 

 Дебютанткой считается и француженка Катрин Брейя. Та самая, что всласть поиздевалась над звездой порнофильмов Рокко Сиффреди, сняв нашумевшую «Порнократию» с его участием. Рокко в фильме работал, в основном, ушами, выслушивая длинные монологи главной героини. На 60-летии Канн Брейя покажет свою версию «Опасных связей» — костюмную эротическую драму «Старая любовница». В фильме снялись Азия Ардженто и Амира Казар. У нашей артистки Екатерины Рак достойные конкуренты.

Кино под икорку
Канны — это не столько тонны чёрной икры, заказанной для гостей на Сахалине, сколько возможность заявить о себе. Это хорошо понимают члены нашей официальной делегации в городке со всемирной славой. В нынешнем году с помощью Nemiroff им удалось организовать в каннском ресторане «Лонг-Бич» презентацию украинского кино. Будут на ней и горячительные напитки, и нарезочка из новых украинских фильмов. К примеру — отрывки из «У реки» Евы Нейман — с Ниной Усатовой и Мариной Полицеймако в главных ролях. Покажут и отрывки из работ учителя режиссёра — Киры Муратовой — «Два в одном» и «Кукла». А также — представят «сырой» вариант нового фильма Романа Балаяна, который взялся за режиссуру впервые за 17 лет.
 
— Наконец-то Роману удалось осуществить свою идею за украинские деньги, — сказал в интервью Фокусу Андрей Халпахчи, формальный «хозяин» каннской презентации. — Канны — это ведь не только основной конкурс. Для многих, и нас в том числе, важно заявить, что кинорынок в стране есть и он развивается. К сожалению, в Украине нет конкретной организации, которая бы занималась дистрибуцией наших фильмов в Европе. Однако процесс налаживается. Киру Муратову поддержала российская компания «Централ Партнершип», немецкая компания MDC является дистрибьютором фильмов «Штольня» и Orangelove. Для нашего кино забрезжил свет в конце тоннеля.








 

Блиц-интервью
Накануне Каннского фестиваля Фокусу удалось пообщаться с Екатериной Рак, артисткой Николаевского художественного драматического театра, исполнительницей главной роли в фильме «Импорт/Экспорт».

— Катя, верно ли, что это ваша первая роль в кино?— Да, правда. Но на сцене театра я работаю уже 10 лет. Закончила институт культуры и студию при украинском театре. А ещё училась в медучилище. Это мне очень пригодилось, ведь моя героиня Ольга — по сценарию медсестра. Режиссёр просил меня не играть, быть естественной. Я думаю, мне было бы легче справиться с ролью, если бы я действительно была непрофессионалом.

— Кто ещё из украинцев прошёл кастинг у Зайдля?
— Мне подобрали «семью»: брата, мать и сестру из числа тех, кто никак не связан с миром кино или театра. Более того, среди безработных — на этом настоял Зайдль. В фильме они играют самих себя — обездоленных украинских людей.

— Зная предыдущие работы австрийца, можно предположить, что и в новом его фильме много откровенных и жёстких сцен? Вас не смущал экспериментальный характер фильма?
— Нет, я не согласна. Просто он снимает реалистичное кино. Конечно, сначала было трудно согласиться сыграть ряд сцен. Но Ульрих мне объяснил, что по-другому будет плохо, неправдиво. Такие сцены были необходимы по сюжету.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.