Прорыв подкрался незаметно. Почему мир как никогда близок к победе над сексизмом

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

2018-й обещает вывести человечество на новый виток развития. Тот самый виток, на котором сексизм будет окончательно побежден

Related video

Мир меняется на глазах. Становится толерантнее, дружелюбнее, да и просто комфортнее для жизни разных людей. "Мужского мира", о котором пел Джеймс Браун в 1960-х, больше не существует — он стал общим, в равной степени принадлежащим мужчинам и женщинам. Даже не потребовалось революций. Судьбоносные перемены осуществлялись эволюционным путем, постепенно и неуклонно. Вначале все происходило медленно, но в последние годы этот процесс набрал внушительную скорость, и наступивший 2018-й обещает вывести человечество на новый виток развития. Тот самый виток, на котором сексизм будет окончательно побежден.

Выигранное время

В истории было несколько прорывных моментов, качественно изменивших положение женщины в обществе. Получение имущественных прав — возможность наследовать, владеть и распоряжаться движимой и недвижимой собственностью изменило многое. Признание всеми мировыми религиями наличия у женщины души потребовало переосмысления института брака. И это же сказалось на признании изнасилования наказуемым преступлением, а убийство или нанесение увечий женщине по степени тяжести было приравнено к тем же действиям в отношении мужчины. Затем появилось такое понятие, как общественное осуждение домашнего насилия: раз уж постановили, что у жены есть душа, бить и обижать ее не стоит. Позже женщин допустили к классическим системам высшего образования, по сути, дав возможность интеллектуально и профессионально развиваться наравне с мужчинами. Следующим семимильным шагом было предоставление политических прав. Затем появились эффективные средства контрацепции, позволившие наконец планировать беременность, а не зависеть от случая. И вот недавно произошел еще один прорыв, по значимости ничуть не уступающий любому из перечисленных. Возможно, менее эффектный, чем предыдущие, он пока не привлек внимание обывателей, не стал сенсацией, но его последствия, безусловно, ощутит на себе каждый, кому предстоит жить в третьем десятилетии XXI века. Дамы получили то, чего у них никогда прежде не было, — запас времени.

Тиканье биологических часов теперь уже не звучит угрожающе. Благодаря современным медицинским технологиям репродуктивный возраст женщины продлен. Морально-этические и социальные ограничения, прежде сдерживавшие применение этих технологий, наконец сняты.

На выборах женщины в среднем на 7–10% активнее мужчин

В 2017-м Британское бюро национальной статистики обнародовало информацию о том, что женщин, родивших после сорока, впервые со времен Второй мировой войны оказалось больше, чем двадцатилетних рожениц. Отложить материнство до зрелого возраста теперь не просто физически возможно, а социально приемлемо. Дилемма "карьера или семья" перестает быть неразрешимой. Раздвинувшиеся временные рамки позволяют успеть и то и другое без психологического прессинга. Не разрываясь между желанием быть рядом в первые годы жизни ребенка и стремлением проявить себя в начале карьеры.

Управленческая экспансия

То, что дамы выиграли время на самореализацию, вероятнее всего, усилит уже заметный тренд увеличения количества женщин — топ-менеджеров крупнейших мировых бизнес-структур. В список генеральных директоров компаний — фигурантов Fortune 500 в 2017 году вошли 32 женщины. Это максимальный показатель за всю 63-летнюю историю рейтинга.

Под началом представительниц прекрасного пола работают флагманы самых разных отраслей, от производителей продуктов питания и других товаров массового спроса (PepsiCo) до оборонных контракторов (Lockheed Martin).

По прогнозам датской инвестиционной группы Saxo, в 2018 году топы женского пола возглавят более 60 крупных корпораций. Количество женщин на менеджерских позициях среднего звена тоже увеличится. В западных странах среди тех, кто после колледжа продолжает образование в Graduate School (по сути в вузе), давно преобладают дамы. В США в последние 10–15 лет женщин-бакалавров в полтора раза больше, чем мужчин. Среди обладателей степени МВА долгое время преобладали мужчины, но теперь и здесь гендерный счет сравнялся.

Увеличение численности образованных дам влечет за собой рост их удельного веса на должностях, предполагающих высокий уровень квалификации. Причем для мировой экономики это благо. По оценкам McKinsey, повсеместное введение практик гендерного равенства может увеличить мировой ВВП на $12 трлн за 10 лет.

"То, что женщины эффективны в управлении, — далеко не новость, — говорит гендерный эксперт Мария Дмитриева. — Очень часто в кризисный для компании период на топ-менеджерскую позицию назначают женщину. Высокая стрессоустойчивость и работоспособность, склонность к сбалансированной политике и неимпульсивным решениям — эти качества женщин-руководительниц помогают структуре пережить тяжелые времена. Правда, как только кризис минует, собственники зачастую вновь заменяют их мужчинами. Это называют "стеклянным обрывом". Однако это вовсе не значит, что женский менеджмент хорош только в критической ситуации. Со стабильным системным управлением он тоже прекрасно справляется".

Согласно отчету Global Gender Gap Report 2017, в среднем в мире разница в зарплатах женщин и мужчин составляет чуть менее 30% — в пользу последних

В Украине горизонты карьерных возможностей женщины зависят от отрасли. Если, к примеру, в Соединенных Штатах дама вполне может возглавить оборонное предприятие, то в наших широтах это пока нереально. Зато в пищевой промышленности, образовательных и лечебных учреждениях удельный вес женщин на ключевых, в том числе топовых, позициях довольно высок. Де-факто в стране существуют "мужские" и "женские" сферы деятельности. Причем мужчине при желании ничто не мешает сделать карьеру в женской сфере, а женщина в мужской вряд ли поднимется выше уровня линейного менеджера.

Феминистские организации упорно и небезуспешно борются с этим явлением. В 2017 году борьба шла особенно активно: что только они не устраивали — сетевые флешмобы, круглые столы, тематические арт-проекты. И лед, кажется, тронулся. В конце декабря был отменен приказ Министерства здравоохранения №256, содержавший список из 450 профессий, запрещенных для женщин.

Сама логика составления этого списка угадывается с трудом. К примеру, украинкам запрещали становиться кондукторами на железной дороге, ночными флористами, слесарями, пожарными и водолазами. При этом никто не возражал против того, чтобы они укладывали асфальт, водили городской общественный транспорт и служили в полиции. Впрочем, проблема заключалась даже не в алогичности списка — сам факт его существования был проявлением гендерного неравенства. Потому показательно, что он был не скорректирован, а именно отменен. Госструктуры больше не диктуют нашим соотечественницам, в каких сферах им можно работать.

Чистка медиапространства

Еще один очевидный глобальный тренд 2017 года, который, вероятнее всего, усилится в 2018-м, — массовая культура вообще и СМИ в частности активно избавляются от проявлений сексизма. Кинематограф, телевидение, печатные издания, онлайн-медиа, наружная и POS-реклама никогда еще не были так политкорректны по отношению к женщине. На то есть как минимум три причины. Во-первых, повышенная активность женских правозащитных организаций. В США, Канаде, Австралии и странах Западной Европы любое публичное высказывание или действие, в котором можно усмотреть оттенок сексизма, немедленно вызывает волну осуждения в соцсетях и череду судебных исков. Во-вторых, политическая воля. Женщины — чрезвычайно важный электоральный сегмент. По оценкам различных западных консалтинговых структур, дамы участвуют в выборах в среднем на 7–10% активнее, чем мужчины. Желание властей заручиться их поддержкой вполне объяснимо. В-третьих, уже упомянутое увеличение значимости женщин в мировой экономике. Улучшение карьерных перспектив влечет за собой рост заработков.

Fullscreen

Лера Польская: "Я жду выхода в медиа новых героев — обычных женщин, которые точечно влияют на общество и меняют мир к лучшему"

"Последние девять лет, начиная с кризисного 2008-го, большинство маркетинговых стратегий на потребительских рынках были построены на классической схеме "семейной покупки". Предполагалось, что решения о приобретении товаров повседневного спроса принимают в основном женщины, а о крупных дорогостоящих покупках — мужчины. Поэтому рекламу сока лучше адресовать женской аудитории, а рекламу бытовой техники — мужской. Эту схему пора пересматривать", — пишет Аллан Крегсон, профессор социальной психологии из университета Berkley, в экспертной колонке, опубликованной на сайте исследовательского центра Technavio. В ней Крегсон комментировал данные недавнего медиамониторинга, свидетельствующие о том, что в 16 исследуемых странах (Украины среди них, к сожалению, не было) в 2017 году заметно увеличился объем производства рекламы, рассчитанной на женщин. Даже те бренды, для которых ядром целевой аудитории традиционно были мужчины, теперь генерируют промомеседжи, рассчитанные на привлечение внимания дам. К слову, эксперт отметил, что стилистика и тональность большинства роликов и публикаций, адресованных мужчинам, тоже изменилась. Теперь они явно создаются так, чтобы, привлекая мужскую аудиторию, не отталкивать женскую. "Сексистская реклама не просто оскорбительна и чревата исками, она в принципе не обеспечивает роста продаж, поэтому компании, контролирующие эффективность использования собственных рекламных бюджетов, отказываются от нее даже без жалоб со стороны женских общественных организаций", — подчеркивает Мария Дмитриева.

Украинские рекламисты, медийщики и публичные личности со временем тоже приучатся соблюдать нормы политкорректности в гендерных вопросах, чтобы не вызывать общественного осуждения. Но это дело будущего, а пока общественные организации мониторят медиапространство на предмет сексизма и пытаются призвать к ответу тех, кто позволяет себе подобные вольности. Для нашей страны это явление относительно новое. Осенью 2017 года Лига защиты прав женщин "Гармония равных" запустила проект "Украина без сексизма". Суть его проста. Активисты отслеживают и реагируют на проявления сексизма в рекламе, СМИ и высказываниях публичных людей. Подают жалобы в Индустриальный гендерный комитет по рекламе, в офис Уполномоченного по правам человека и в Государственную службу по вопросам безопасности продуктов питания и защиты прав потребителей. Ко времени написания этой статьи представители лиги успели подать 107 жалоб.

В 2017 году в Великобритании рожениц за сорок оказалось больше, чем двадцатилетних

"Когда речь идет о рекламе, привлечь нарушителя к ответственности проще, — признается глава лиги Александра Голуб. — Правда, пока речь идет только о небольших штрафах, от 700 до 1200 грн, но мы уже работаем над тем, чтобы суммы стали ощутимее, а критерии сексистской рекламы более четкими. Для этого нужно заручиться поддержкой народных депутатов и внести изменения в Закон "О рекламе". С проявлениями сексизма в редакционных материалах все сложнее. Мы уже жаловались в Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания по поводу унижения женщин и сцен насилия в видеороликах, но реакции пока не добились. Приходится рассчитывать на сознательность журналистов".

14 декабря 2017-го представители лиги и десяти украинских изданий подписали меморандум о сотрудничестве, обязывающий избегать публикаций, унижающих женщин или мужчин и транслирующих гендерные стереотипы, а также соблюдать принцип уважения к каждому человеку и вести просветительскую работу относительно негативного влияния сексизма на общество. Александра Голуб рассчитывает, что в 2018 году количество подписантов значительно увеличится и со временем этот документ станет источником новых стандартов отечественного медиапространства.

Эра разнообразия

Образ женщины, транслируемый массовой культурой, разительно изменился. Представления о красоте, требующей жертв, устарели. В моду вошли естественность и комфорт. Процесс демократизации дресс-кодов достиг логического завершения. Если три года назад удаление нескольких участниц Каннского кинофестиваля с красной дорожки из-за того, что они были в туфлях на низком каблуке, вызвало скандал, то в 2017-м вопрос о том, что для этого мероприятия требуется определенная обувь, даже не поднимался. Те кинозвезды и светские львицы, которые не пожелали надевать каблуки, преспокойно вышагивали по набережной Круазетт в балетках и кедах.

Идеи бодипозитива и антиэйджизма распространились настолько, что лишний вес и признаки старения перестали считаться катастрофическими недостатками. К примеру, в прошлом году 79-летняя актриса Джейн Фонда запретила ретушировать ее фото, готовившееся для публикации на обложке журнала Town & Country, а в интервью подчеркнула, что попытки искусственно омолодиться противоречат ее представлениям о прекрасном.

Оказалось, что полная, немолодая и не подпадающая ни под один раскрученный типаж женщина тоже красива.

Нажмите для увеличения

Fullscreen

Инфографика: Елизавета Букреева

"Наконец-то это стало модным — быть естественной, быть собой: не скрывать свои формы или возраст. Лицами брендов и рекламных кампаний все чаще оказываются модели plus size, или в возрасте за 60, или с минимальным мейком. Сначала Mango, а затем и другие бренды женской одежды заявили о расширении возрастного диапазона целевой аудитории. Разнообразие проявляется во всем. Например, появились модели с инвалидностью", — говорит женский фотограф и автор социального фотопроекта Fearless Лера Польская.

Особенно радует ее закон, принятый недавно во Франции, который ограничивает степень ретуширования рекламных фото. Теперь запрещено умалчивать о том, что формы тела модели корректировали в фотошопе, — это должно быть указано при публикации.

"Новые правила уже сказываются на политике больших фотостоков, в первую очередь на Shutterstock. А это означает, что дело не ограничится Францией, подход к изображению женщин скоро изменится во всем мире", — надеется Лера. Ведь сознательно или нет, женщины и девочки сравнивают свои формы с теми, что красуются на рекламных фото, и, как правило, остаются недовольны. Несоответствие тиражируемому стандарту красивого тела рождает комплексы неполноценности. Сравнение оказывается особенно травматичным, если им показывают образцы идеальных пропорций, созданные с помощью коррекции картинки, и выдают за реально существующие тела.

"В 2018 году в тренде будет любовь к себе и принятие разнообразия мира, по мере распространения мобильной фотографии идеальная картинка утратит ценность, — прогнозирует фотограф. — Я жду выхода в медиа новых героев — обычных женщин, которые точечно влияют на общество и делают мир лучше".

Справедливости ради отметим: Лера Польская не просто ждет новых героев, а помогает им раскрыться. Ее социальный фотопроект Fearless ("Бесстрашные") посвящен тем самым женщинам, меняющим мир. Это выведенные в публичный доступ портреты и истории героинь, пример которых должен вдохновлять других женщин быть собой и осознать свои истинные желания. Цель Леры — вселить в украинок уверенность в том, что нет нужды следовать шаблонам, привнесенным извне. Она уже собрала больше тысячи историй и в этом году планирует издать часть из них в формате книги.

Право сказать "нет"

Многие сетевые Fashion-бренды прежде ориентировавшиеся на молодых женщин, в 2017 году заявили о расширении возрастных границ целевой аудитории

Можно сказать, что 2017 год прошел под девизом "Хватит молчать". Публичному обсуждению подвергли темы, которых прежде принято было избегать. Одна из самых болезненных — сексуальная агрессия, насилие и домогательства. Флешмобы в социальных сетях, публичные обвинения в адрес знаменитых и влиятельных людей, показательные суды — все говорит о том, что в западном мире настала пора нулевой толерантности к подобному поведению. Особенно показателен скандал, разрушивший карьеру одного из самых успешных продюсеров Голливуда Харви Вайнштейна. Началось все с серии публикаций в New York Times, героини которых утверждали, что подвергались сексуальному преследованию и насилию со стороны Харви. В итоге Вайнштейн был уволен из им же созданной корпорации, вылетел из оскаровского комитета, получил волчий билет в киноиндустрии и потерял жену.

Секс-скандалы в Голливуде вспыхивали и раньше. Мастера кинопровокаций Романа Полански обвинили в изнасиловании, а короля саркастической комедии Вуди Аллена — в растлении несовершеннолетних. Однако оба продолжали снимать кино и после скандалов оставались в числе самых видных фигур отрасли. Кроме того, Полански и Аллен обошлись без публичных извинений — напротив, оба утверждали, что медиа, кричащие о недопустимости их поступков, делают из мухи слона. Теперь все иначе. Изменившееся общество больше не прощает подобных вольностей. Вайнштейну пришлось опубликовать монолог с просьбой о прощении, обращенный ко всем, кого он мог оскорбить, и попрощаться с большим кинобизнесом.

Скандал с Вайнштейном стал отправной точкой мощной информационной волны, направленной против деятелей кино, позволяющих себе сексуальную агрессию или домогательства по отношению к женщинам. В СМИ зазвучали обвинения в адрес звезд первой величины — Дастина Хоффмана, Бена Аффлека и Ларса фон Триера.

В Украине о нулевой толерантности к домогательствам говорить еще очень рано. Суды нашей страны пока ни разу не признали факт домогательств. К тому же истицы, подававшие такие иски в 2017 году, вскоре после проигрыша, как правило, становились ответчицами по делам о репутационном ущербе. Даже сетевой флешмоб #яНебоюсьСказати, в котором жертвы сексуальной агрессии обнародовали свой опыт, был воспринят неоднозначно. Впрочем, 2018 год обещает быть переломным. От формирования новых стандартов отношения к женщине до переоценки норм сексуального поведения — один шаг.