Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Выпускники и их родители пересматривают планы о получении высшего образования

Выпускники и их родители пересматривают планы о получении высшего образования
Из-за кризиса украинские абитуриенты и их родители пересматривают планы о получении высшего образования. Вместо очной формы выбирают заочную, вместо дневной – вечернюю. Некоторых посещает мысль и вовсе отказаться от «вышки»
000


Несколько лет назад Анатолий Водяницкий окончил Киевский политехнический институт. И хотя работать пошёл не по специальности, студенческие годы и преподавателей вспоминает с благодарностью. «Знания, полученные в институте, очень пригодились мне. Хотя доучиваться приходится по сей день»,– говорит он. 

Противоположного мнения придерживается Павел Иванов, тоже окончивший политех. «Институт не даёт необходимых знаний, поэтому уже на третьем курсе нужно искать работу и развиваться профессионально. Тогда неважно будет, кто ты, бакалавр или магистр. Ведь это просто корочка», – утверждает он. 

Вечный спор «корочка или знания» наиболее актуален в кризисное время, когда у родителей нет денег, чтобы оплатить учёбу любимого чада в вузе. Когда банки не дают кредитов на обучение. И когда особенно важно знать, насколько поможет при трудоустройстве и сама корочка, и то, что за ней стоит. 

Всем по диплому 
Сейчас в Украине действует 881 высшее учебное заведение, из них 240 – ІІІ–ІV уровней аккредитации (то есть институтов и университетов) всех форм собственности и подчинения. 



Великобритания
60 142

Испания
46 60


Франция
63 41

Италия
60 65

Украина
46  240

Население, млн. чел. 



Количество университетов


Госнезаказ
Один из главных вопросов, интересующих абитуриентов, – наличие бюджетных мест в вузах. Прогнозы не очень обнадёживающие. Как рассказал преподаватель одного из столичных институтов, количество бюджетных мест на факультете сокращено до 5–6. И фамилии студентов, которые туда попадут, известны заранее. 

Официальной информации на эту тему нет. Институты, университеты и академии пока сами остаются в неведении. «К сожалению, ни один вуз Украины до конца июня – начала июля не знает, какой государственный заказ утверждён во всех министерствах», – рассказывает ректор Харьковского аэрокосмического университета (ХАИ) Владимир Кривцов. По его словам, в ХАИ госзаказ (то есть количество бюджетников) для 1 курса дневного отделения обычно составляет 840–850 человек. 

Не берётся судить о количестве бюджетных мест и первый проректор НТУУ КПИ Юрий Якименко. 

Если государство всё же сократит госзаказ (а бюджетных денег сейчас нет ни на что, значит, нет и на образование), оно сможет, с одной стороны, неплохо сэкономить, а с другой – подзаработать на контрактниках. «Кто ответит, можно ли в неотапливаемой аудитории учить контрактников или поселять их в холодных комнатах общежития? Деньги контрактников сделали бюджетными, и вузы не имеют права распоряжаться этими средствами», – жалуется Владимир Кривцов. 

К слову, институты, с которыми общался Фокус, пока не повышали стоимость контрактного обучения. Может быть, как раз потому, что лишились прямого доступа к этим деньгам. Зато государство официально позволило им получать доход иным образом. 

Правда, и по количеству студентов контрактной формы обучения прогноз не очень оптимистичный. Во многих вузах ожидают сокращения числа абитуриентов, готовых учиться на платной основе. Падения спроса прогнозируют, в частности, в КПИ, хотя там не считают, что это будет связано с финансовыми трудностями потенциальных студентов. «Это скорее демография. На тестирование в нынешнем году зарегистрировалось меньше людей, чем в прошлом. Выпускников школ становится меньше. Но на наш вуз в большей степени повлияет другой фактор. Для поступления в КПИ мы обязательно требуем сертификат по физике. А на тест по физике зарегистрировалось всего 30 тысяч абитуриентов», – говорит Юрий Якименко. 

Естественно, количество желающих учиться в каждом вузе зависит не только от числа бюджетных мест, но и от того, какие специальности там предлагают. В идеале госзаказ должен соответствовать запросам хозяйственного сектора. 

«Уже сейчас видно, что инженеров не хватает. Есть перепроизводство по одной специальности и недостаток по другой», – говорят в КПИ. Поэтому теперь абитуриенты (и их родители) более внимательно относятся к выбору профессии и десять раз подумают, прежде чем идти на престижную некогда «экономику и менеджмент». Ведь выпускникам менее популярных (обычно технических) специальностей работу будет найти легче. Особенно после кризиса. Однако вопрос качества образования остаётся открытым. 

Заочная корочка
«Большинство студентов учатся по системе copy-paste, то есть формально выполняют требования учебного процесса, не получая глубоких знаний», – говорит Игорь Власюк, президент ассоциации «Частные инвесторы Украины», отец двух сыновей студенческого возраста и бывший вузовский преподаватель. Его старший сын решил не просиживать штаны на протяжении пяти лет в институте. После 9-го класса он пошёл в училище и начал работать в страховой компании. А сейчас намеревается получить высшее образование по экономике, но заочно. 

У 26 нянек
Учебные заведения передадут в подчинение Министерству образования и науки в течение 2010–2011 годов. Как считает министр Иван Вакарчук, подчинённость университетов государственной формы собственности 26 разным министерствам и ведомствам является дополнительной проблемой, которая иллюстрирует несовершенство высшего образования. При этом, по словам министра, его попытки централизовать управление отраслью неизменно наталкивались на сопротивление других министерств.


Зачем идти на стационар, если можно сразу работать, а образование получить заочно? В последнее время эта тема популярна на многих интернет-форумах. Причём такой путь обсуждают не только будущие студенты, но и их родители. Ведь на работе можно приобрести необходимый опыт. А выпускники вузов часто приходят в компании «стерильными», неспособными к профессиональной деятельности, которую они теоретически изучали 4–5 лет. Заочная же форма – если нужна только корочка – позволяет ещё и сэкономить. Например, среди киевлян в последнее время популярна идея получить заочное образование в Чернигове. Там берут меньше. 

В итоге работодатели сплошь и рядом недовольны выпускниками, студенты – программами обучения, а преподаватели – студентами. 

«Они приходят сюда не для того, чтобы стать инженерами. Кто-то хочет сразу быть директором завода, кто-то – хозяином АЗС. Поэтому знание предмета их не интересует», – жалуется на подопечных преподаватель одного харьковского технического вуза, получавший образование в начале 90-х. 

Дайте робота! Павел Репало недоволен: немецкие студенты учатся программировать iPhone, а для наших – счастье увидеть старого полуразобранного робота
Дайте робота! Павел Репало недоволен: немецкие студенты учатся программировать iPhone, а для наших – счастье увидеть старого полуразобранного робота


«Наше образование если ещё и не сдало позиции в фундаментальных науках, то в прикладной области и передовых технологиях отстало лет на 30, – уверен бывший студент политехнического института Павел Репало. – Недавно, находясь в командировке в Германии, я встретился с троюродным братом, он там учится на той же специальности, что и я в своё время выбрал. Так вот, у них в предметах для свободного выбора сейчас имеется возможность посетить полугодичный курс – программирования для iPhone. Робототехнику вплотную изучают на примере реальных современных роботов, на лабораторных работах пишут программы на современном языке Java. Мы же считали за счастье подержать старого полуразобранного робота. А, к примеру, программирование интерфейсов компьютерных программ изучалось по стандартам 1988 года». 

Подобные жалобы часто доводится слышать не только от техников, но и, например, от дизайнеров. 

Означает ли это, что от высшего образования сегодня следует отказаться? Вот что по этому поводу думает Игорь Власюк: «Несмотря на то, что средний уровень профессиональной подготовки выпускников вузов продолжает снижаться, по-прежнему формальное наличие высшего образования в требованиях к соискателям менеджерских должностей присутствует как обязательный критерий. Очень много примеров, когда топ-менеджеры кроме базового технического образования вынужденно получают заочное экономическое или финансовое. Так что смысл тратить деньги на получение корочки, несомненно, есть». 

Велено зарабатывать
В начале марта Виктор Ющенко подписал изменения в Закон
«О высшем образовании», разрешающие вузам создавать самостоятельные хозрасчётные подразделения для предоставления услуг в сфере высшего образования. Правда, такое право даровано только вузам, имеющим статус национальных.


От бывших студентов
Столь же однозначно отвечали на вопрос, нужно ли получать высшее образование, экс-студенты. Светлана Труханская, бывшая студентка КНЭУ, а ныне работник финансовой сферы, уверена, что вуз учит мыслить и дисциплинирует. «Моё мнение, что большинство детей – оболтусы. И без дисциплины им никуда не деться», – утверждает она. 

А вот Мария Стрелецкая, тоже бывшая студентка КНЭУ, одной из главных проблем считает непонимание школьниками и абитуриентами того, кем они станут по окончании обучения по выбранной ими специальности. «Человек рассчитывает, что будет учить одно, а получает в итоге совсем другие, иногда ненужные знания», – говорит она и советует абитуриентам внимательнее относиться к выбору специальности. 

Электричество – вечно. Выпускник КПИ Анатолий Водяницкий уверен: несмотря на кризис, высшее образование получать нужно: закон Ома действует в любой экономической обстановке
Электричество – вечно. Выпускник КПИ Анатолий Водяницкий уверен: несмотря на кризис, высшее образование получать нужно: закон Ома действует в любой экономической обстановке


Распространённое же мнение о том, что учиться на заочном стоит только ради корочки, как оказалось, не совсем верное. Юлии Яворской немного не хватило проходного балла, чтобы попасть на стационарную форму обучения в КПИ. Пришлось идти на заочный. «Для меня это была возможность самообразования. Нам очень много задавали, а лекций было мало», – вспоминает она. На качество полученных знаний Юлия не жалуется и вовсю работает над диссертацией.

Кстати, в том, что после вуза не хватает знаний, бывшие студенты часто винят себя.

«Сейчас, например, я вижу, что мне нужно было налегать на финансы и бюджет. А я почти ничего не запомнила из института. Хотя то, что я сейчас делаю, мы учили на курсе «Финансы», – вспоминает Светлана потерянные годы. 

Анатолию Водяницкому институт дал необходимые азы, до всего же остального приходится доходить самому. «Электричество – очень большая штука, тут учиться и учиться», – смеётся он.

Тестирование. Сюрпризы-2009 для выпускников школ

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.